Храм духов на моих плечах

Имхотеп
(Опыт научно-художественного очерка)


РАЗ,  В  КРЕЩЕНСКИЙ  ВЕЧЕРОК…

…мы с женой гадали. Наши гости не пришли, и мы вызывали совсем иных гостей. Мы сняли с рук металл – часы и кольца. Мы приоткрыли форточку… Мы зажгли свечи и погасили электрический свет.
И вот, нагретое на пламени свечи блюдце, обжигая пальцы, заспешило по бумаге. Чёрные значки алфавита по очереди словно притягивают стрелу, нарисованную на донышке:

– Г-Д-Е  Я ?  Ч-Т-О  С-О  М-Н-О-Й ?..

– УБЕРИТЕ  КОТА!  ОН  МНЕ  МЕШАЕТ !..

– ИХ-ХИ-ХИ-ХИ-ХИ-ХИ-ХИ-ХИ-ХИ !..

– Я больше не могу! – хохочет Ира. – Ты его подталкиваешь!
– Это ты подталкиваешь! – сержусь я.

– …МОИ  РАССКАЗЫ  О  ЛЮДСКИХ  СМЕРТЯХ…   ЧТО ОНИ  СО  МНОЮ  СДЕЛАЛИ… Я  ВОЮ  ОТ  ТОСКИ… КРУГОМ ОДНИ МЕРТВЕЦЫ…

Мороз по коже! Это был дух Гоголя!
А это дух Пушкина:

– МНЕ  У  ВАС  НРАВИТСЯ.
– Почему?
– ЗДЕСЬ  ЛЮБОВЬ…

– ОТВОРИТЕ  МНЕ  ДВЕРЬ,  ХОЛОПЫ !  –  это Пётр I.

– Отворить? – поднимаюсь я.
– Не надо! – пугается Ирина.
– Просит ведь…

– ПРЕКРАТИТЕ  БОЛТАТЬ !  –  гневается блюдце.

Устали протянутые руки, ломит затылок, во дворе давно брезжит утро…

Комментарий:
На самом деле это происходило в ночь на 13 января 1989 года. Не сердитесь за маленький вымысел. Всё, что описывается далее – происходило на самом деле, разве что я переставил местами некоторые события и убрал лишнее, просто для большей понятности и интереса, и не более того.


ЧТО  ЗА  ТАЙНА  СКРЫВАЕТСЯ  ЗА  ЭТИМ  ДЕЙСТВОМ ?

Всю неделю после первого сеанса донимаю рассказами об увиденном всех встречных и поперечных, от родных до едва знакомых. Быть может, у кого-то найдётся разгадка этого чуда?
Кто-то зазывал нас в гости – естественно, со спиритическим сеансом «на закуску». Кто-то делал страшные глаза и вещал о вреде чёрной магии, или же, подозрительно поглядев в глаза, переводил разговор на другую тему. Наконец, наша соседка втайне обрызгала нашу дверь святой водой и явно взяла с нас (увы – ненадёжное) слово, что мы немедленно прекратим всем этим заниматься…

НО  ДОЛЖНО  ЖЕ  БЫТЬ  КАКОЕ-ТО  ОБЪЯСНЕНИЕ!

С этой мыслью – закопался в старых учебниках по психологии и физиологии. Не выхожу из читалки, штудируя статьи, усердно обличающие шаманов, экстрасенсов и прочих там парапсихологов. Всеми силами возвожу подпорки под своё устойчивое материалистическое мировоззрение…

Итак, спиритическое действо – ловкий фокус? Но я слишком уважаю человека, с которым свела меня судьба, чтобы заподозрить его в обмане. И потом – как быть с теми высказываниями духов, смысл которых был заведомо известен только мне?
И вообще – возможно ли вот так, экспромтом, не будучи специалистом, подбирать подходящие цитаты из Гоголя?
Постойте-ка, постойте-ка…
А есть ли те слова у Гоголя?

Нет!

Ни в одном из произведений писателя «рассказов о людских смертях» – не встречается… Нет этой фразы у Гоголя!

В который раз прошу жену повторить сеанс. Пожимает плечами:
– Но ведь ты и сам хорошо водишь!

Сам?
Днём, в отсутствие Ирины, подсмеиваясь над собой, сажусь к столу и нагреваю блюдечко.
– Гм… Дух Гоголя, придите ко мне. Дух Николая Васильевича Гоголя, придите, пожалуйста, ко мне. Дух…
Следует повторить три раза.
– Дух… Гоголя, Вы здесь?
Стрелка на донышке неуверенно тычется в «ДА».
– Будете говорить со мной?
В ответ – неразбериха… Но блюдце, как будто действительно само, уворачиваясь из-под пальцев,  движется, вращается, словно под ним и в самом деле завёлся кто-то. Руки – будто не мои… Сквозь помехи, из букв слагаются слова:

–  А  ПОЧЕМУ  С  ВАМИ  НЕТ  ВАШЕЙ  УВАЖАЕМОЙ  СУПРУГИ ?

Поспешно объясняю (вслух, кому?!), мол: так и так…
– Будете говорить со мной?

– Я  УСТАЛ.  СПЛЮ. НЕТ !

Что ж, до свидания… Вторая попытка. Вызываю дух Пушкина:
– Дух Пушкина, Вы здесь?

–  НЕТ.

– А кто со мной говорит?

– ДУХ  ПУШКИНА.

– Но… Вы здесь?

– НЕТ.

– А где Вы?

– Я  СПРЯТАЛСЯ.

И действительно, как я мог забыть! Днём духам положено отдыхать и прятаться…

Чушь какая-то, мистика. Снова побаливает затылок. От перенапряжения участков мозга, контролирующих зрение и координацию движений? Или же… внутри меня говорил, и мыслил ещё кто-то? Отчего мозг стал работать вдвое энергичнее?


ИДЕОМОТОРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ещё в школе ставят опыт с шариком, подвешенном на нитке, другой конец которой зажат в пальцах. Система неподвижна, пока не закроешь глаза и не вообразишь что-нибудь, что может катиться и качаться: колесо, вентилятор, маятник. Затем – открывай глаза и «с удивлением убеждайся» – шарик на нитке совершает круговые движения.
Так же, объясняет литература, непроизвольными (идеомоторными) толчками пальцев мы передвигаем и блюдечко по алфавитному кругу. Подталкивай себе потихоньку и – сам, логически выстраивая буковку за буковкой, получай любые ответы…
А дальше?
Мой любимый В. Мезенцев, уделив в одной из своих книг целую главу объяснению спиритических явлений, не забыл упомянуть о том, что спиритизм существовал ещё в Древней Греции как способ гадания жрецов (грузик на нити поочерёдно касался букв, начертанных по окружности). Не преминул рассказать и о том, что в современной Америке популярна игрушка в виде наполненного жидкостью шарика с застеклённым окошком, в которое видны поочерёдно буквы на погружённом в эту жидкость другом шарике… И окончил эту интереснейшую главу высказыванием всезнающего Энгельса: «Спиритизм – дичайшее из всех суеверий…»

Следовательно – простое шарлатанство? Незнание законов природы?
Но, рассуждая так,  приходится признать, что занимаюсь обманом самого себя. Заготовил заранее тексты, заучил наизусть, потом специально забыл, откуда взял…  Н-да, вот чего никогда не замечал, так это того, что страдаю раздвоением личности!
Чушь!

«Ах, это так просто и легко объяснимо!» А вот и нет. И те, кто пишет такое – скрывает свой элементарный страх перед необъяснимым. Самому попробовать – слабо? Слабо. А безаппеляционно разглагольствовать на эти темы, получается  – отнюдь.

А вдруг это – долгожданное средство для того, чтобы сосредоточить свои умственные силы, ключик к тайным хранилищам памяти?
А может быть, верно и то, что человек жив, пока жива память о нём?
И, значит, не так уж и неправы были древние египтяне, утверждавшие, что он живой, пока, хотя бы, живёт только имя?
Тогда где-то внутри каждого из нас должен быть запрятан свой Гоголь? И он – не формальный, выхолощенный в школьной хрестоматии, автор, а по-настоящему живой, глубокий, силой нашей личности воспринятый, по-своему каждым из нас понятый, способный не только ожить, но и пообщаться с нами?


О  ПРАКТИЧЕСКИХ НЕДОРАЗУМЕНИЯХ

Большинство «здравомыслящих» авторов, популярно описывающих различные аспекты спиритических явлений, утверждают, что в результате усилий участника сеанса родится бессмысленный текст, абракадабра,  которую затем так или иначе истолковывают жрецы или медиумы. Причём происходит это не иначе, как усилием воли.
Вот отрывок из статьи столетней давности:

«Простейшим из способов волхвований или гаданий и стремления к соприкосновению со сверхчувственным миром, служит тот, который, возникши в тиши монастырей, практикуется в настоящее время в китайских городах и сёлах многочисленными колдунами и знахарями и напоминает до некоторой степени спиритические сеансы европейцев… /Речь идёт о Китае времён «боксёрского восстания» – Ф.Э./
Под влиянием сильно напряжённой воли человека и горячей его мольбы может проявиться и возвестить свою волю какой-либо из духов.
Способ вызывания его состоит в том, что два человека (в крайнем случае и один) берут небольшую тонкую дощечку и слегка поддерживают концы её указательными пальцами; к дощечке на тонкой шелковинке подвешена заострённая палочка; под ней помещается поднос, наполненный мельчайшим песком, лежащим тонким слоем; к нему едва прикасается заострённый конец подвешенной палочки.
В момент величайшего напряжения воли дух, симпатизирующий месту, где происходят заклинания, снисходит и проявляется в том, что палочка приходит в движение, и конец её чертит на песке иероглифы, которые записываются затем и истолковываются досужими толкователями. Само собой разумеется, что подобные изречения, несмотря подчас на бессвязность и бессмысленность, распространяются в народе, как несомненные пророчества и твёрдое выражение воли проявившегося духа.» /«Душевные эпидемии в современном Китае». Конспект статьи д-ра Воскресенского  в «Русском Враче». Журнал «Природа и люди», №3 – 1901./

Ах, это, «само собой разумеется»! Ах, это «всем давно известно, что»! Ах, это «всем понятно»! Ах, этот чёртов «здравый рассудок», за которым не стоит ничего кроме страха оказаться «белой вороной» в среде «компетентных специалистов», вся заслуга которых в том, что они вначале писали диссертации своим шефам, а теперь, ставши шефами,  получают их сами, не без удовлетворения оглядывая согбенные спины подчинённых!

Принимая во внимание компетенцию автора статьи, д-ра Воскресенского из Харбина, замечу всё же, что контакт с духами (с «духами» ли?) происходит вовсе не в «момент величайшего напряжения воли», а как раз наоборот, в момент расслабления, когда сознание как бы усмиряет свою активность, давая возможность высказаться и другим внутренним силам.
Возможно также, что, глядя со стороны,  трудновато поверить в то, что никакой бессвязности или бессмысленности, при достаточной подготовке участвующих в действе, нет и быть не может. Более того, несколько, много, достаточно большое количество участников, вовлечённых в процесс, способны предугадать многое. Вот свидетельство другого рода. Вспоминает известный иллюзионист и факир Димитриус Лонго (прошу не путать с Ю. Лонго):

«Незадолго до революции меня пригласили в дом князя Юсупова… Поставили условие: незаметно для окружающих я должен приподнимать и раскачивать ножку стола во время спиритических сеансов. Такие трюки мне казались пустяковыми, и в другом случае я бы не согласился, но уж очень хотелось посмотреть спиритический сеанс…
В положенное время меня провели в полутёмную комнату, где сидели 10-12 человек вокруг большого стола. Руки сидящих были на столе, а ноги далеко от стола. Меня тоже усадили. Спирит стал вызывать души давно умерших людей, блюдце задвигалось по столу и указывало на буквы, из которых складывались определённые слова. Участники сеанса спрашивали об одном и том же: что будет с Россией, что будет с автором вопроса? Ответы разных душ были однотипные: страну ждёт мор, а спрашивающего – гибель. Так оно, впрочем, и было потом. Наверное всё это был сеанс внушения… Но  то ли хозяин дома не был уверен в искусстве спирита, то ли хотел максимальной убедительности сеанса – наверное, для того он и нанял меня. По его требованию я должен был незаметно поддевать пальцем ноги ножку стола. Я так и делал. Спирит хмурился, но ничего не говорил. Самое странное было в том, что я не так уж и часто раскачивал стол, а блюдце двигалось постоянно и останавливалось лишь возле определённых слов и цифр; а уж к этому я отношения не имел.» /М. Буянов, «Встречи с факиром», разговор с иллюзионистом Д.И. Лонго; «Наука и религия», № 2 – 1988./

Комментарий:
Зимой, в конце января 1991 года, мы с Ириной демонстрировали спиритический сеанс не кому-нибудь – самому  Владимиру Райкову, известнейшему психотерапевту. По случайности, у нас с ним оказались общие знакомые, и – его заинтересовали наши опыты.
Вызывали дух писателя Михаила Булгакова. Вопросы были примерно такие же, какие описаны выше Д. Лонго, то есть: будет ли впереди улучшение жизни? (кто помнит эти времена – поймёт). Ответ: будет хуже. Мы не поверили: куда уж хуже?!. «Но острие иглы пройдёт мимо вас», - продолжал дух. Далее, он поведал нам о грядущей войне на Северном Кавказе, о многих жертвах и катаклизмах…
Мы, конечно, почти не поверили ему тогда. Но так оно и вышло. Впереди были два путча, две чеченских войны, деноминации, дефолты, кризисы, и проч., и проч.
Но острие иглы действительно прошло мимо…

Ни человеку, ни любому другому существу, по их природе, не свойственно «бессмысленно» производить какие-либо действия, тем более однообразные и длительное время. Даже почёсываясь, мы не просто снимаем раздражение с кожи, но и действуем на определённые точки, связанные с органами нашего тела – подобно тому, как это делается при акупрессуре и акупунктуре.
Другое дело – что, вне всякого сомнения, большинство наших движений непроизвольны. Наш разум – творец по сути своей, и никакой бессмыслицы в действиях, даже внешне хаотичных, не терпит. Но бессознательность, как уже становится понятным, совсем не означает бессмысленности!
Не осуществляя этих привычных с самых первых шагов действий,  мы не смогли бы ни говорить, ни читать, ни набивать текст на клавиатуре, ни, разумеется, даже элементарно есть и ходить. На протяжении жизни мы только и учимся проделывать всё непроизвольно, «на автомате». Уверенность и точность в работе многих специалистов: музыкантов, художников, спортсменов, рабочих… даже уборщиц и дворников! – станет невозможной, если они, как сороконожка из анекдота, начнут задумываться над каждым своим движением.
Человек не в силах сделать более 10 шагов, совершенно не отвлекаясь и контролируя каждый свой шаг.
И он не в силах долго водить блюдцем по алфавитному кругу сознательно! Попробуйте просто, сознательно  набирать таким образом текст из букв – и вы поймёте, насколько утомительной окажется работа!
По крайней мере, вначале…


«ВЫЗЫВАТЬ ДУХОВ» – ЭТО ВСЁ РАВНО КАК ХОДИТЬ…

Всякий, кто имеет дело, например, с клавиатурой (например, фортепьянной; например пишущей машинки или компьютера) хорошо помнит, как проходили первые уроки. Поначалу трудно, требовалось запомнить где и что располагается. Потом легче. А потом – руки уже сами «знают», без участия или с минимальным участием сознания, где какая клавиша.

Так происходит и вообще в жизни. С первого нашего шага или, точнее, с первого вздоха мы только и учимся тому, чтобы смело бросаться навстречу хаосу, надеясь, что невидимые помощники, хранители нашего и общечеловеческого опыта, непрерывно и незаметно контролируя нас изнутри, помогут нам или подскажут решение в трудную минуту.

Например, я люблю музыку и хочу поставить на диск пластинку, причём выбрать какую-нибудь особую дорожку, пусть зазвучит мелодия «под настроение». Но я потрачу уйму времени, если захочу проделать эту нехитрую операцию только сознательно, даже если буду подглядывать сбоку.  (Визг иглы звукоснимателя по бороздкам пластинки – ух! – не самый приятный звук на свете!) Стоит, однако, чуть-чуть отвлечься – и рука сама, с идеальной точностью ставит иглу на место.
Например, я разгадываю кроссворд. Нужное слово «вертится на языке»… Стоит перейти к другому слову и… нужное, словно поплавок, выскакивает из памяти.

Можно привести бесчисленное множество подобных примеров. Стрелок, наудачу поражающий мишень. Мальчишка, который себя не помня, пулей взлетает на высокий забор, спасаясь от собаки. Учёный, озарение к которому приходит в тот момент, когда он расслабился и отвлёкся. Каллиграф, под внимательным взглядом наблюдателя старательно исполнивший несколько десятков посредственных работ и – наспех набрасывающий единственный шедевр в ту минуту, когда критик отлучился…

Вам не приходилось искать камешки в полосе прибоя? Волна то отхлынет, то опять прихлынет, покрывая собой и перемешивая гальку. Для того чтобы не упустить долгожданный халцедон или даже сердолик, необходимо выработать в себе умение «хватать глазами».  В короткий промежуток времени, в доли секунды, пока обнажилось дно, успеть и заметить, и цепко ухватить заветный камешек…
А поиск грибов в лесу? Настоящий грибник не будет обшаривать каждый кустик, он также выработал в себе умение «хватать глазами», он просто идёт себе по лесу, наслаждаясь природой, а грибы… они как будто сами показываются из травы и листьев.


ЕСЛИ  ВЫ  ДАЖЕ  ПРОСТО, БЕЗ ВСЯКОГО  БЛЮДЦА,

указательным пальцем начнёте водить по алфавитному кругу, это какое-то время будет осуществляться вами сознательно. Это утомительное занятие будет продолжаться до тех пор (ну, у всех, конечно, по-разному), пока вы не почувствуете: тот, внутренний, воспринял и понял задачу, заинтересовался, и ваша же рука вдруг начинает противиться вашим желаниям и норовит выписать что-то своё.
Сама подготовка к сеансу: ритуал с открыванием форточки и выключением света – чтобы воображаемый «дух» смог войти беспрепятственно и безбоязненно, таинственные рассказы перед сеансом и запрет говорить в полный голос во время него, ритуал разговора и, наконец, атрибутика – всё это предопределяет общий эмоциональный климат, создаёт установку на создание образов, способных на равных беседовать с сознанием; помогает войти в состояние, близкое самогипнозу или, скорее, медитации. В подобное состояние впадает человек, когда он истово увлечён любимым делом, когда он читает, когда любит, когда молится…

Войска не просто так молились перед боем! Что-то изнутри помогало им, делало руку твёрже, а душу – беспощадней…

И вот, в тот момент, когда пальцы касаются ещё горячего от огня донышка блюдца, начинают происходить удивительные вещи. Выясняется, что где бы мы ни были, в каком душевном состоянии ни находились, внутри нас непрерывно работает некто, который ничего не упускает из виду, ничего не забывает, постоянно оценивает; с точки зрения этой оценки программирует и подсказывает нам способ дальнейших действий.
Более того, этот некто весьма многолик и способен вести с нами разговор от лица одного или сразу нескольких персонажей. Персонажей, которые под видом того или иного «духа» были на самом деле заранее задуманы, спрограммированы, имеют, в силу работы этой программы, определённую независимость в суждениях, а также доступ к потаённым уголкам памяти и оригинальному способу обрабатывать и даже литературно излагать эти данные.

Сознание при этом отходит в сторону, несколько приостанавливая свои редакторские полномочия – как во сновидениях (которые есть не что иное, как закладка в память информации в виде архетипических образов).
Человек, присевший за спиритический стол, уже не совсем тот, кем он был за полчаса до этого. Приглушено критическое восприятие, рассудок освобождается от обычных стереотипов мышления. На второй план уходят повседневные заботы, внимание концентрируется вокруг речей создаваемого образа. Забываются вопросы, которые вы готовились задать «духу», зато высказывания самого «духа» поражают глубиной и оригинальностью. Будучи записаны, они, впрочем, наутро далеко не всегда кажутся столь замечательными (нередко весьма пусты и заумны), но во время самого сеанса…
То же, кстати, происходит со сновидениями, когда мы вспоминаем их наутро на свежую голову.

Однажды меня, во время сеанса, поразила своей точностью саркастическая усмешка одного из «духов», обращённая к вызвавшим его людям:

«МИНИСТР  Я,  ШУТ,  ЗЕРКАЛО  ДЕЛ,  ТОЛМАЧ,  А ВЫ  -  КОМИКИ  ЗЛОЙ  И  НУДНОЙ  РАБОТЫ.  Я,  ВЕЗЯ  БЕЗ  МАЛОГО  ТОННУ,  ТОЖЕ  УМЕЮ  ПОЗИРОВАТЬ…»

Что означает эта фраза? (Кстати, своей нарочитой заумью весьма похожая на иные тексты «контактёров с Высшим Разумом»?) Смысл её то всплывает, то снова тонет в глубинах… На другой день я долго пытался вникнуть в него, недоумевая, отчего это мне накануне пришла в голову идея записать подобную белиберду.


ВЫЗЫВАТЬ  «ДУХОВ»  БЛЮДЦЕМ В  ОДИНОЧКУ

было трудно,  пока я не понял вдруг одну интересную деталь. Правая  и левая руки начинают спорить друг с другом «кому водить». Вместо ожидаемых толковых ответов появляются реплики вроде: «НЕ ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ ТЫ ВСЁ ВРЕМЯ МНЕ МЕШАЕШЬ!»  или «УБЕРИ СВОИ ДУРАЦКИЕ ПАЛЬЦЫ!».
Происходит это, очевидно, из-за межполушарной асимметрии головного мозга и… ничего, кроме помех и головной боли чаще всего не приносит.
«Дух», вызываемый отдельно правой рукой, более логичен и чёток в ответах; левой – более расплывчат и утомителен. Это, правда, не означает, что при вызове одной рукой другое полушарие совсем выключается из игры; просто его «мнение» отходит на второй план.
Кстати, у женщин, у которых, как это в конце 40-х – начале 50-х годах выяснили американские исследователи (опыты Майкла Газзаниги*), функциональная разница между полушариями выражена менее, опыты с блюдцем проходят намного успешнее, чем у мужчин.

* Газзанига изучал, в частности, мышление людей, которым была сделана операция по рассечению мозолистого тела (перемычки между большими полушариями мозга) – таким образом в то время пытались лечить некоторые психические заболевания.
Любопытен опыт, проведённый с одним из добровольцев, перенесших такую операцию. Человек должен был, адресуясь к самому себе, писать текст правой рукой (которая управляется левым, «логическим» полушарием. Разговор поддерживал он же, выбирая левой рукой («абстрактное» полушарие) карточки с рисунками. Беседа длилась несколько часов. Две личности, уживавшиеся в одном человеке, вели неспешную беседу…

Действия многих рук при сеансе, в котором участвуют двое и более, складываются и усредняются. Происходит что-то, подобное действиям муравьёв, волокущих добычу к муравейнику. Равнодействующая передвижения блюдца всё равно направлена туда, куда того пожелает образ, созданный группой.



ЧЕЛОВЕК СЕРЬЁЗНЫЙ,

правда, будучи безоговорочно убеждён, что вы завлекли его сюда слушать байки и ловить зелёненьких чёртиков, из-за своей напряжённости может вообще никогда не почувствовать эффекта. Он будет всё время пытаться подловить вас на чём-нибудь, он громко разговаривает, острит, строит намёки, начинает прикидывать количество стаканов, после которых вы садитесь за алфавитный круг и т.п. – словом, всеми силами скрывает своё потаённый страх перед неведомым. (К слову сказать, разговор с духами следует вести абсолютно трезвым. Об этом ниже.)
У человека же чересчур эмоционального блюдце будет просто носиться по кругу без остановки. Часто такие личности фиксируют незначительные, незаметные для всех остальных остановки блюдца, и понятное только им становится неразборчивым для остальных.

Необходимо время, необходимы тренировки, чтобы научиться верно держать руку, давая ей свободу и в то же время не позволяя упасть; научиться чувствовать малейшее её самостоятельное движение, доверять себе – внутреннему, не обращать внимания на неизбежные, особенно в начале, трудности, переключать внимание от своих речей к речам «духов».

Мною первое время владела идея постройки небольшой машинки, всовывая пальцы в специальные отверстия которой и нажимая на многочисленные рычажки, на специальном экранчике можно было бы наблюдать передвижения «блюдца». Печальное сооружение из проводов, рычажков и резинок до сих пор пылится где-то на чердаке. Увы, через несколько месяцев я научился просто водить пальцем по буквам.

/Кстати, идеомоторику активно используют адепты иных подобных дисциплин: точно так же движется лоза или рамочка у лозоходца, маятник, а также, кстати, перемешиваются гадательные карты./

Попытки американцев в этом плане, как я уже упомянул, были успешнее. Несомненно, к подобным системам могли бы проявить интерес, например, кибернетики, и – пронаблюдать на экране монитора не только слова, но, возможно, и самих «духов»…

/Продолжение следует/