А ну вас в баню!

Зоя Слотина
Той весной я совсем расклеилась. Меня не умиляло заметное таяние снега, весенние ручейки на улицах, ребятня в разноцветных курточках, с шумом пускающая кораблики красными от холода ручонками. А яркое праздничное солнце, которое торчало сутками на небе, вообще мешало жить. От солнца перед глазами прыгали чёрные пятнышки.
Умом я понимала, что это фокусы переутомления. Усталость давила на веки сразу после сна, из-за неё незатейливая семейная текучка достала до печёнок, а слабое воспоминание о любимой работе вызывало приступ тошноты. Ну как жить с этим, даже если умом понимаешь причину такого самочувствия?
Конечно, есть проверенный выход из положения в виде благославенного больничного листа, освобождающего на короткий срок от посещения места службы. Но тащиться к врачу, тоже уставшему от жизни человеку, сидеть в унылой бесконечной очереди и противным голосом нудеть о своих проблемах, показалось до того отвратным делом, что в полном отчаянии я плюхнулась на кровать, засунула голову под подушку и простонала глухим от горя голосом:
-А ну их всех в баню!
Новизна нечаяной мысли меня ошеломила. Я опомнилась и, отшвырнув подальше подушку, села. На память пришли многочисленные упоминания в литературе о лечебных свойствах русской бани. С каким постоянным восхищением и удивлением писали русские авторы о парной. Герои романов и повестей лечились от похмелья в бане, при трудных родах тащили роженицу в баню, от прострелов и радикулитов спасались в бане,  а уж при простуде и лихорадке другого лекарства не знали. Даже сказочные Иваны от бабы Яги в первую очередь требовали баньки с устатку, а уж потом говорили о делах. А я  попробую избавиться от переутомления тоже в бане.
-Эврика! – заорала я и стала лихорадочно собираться в ...баню.
Быстрые сборы: полотенце, мыло, мочалка, да смена белья, не заняли много времени. Ап! И я выскочила из автобуса и резво направилась ко входу в городское общенародное  заведение. Но тут от волнения, от вспышки эмоций, от слепящего солнца я ослепла. Черно перед глазами, ничего не вижу. Более безнадёжно глупого положения мне  и не припомнить. Ну не кричать же о помощи? Надеясь на скорое прозрение, я, не шевелясь и не паникуя, стояла на дорожке, ведущей к моей цели. Послышались отчётливые женские голоса, говорили о парной. Я двинулась за голосами и  вместе со смеющимися девушками оказалась в сумрачном вестибюле новой баньки. Зрение вернулось. Я подошла к кассе, купила билетик и вслед за девушками отправилась в предбанник. Пахнуло влажным воздухом. В длинной комнате, как в вагоне электрички, стояли жесткие диваны с высокими спинками, на которых кое-где сидели закутанные в белые простыни распаренные фигуры. Я стояла и смотрела, не зная, что делать дальше.
-Вы первый раз в бане? – раздался рядом доброжелательный негромкий голос.
-Да. Я не знаю, кого спросить, где моё место и какие здесь порядки, - промямлила я, готовая дать дёру, пока не наделала каких – нибудь глупостей.
-Идите сюда. Здесь как раз свободное место. Раздевайтесь. Одевайте шапочку, берите полотенце и пойдёмте в парилку. Я вас провожу и всё покажу.
-Какую шапочку? Я не знала про шапочку. А зачем полотенце в парилку? Я не хочу в парилку. Я боюсь парилку.
-Вы в детстве ходили в баню? Все москвичи мылись в бане. Раньше многие жили в коммуналках и домах без удобств.  Хи-хи. Помните? А вы москвичка?
-Я никогда не мылась в бане.
-Ну, сейчас-то мы сначала моемся в ванне, а уж потом идём в баню. За здоровьем ходим. Я вам сейчас всё покажу. Сначала возьмите за два рубля у банщицы полотенце и простынь. Своим полотенцем обмотайте голову, а на купленном будете сидеть в парилке. Свои вещи и простынь оставьте на диване. Здесь никто ничего не возьмёт.
Я решила принять помощь доброй самаритянки и не пожалела. Она взяла меня за руку и провела через общий помывочный зал в парилку. В зале стояли мраморные скамейки, а у стен разнообразные душевые кабины. Многие женщины сидели на скамьях и усердно тёрли себя мочалками, макая их в шайки. В тот раз я всё хорошо не рассмотрела, не до того было. А кроме того, я просто плохо видела.
-Перед парилкой нельзя мочить кожу водой. В самой парилке сидите тихо, не двигайтесь. Если резко двигаться, можно обжечься. Как появится пот сразу выходите и под душ, я вас встречу, - инструктировала меня добровольная помощница.
Парилка меня заинтересовала. В ней было жарко, но терпимо. Ничего страшного.
Маленькая комната, где в левой половине за барьером было четыре широкие полки, поднимающиеся лесенкой, как в амфитеатре. На полках сидело довольно много женщин. Все в толстых шапочках. Слева от них у стены узкая лестница. По её ступенькам можно подняться к полкам. Справа от полок железная  печь с раскалёнными камнями. При нашем входе одна купальщица встала и плеснула из ковша водой на камни. Густой душистый пар сразу заполнил комнатку. Однако никакого особого жара, стоя у входа, я не почувствовала.
-Каким образом можно здесь обжечься? – подумала я и усмехнулась, тут  моя проводница обратилась к купальщицам:
-Дамы! Эта женщина пришла в баню первый раз и ничего не знает, помогите ей.
Ко мне отнеслись с пониманием. Помощниц оказалось очень много. Заговорили, загалдели, посыпались советы. Я кивала головой, соглашаясь со всеми. Меня усадили на предпоследний ряд. На последней, самой верхней полке никого не было. Я замерла, и все угомонились. Через несколько минут опять плеснули водой из ковшика на камни. Пар жаркой волной окатил меня, и кто-то простонал:
-Хорошо.
Рядом сидела упитанная дама и махала веничком, как веером, легонько шлёпая себя.
-И правда хорошо, - подумала я расслабляясь.
Сижу, привыкая к жару. Я с облегчением закрыла глаза. Хлопнула дверь. Наверно кто-то вошёл или вышел. А мне всё равно. Лень глаза открывать.  Опять плеснули.
-Ого! Есть наслаждение в аду, - тут же перефразировала я Пушкина, жар достал до желудка.
И я почувствовала, как пот полился по лицу,  опустила глаза на ладони, в них была вода. Я резко подняла руки, чтобы смахнуть пот и почувствовав, что кожу рук обожгло,  непроизвольно ахнула.
-Не делайте резких движений и уходите под душ. Вам пора, - сказала упитанная соседка. Я взглянула на неё. Она сидела абсолютно сухая и блаженно улыбалась.
Мне было уже не просто жарко. Казалось, что съеденый завтрак вот-вот закипит. Я поползла вниз. С каждой ступенькой становилось прохладнее. У выхода из парилки меня  встетила первая помощница.
-Я уже хотела идти вытаскивать вас. Думала, что вам с непривычки стало нехорошо. Вы уже семь минут сидели в жару. Меня зовут Галя, а вас?
-Зоя, - едва разлепив губы, ответила я.
Удивительно субьективно восприятие времени. В разных обстоятельствах оно течёт по разному. Мне казалось, что я парилась ну никак не меньше часа. А на самом деле я вошла и практически тут же вышла.
-А теперь душ. Простой тёплый душ. Через десять минут отдыхать.
Я постояла под слабыми струйками прохладной водички и будто заново родилась. На душе легко и спокойно. Глаза отдохнули, предметы стали отчётливо проступать из пара. Через некоторое время Галя опять нарисовалась передо мной и увела меня в предбанник. Привела к моей скамейке. Вот радость, я то уже успела забыть, где я обосновалась. Она закутала меня в простынь, усадила и велела закрыть глаза. Я немного испугалась,  вдруг усну, но решила не противиться процессу. Нет, я не уснула. Просто посидела без мыслей немного. Во мне опять проснулся интерес к жизни. Открыла глаза и увидела, что Галя при параде. Она успела одеться, уложить волосы и подкраситься.
-До свидания. Я ухожу. Теперь вы не пропадёте. Сходите ещё в парилку, два раза, не больше. Хорошо промассируйте тело мочалкой с мылом в помывочной. А когда прибудите домой, не пожалейте времени, потрите себе морковь и съеште со сметаной. Помолодеете на десять лет. Хотя вы и так молоды, но для женщины омоложение никогда не бывает лишним. Всего доброго! До встречи в бане!
Я, чувствуя себя здоровой и счастливой, рассыпалась в благодарностях.  А Галя лучезарно улыбнулась и исчезла. Дальше всё пошло как в песне. Я рванула в парилку. Досидела до пота, однако сидеть пришлось дольше. Потом понеслась под душ, но попала в другую кабинку, и сильные струи воды отдубасили меня по полной программе. Однако мне это страшно понравилось. Выскочила в предбанник, завернулась в простынь и честно пыталась заставить себя закрыть глаза, но они не желали быть закрытыми. Какое-то время я потаращилась на окружающее, увидела на стене несколько фенов, медицинские весы. Подошла и взвесилась на всякий случай. Очень хотелось поделиться с кем-нибудь своими ощущениями, но в предбаннике народу было мало, а те, что были, находились в нирване. Собеседников не нашлось, и я поскакала в парилку.  Энтузиастки  не забывали поддавать пару. Плескали и отварами, и чистой водой.  Я сидела на предпоследней полке долго, но пот не желал появляться. Подумала и решилась пересесть на самую верхнюю полку. Дышать стало трудно, даже немного замутилось в голове, но кожа  немного увлажнилась. И я, довольная собой, удалилась. Взяла шайку, воды набрала погорячее и добросовестно отодрала свою шкуру до блеска.  Холодный душ, и вот я, довольная собой, сижу в предбаннике и отдыхаю перед последним броском. Я, конечно, не взяла косметичку, забыла расчёску, но нисколько не тужила об этом. Ничего, волосы причешу пальцами, подсушу, натяну шапку пониже и сойдёт. Я была счастлива и готова к добру и подвигу.
Следущее произошло как во сне. Открылась дверь из помывочной вышла женщина – цветок. Она не шла, она плыла на пальчиках. Я увидила сначала её невероятно стройные ноги, потом гибкую тонюсенькую талию, прямые довольно широкие плечи,  упругую грудь, красивой формы руки и  на прямой шее гордо посаженную голову. Форма её тела напоминала цветок ландыша. Она приближалась к моему дивану, а я умирала от зависти. Красота женского тела для меня не новость. Я видела античные скульптуры, я видела картины великих мастеров, но это живая, чёрт возьми, советская женщина! Я не смотрела на её лицо. Лицо не имело практически никакого значения при такой сказочной красоте тела. Когда прошёл первый шок, я различила множественные рваные шрамы на теле этой удивительной женщины. Они не выглядили безобразными багровыми рубцами. Их как будто рисовали белой краской тоненькой кисточкой дрожащей рукой. Женщина подошла ко мне.  Она  оказалась моей соседкой по дивану.
-Простите, я вижу, что вас смущают мои шрамы? – спокойно обратилась ко мне подошедшая.
Наверно, я неприлично долго пялилась на женщину. Стало немного стыдно, но любопытство взяло верх.
-Да, простите, пожалуйста. Я обратила внимание на вашу красоту. Вы похожи на цветок ландыша. А шрамы я увидила не сразу. Откуда они у вас? – невинно спросила я.
Женщина немного растерялась, потом улыбнулась и охотно рассказала свою невероятную историю. Она попала в автомобильную катастрофу в возрасте тридцати восьми лет. Ехала компания друзей за город на пикник. Они с мужем сидели впереди, а друзья вчетвером поместились на заднем сидении жигулёнка. Ехали, шутили, весело смеялись. На дорогу выскочил трактор. Никто его раньше не заметил на обочине. Муж поздно затормозил, и врезались. Все кроме Марии, так звали женщину, погибли. Её спасло то, что жена одного из друзей при торможении перелетела с колен своего мужа и упала на лобовое стекло перед Марией.  При столкновении она приняла удар на себя. Марии  раздробило кости таза и ног, но она осталась жива. Хирурги собирали её по кусочкам. Два года лечили. Хорошо то, что сердце выдержало, а кости сраслись. Но остались нечеловеческие боли. Погибли её муж и их друзья, а она не жила, она существовала, сходя с ума от боли, которая не отпускала её ни днём, ни ночью. Ей дали пенсию по инвалидности первой группы. Она полгода училась стоять и передвигаться на костылях. Что ждало впереди? Одиночество и страдания. Она не хотела жить. Пару раз была близка к самоубийству, но спасали её нерешительность  и благоприятное стечение обстоятельств. Ежегодно она получала бесплатные путёвки в подмосковные санатории. И вот однажды она попала в санаторий, где работала врачом древняя одинокая старуха. Эта старая женщина, врач от бога, поставила её на ноги и подарила жизнь. Она вошла в комнату Марии в злую  минуту, когда та стонала и корчилась от болей в связи с переменой погоды. Калека могла бы работать внештатным синоптиком, так чувствительно было её тело к переменам давления, температуры и направлений ветра за окном. Врач долго объясняла ей причину возникновения болей и в заключение посоветовала больше двигаться, делать больше физических упражнений, например, заняться бальными танцами. Мало того, она устроила её в группу бальных танцев к своему хорошему знакомому.
-Мария, я не поняла. Причём здесь бальные танцы. Я понимаю, когда  назначается лечебная гимнастика, когда используются специальные тренажёры... А танцы...
-Видишь ли, человеком управляют сильные желания, стимул что-ли. Но какой у меня был стимул? Я его не находила. А танцы...Понимаешь, это движение под прекрасную музыку.
У моего преподавателя была записана музыка великих композиторов. Музыка сказочной красоты. Её слушаешь и почти не замечаешь величину нагрузки, а боль отступает. Музыка будит самое лучшее в моей душе. Она зовёт куда-то в волнующие дали. Музыка рождает надежду. Потом, конечно, натруженные мышцы и кости  берут своё, заставляют рыдать, но это потом. А сначала радость бытия.
-Неужели танцы сформировали такое дивное тело? Мне кажется, что от природы вам многое было дано.
-Скажем так, к тридцати восьми годам мой скелет сформировался. Но я не отличалась
ни точёными формами, ни пластикой движений.
-Ну, это судить другим.
-Я не интересничаю. Это факт. Я ведь никогда не избегала зеркала.
-А что же теперь? Вы же ...Как вы достигли такого результата?- я допытывалась, забыв о деликатности. Мной руководила жажда красоты, стремление к совершенству собственного тела. И Мария меня поняла правильно. Она твёрдо посмотрела мне в глаза.
-Да, я не юная девушка. Это вы хотели сказать?
-Поверьте, я не хотела вас обидеть. Но вы прекрасны! Я тоже живая, и мне хочется...
Слова на губах замерли от осознания собственной дерзости, но глазами я молила открыть мне великую тайну перевоплощения.  Я готова была на всё ради красоты. Мария решилась.
-Я так скажу, что это нелегко. Результат может быть не столь ошеломительным. Но при большом желании многое возможно. Я не сижу на диете, но количество пищи строго ограничиваю. Я не изнуряю себя разными методиками очищений, но хожу регулярно в баню.
Это чудо сотворила баня. Сейчас я пять раз захожу в парилку, но при этом выпиваю два литра полусладкого чая с настоем шиповника. В сентябре я уезжаю на юг к морю. Ем много фруктов и много плаваю. Мне хорошо в морской воде. Снимаю нагрузку с позвоночника, отдыхаю. Результат налицо.  Меня сняли с инвалидности. Наконец, я стремлюсь к красоте.
-Это всё?
-Всё. Никакой тайны.
Мы простились как родные сёстры. Обменялись телефонами, но ни разу больше не разговаривали и не встречались. Нет, я её не забыла и, наверное, никогда не забуду. Иногда я звонила, но её не заставала. Мне говорили дети, что  мне звонила какая-то Мария, по-доброму распрашивала про меня и передавала привет. Но вот так всё неудачно сложилось. Моя жизнь пошла в другом направлении. Закрутились, завертелись события и люди. Возникли новые интересные обстоятельства, и через полгода после нашего знакомства я уехала в деревню навсегда. И ни разу я не воспользовалась полученной информацией, о чём до сих пор сожалею.
Что сказать про баню? В тот судьбоносный день я вышла из бани совершенно другим человеком. Я не только прекрасно видела, но и прекрасно думала, потому что избавилась от хандры. Очистились, видно, извилины в голове от хлама. А я стала постоянным поклонником
русской бани.
К слову сказать, баня бане рознь. Правильную русскую баню встречаешь редко. Чтобы всё совпадало: здание должно быть построено правильно, парилка должна быть правильной, а ещё чтоб знатоки попадались и приносили специальные отвары и веники. А ещё важно иметь в бане разного вида душ: для ополаскивания, для массажа, циркулярный душ для успокоения нервной системы. Разумеется, я постоянный  посетитель бани, какая бы она ни была. Но чаще всего встречаются просто помоечные учреждения. Я знакома с  интересными людьми, любителями русской бани. У меня теперь целая группа банных единомышленников. Теперь я не кричу со зла: «А ну их всех в баню!» Теперь я всегда ласково предлагаю: «Давай-ка лучше в баню, а?» или шепчу нежно: «А ну вас в баню!»