Z-триз. дискуссия. 8. в. герасимов -2- в. сорокину

Виктор Сорокин
Z-ТРИЗ. Дискуссия. 8. В.Герасимов (2) В.Сорокину

***

В.Сорокину

Здравствуйте, Виктор!

Отвечаю с некоторой задержкой. Мне захотелось обсудить отдельные моменты Вашего письма с коллегами. Откликнулся на мое предложение только Захаров Алексей. По его просьбе посылаю вместе со своим и его письмо.
Меня заинтересовал Ваш метод скоростного изобретательства. Вы пишете, что не видите смысла в его изложении, пока любое изобретение можно использовать во вред человечеству. Но такая ситуация сохранится еще очень надолго (чуть не написал навсегда, это наверное не так). И не в методе тут дело, на мой взгляд, он ведь только инструмент, как кухонный нож, например. Его ведь тоже можно использовать во вред людям. И только от конкретных людей зависит, что будет выбрано. Я же хотел отметить только, что всегда изобретал медленно, скорее методом последовательных приближений к ответу, который и меня, и других устраивал.

Чтобы пояснить, как это происходит, привожу ниже старую запись решения учебной задачи. Конечно, работая со специалистами сейчас, я веду себя не так, как с детьми, но общий подход остается. В тексте я оставил все так, как было написано 11 лет назад. Писал я только для себя, материал этот нигде не использовал. И хотя он остался неоконченным, думаю, общее представление о работе таким способом дает.

У меня появилась e-mail, адрес: < vladimirСОБАКАgerasimov.spb.ru
До свидания. С наилучшими пожеланиями,
ВЛАДИМИР ГЕРАСИМОВ
30 апреля 1996 года

***

Приложение

Задача о бассейне для прыжков в воду

Я работаю инженером на крупном электромашиностроительном предприятии уже 17 лет. Шесть лет назад на курсах повышения квалификации впервые познакомился с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). Увлекся этим новым для меня делом я всерьез – закончил ленинградский двухгодичный народный университет научно-технического творчества (НУНТТ), несколько раз в разных городах страны был на семинарах по ТРИЗ – сначала в качестве стажера, а потом преподавателя. Сейчас, вместе с другими преподавателями, провожу обучение ТРИЗ у себя на предприятии, в институте повышения квалификации нашего министерства и на втором курсе НУНТТ. Последние пять лет применяю ТРИЗ на работе при поиске и решении технических, изобретательских задач – это стало моей основной профессией.

Обучать решению задач приходится, как правило, зрелых инженеров. При этом, чем они квалифицированнее и опытнее, тем лучше. Но проучивать таких специалистов тяжело, они уже привыкли больше учить других, чем учиться сами. Поэтому мне давно хотелось поработать со школьниками – знаний у них, конечно, меньше, чем у инженеров, но зато учиться они умеют и переучивать их не нужно.

Под рукой у меня трое школьников: сын Ваня, перешел в четвертый класс, и две дочери Настя-первоклассница и Аня, учится в шестом классе. За два последних года мы все вместе несколько раз решали задачи, опубликованные в литературе по ТРИЗ и в газете «Пионерская правда», где изобретательскую рубрику ведет писатель Г.Альтов: о шарнирной стойке светофора, смешивании реактивов для получения киноэффекта, о складывающейся мачте корабля, о перекатывании рельса и еще 5-6 задач. Пробовали придумывать новую игрушку.

Раза два я давал задачи из жизни и свои производственные. Получалось по-разному. Иногда ребята сами быстро выходили на контрольный ответ, а иногда только с моей помощью и после подробных объяснений. Записей хода решения мы не делали, так как обычно решали задачи во время прогулок. Я рассказывал ребятам об идеальном конечном результате (ИКР) в доступной для них форме: то, что нужно, получается само и бесплатно, помогал формулировать противоречие: У нас есть то-то... Что при этом хорошо? Что плохо? Но в основном поиск решений велся классическим перебором вариантов. Поэтому правильные ответы в газету мы не посылали, ведь они выскакивали вместе с кучей неправильных и ни о чем не свидетельствовали. Задачи посложней были детям пока не по силам.

Чаще всего решали задачи мы вдвоем с Ваней, ему ближе технические проблемы. Аню отвлекали более важные девчоночьи дела, а Настя подключалась к работе совсем редко, так как по малолетству ей все это было не очень интересно. Год назад по моему совету старшие ребята попробовали прочитать книгу Г.Альтова «И тут появился изобретатель», но не осилили сказалось отсутствие знаний по физике. Так что знакомство с ТРИЗ у них еще впереди.

Перед ноябрьскими праздниками я предложил детям порешать вместе задачи, опубликованные в «Пионерской правде» 18 октября. Я коротко записывал ход решения, а ребят попросил рисовать то, что они предлагали. На основании этих материалов привожу подробную запись, опуская только повторы и отвлечения.
Сначала я собирался привести только стенограмму – кто что сказал и предложил. Но в процессе работы появилась необходимость вести комментарий. Мы договорились, что текст пишу я, а картинки-иллюстрации делают Аня и Ваня на основе своих рабочих эскизов и по памяти. Договорились также писать и рисовать только то, что было, по-честному, даже если это не совсем приятно.

Задачу о бассейне для прыжков в воду я поставил по-другому, чем приведено в газете – наша газета куда-то пропала и сокращенный текст задачи я узнал от знакомых по телефону. Контрольный ответ (интенсивное насыщение воды пузырьками воздуха) я знал, он был опубликован в журнале «Изобретатель и рационализатор» №5 за 1985 год (микроинформация МИ 0522 о а.с. №1127604), поэтому сформулировал задачу так:
Опытный спортсмен во время прыжка с вышки входит в воду вертикально, практически не создавая брызг. У новичков так не получается: они часто шлепаются животом или спиной и поэтому вынуждены прыгать с малой высоты. Обучение идет медленно, высота прыжка увеличивается постепенно.
Было бы здорово прыгать сразу с большой высоты, не рискуя однако сильно удариться при неудачном приводнении.

(...)

[Публикацию текста записей и его обсуждение мы отложим на будущее.]
Мои записи на этом кончаются. Остались черновики и эскизы, в которых зафиксировано продолжение нашей работы:
Мы придумали, как сделать, чтобы пузырьки в бассейне появлялись только в том месте, где спортсмен входит в воду.

Нашли возможность количественной оценки прыжка. Так, чем меньше лучей пересекает спортсмен, т.е. чем вертикальнее он входит в воду, тем лучше. Результаты можно получать не на глазок, а объективно в процентах на экране дисплея. Пришлось помучиться, пока придумали, как учитывать разницу в габаритах людей. Ведь крупный спортсмен, входя в воду вертикально, пересечет столько же лучей, сколько маленький плашмя.

Решали задачу об изменении плотности воды в бассейне не только в меньшую, но и в большую (>1) сторону: было предложено использовать в нижних придонных слоях концентрированные солевые растворы (подобные морской воде). Такое предложение пригодилось бы не только для более эффективного торможения прыгуна, но и для обучения плаванию в бассейне с градиентом плотности воды по высоте – нельзя утонуть. Правда, осталась нерешенной (она и не решалась) проблема смешивания слоев с разной плотностью.

В.Герасимов
(Ноябрь 1985 года)