Сказка ложь... Страшная сказка - зачем она?

Ани Римон
Наши любимые сказки, они в большинстве довольно странные.
Даже самые расхожие, всем знакомые, полны дикими странностями, если вдуматься.

Сплошь и рядом детей хотят то погубить, то непосильной работой заморить - на глазах или  при участии собственных родителей.

Психологи резво раскапывают комплексы личностных проблем в сказочных перипетиях -
оказывается, что Золушкин папа с Феей-крестной... ну вы поняли=) Ха, а мы и не догадывались!

- Не догадались потому, что слышали сказку в детстве, принимая безоговорочно систему правил, соответствующую этому повествованию.

Спросим у ребенка -
- Может ли Фея спрятаться, так чтоб ее не нашли?
- Конечно!, превратит какое-нибудь дупло в комнату.. (ау, психологи =))

- Может ли Фея сделать сестер Золушки добрыми, а мачеху заботливой? - Почему?
- Она не настолько волшебная, чтобы это сделать.

 
Сказка помогает научиться рассматривать некую ситуацию в поле соответствующих ей правил.
Ребенок сам выделяет их из контекста.
 Даже скорей тренируется, чем учится - дети имеют такой навык изначально,
это помогает им ориентироваться в  сложнейшей системе правил и исключений родного языка, усваивать нечеткие и многофакторные правила  поведения в социальной среде.


- Вы только вчитайтесь в т.н. детские сказки! Это же кошмар, сплошной ужастик! - возмущены молодые родители.

Вам в детстве сказки казались злыми и жестокими или добрыми и светлыми ?

Как же так: Мальчик-с-пальчик спасает братьев от людоеда - к которому родители их отсылают неоднократно,  Баба-Яга порывается съесть детей и взрослых молодцев, жестокие братья коварно изводят, травят, оговаривают Иванушек - а сказка запоминается хорошей, позитивной? Ну уж никак не пугающим кошмаром.
Счастливый финал тому причиной? И он тоже, но очевидно не только -
дети и самую напряженную часть слушают завороженно, а не трясутся в ужасе.

Несформированность морали, в этом дело?
 - Это собственно и есть основной аргумент критиков традиционных сказок: они, мол искажают реальность, показывая невообразимую жестокость, как обыденную ситуацию.

Одна ЖЖешная барышня-журналистка делится впечатлением:
- Расссказала малому(соседскому) по ходу фильма Мумия,  что древние вынимали мозги через нос, маленькой ложечкой: ложечка за ложечкой...  малой был в истерике и писался еще месяц.

Нет, нормальный трехлетний ребенок прекрасно различает добро и зло такого уровня, как в сказках, будет рыдать над ушибленным котенком  (рассказом про Серую Шейку или про потерявшегося щенка).

Ребенок слушает сказку и задает кучу вопросов - что такое коромысло, а зачем оно такое,
 а почему колодец глубокий и еще тысячу.
И не спрашивает:  - Зачем отец отвез Настеньку в лес?
Принимает как должное, как в порядке вещей.
 Хотя "по жизни" уже точно знает, что так обращаться с детьми нельзя, даже с животным нельзя!
Братья отрезали голову спящему Иванушке (которую потом живой водой приживляли)- малыш слушает, не заходится в плаче: принимает такой "порядкок вещей" естественным - естественным для этой сказки.
Т.е. выступает как бы соавтором  повествования, начинающегося с допущения "Пусть будет мир, в котором нормально отвозить детей в лес". Всё дальнейшее развитие событий воспринимает в соответствии с этим допущением.
 Мачеха и ее дочка получили по заслугам. - Почему Настенька не обиделась на папу?
Братьев-злодеев Иванушка лишь чуть пожурил после коронации (аналогично сестер-лиходеек в других сказках)
- не удивлялись, почему? Малыш не удивляется - а чего их наказывать, если в том мире нормально то, что они сделали.
Вот грубить Деду Морозу - не по правилам, за что старухина дочь и огребла по-полной, лягушек на язык.


"Пусть..." и дальше что-нибудь несуществующее-невероятное:  это ведь традиционный прием фантастических сочинений.
Только современная фантастика в массе своей делает это допущение в мире предметном -
"пусть гравилёт/машину времени/нуль-переход уже изобрели, космос заселили, динозавры ожили":
собственно и всё, в этих декорациях разворачивается жизнь героев с до смешного обыденной, привычной нам схемой взаимоотношений  (дружба-предательство-ревность-зависть-бравирование-иерархия) и с привычной же системой оценок.

Что малышу фантастические декорации: для него и обычный мир еще полон неизведанного -
что гравилет, что фуникулер; чем особо удивит динозаврик, если  и зоопарк  - страна чудес.

Классические сказки делают допущение в другой области - в сфере социального.
Сфере, наиболее бурно осваемой малышом, наиболее интересной и существенной для него на данном этапе развития.
Ребенок чувствует невероятность сказачного допущения (даже если не может объяснить своего впечатления), ментально  как бы играет с разными этическими системами, тем самым  более четко осознавая позитивность нашей реальной этики - по контрасту с жестокостью сказочной обыденности.
В любимом младшими школьниками "мифотворчестве" на тему Черной Простыни и Красной Руки, тоже ведь такого рода допущение. (В историях из серии "Девочка-девочка, выключи радио, Гроб на Двенадцати Колесиках заходит в подъезд.." в итоге выясняется, что источник всех ужасов - собственная мама девочки.
И тут психологи принимаются откапывать "комплексы" - мол мама наказывает, у ребенка подсознательные страхи..
В пионерлагере палата на сорок детей и у всех родители изверги? Да ну. Детишки из самых благополучных семей вдохновенно пересказывают эти истории  - все тот же эффект контраста: "пойдем побоимся", что б прочувствовать, как же все-таки хороша родная реальность =)


Чем мы можем помочь ребенку в осмыслении сказочного мира - так это научить его четко и внятно формулировать понятое, выражать свои мысли словами.
Задавайте вопросы не подсказывая ответ, но так, что б ребенок мог ответить на него коротким предложением.

---------------------
PS
Способность улавливать негласно присутствующую в тексте систему правил и задачи-обманки

Есть такие, якобы на сообразительность,  где ответ прост, но на удивление многим не дается.
Отгадавших объявляют имеющими "нестандартное мышление":
на самом деле это те, кто неспособен воспринимать правила, неявно задаваемые контекстом - из-за отличающегося культурного кода или опыта полученного в детстве  (кст, занятный бы вышел тест на аутентичность  :) .
(Классика: "Даны четыре точки. Соедините их отрезками, так чтобы получилось четыре равносторонних треугольника". Формулировка намеренно имитирует традиционную задачу из геометрии.
Дисциплина мышления ограничивает рассуждение плоскостью - потому как манипуляции с рисованием в воздухе, сгибанием тетрадного листа не предусмотрены  условностями понимания таких заданий.  Потому и решение - выстроить точки в пространстве, пирамидой, окзывается неожиданным.)

Со старшим дошкольником в процессе чтения сказок  можно поговорить о системах правил (как этических, так и прочих, о нахождении их "области определения", уместности тех или иных ожиданий в рамках мира, обрисованного конкретным сюжетом.
...Сестрица-Аленушка покормила мышку - та не выдала ее Бабе-Яге.
- Могла ли мышка взять угощение и все-таки выдать Аленушку?
(в жизни ведь бывает.. - ну, да, такова реальность, наш мир тоже не всегда на высоте :(
...Мороз наградил вежливую и прилежную Настеньку и наказал ленивую, нелюбезную дочь старухи.
- Могло ли быть так, что Мороз предпочел старухину дочь за то что она ухожена и пригожа, а Настенька чумаза и бедно одета? ...

Во всяком случае - сказки хорошая возможность задуматься, побеседовать с ребенком о мире и о жизни.

(а иногда повод рассказать о природе, об основах естествознания:
- Гадкий утенок переживал из-за того, что он не похож на других?
- Или из-за несправедливости, когда гонят и бранят только за непохожесть?
- Значит звери плохие, злые?
- Нет, это закон природы:  животные избавляются от больных особей, опасных для остальной стаи.
Даже если "неправильный" не болен чем-то заразным -  животные этого определить не в силах.
В отличии от... )


Совместный анализ будет способствовать развитию гибкости, способности выйти за рамки "стандартного мышления", напр, если некая задача не решается в рамках правил, принятых по умолчанию.

___________

А  вообще наши волшебные сказки хороши, лиричны и поэтичны - нет причин от них отказываться :)
Особнно если  сказки рассказывать, с певучими интонациями - как некогда бабушки рассказывали, а не наспех невыразительно "отчитаться" по книжке.

И да, кст, однажды дети все-таки начинают задумываться и задаваться вопросами - "А чего Аленушка не убежала с братцем?" (версия - "Пошли бы к социальному работнику!" :)
"А зачем Иванушка пошел за царевной, она же добровольно к Кащею улетела?", "А если бы Кащей сам иголку проглотил, у себя в брюхе прятал?", "Если он такой волшебник, чего ж он не..." -
- это значит, что время сказок позади, пора переходить к детским энциклопедиям и другой познавательной литературе :)