ЦИРК

Дмитрий Калинин
«Самый отъявленный злодей старается извинить себя и
уговорить, что совершенное им преступление не особенно
существенно и обусловлено необходимостью»
Готхольд Э Лессинг




РОССИЯ
БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ


Трынь… дрынь… пшшшш…
………………
Трынь… дрынь…
- Хватай его, лови! Держи!
………………


ЧАСТЬ 1

КАРЬЕРА


«Ах, как я люблю, когда кони
резво мчатся по кругу…»



1
Я проснулся от сильной головной боли. Перед глазами стояла сплошная темнота. Лишь через пару минут я заметил в дальнем конце комнаты небольшое окно. Его и окном-то назвать было нельзя. Так, небольшое отверстие в стене со вставленным стеклом и толстой проржавевшей решеткой. Вид из этого «окна» навивал необъяснимый ужас. Страх какой-то пустоты. Перед моим взором предстали железные фургоны, выкрашенные в яркие цвета с огромной надписью «цирк». И больше ничего… абсолютно ничего. Ни одного человека на улице не было, все как будто испарились.
«Цирк? Неужели я нахожусь в цирке?..
Ничего не понимаю. Как я мог здесь оказаться?»
- Я пойду, проверю новенького, - неожиданно послышался громкий мужской голос за стеной, и через секунду дверь в комнату отворилась.
- Ты уже проснулся? – произнес все тот же голос.
- Проснулся? Что, собственно, здесь происходит? И главное, как я сюда попал?
- Не торопись, со временем ты все поймешь. Сейчас главное ни как ты сюда попал, а что ты здесь будешь делать, - с каждым словом мужчина приближался все ближе.
- А что я должен здесь делать? – мое сердце начало биться как сумасшедшее, - и где я нахожусь?
- Ты находишься в цирке.
- В цирке?
- Да, именно в цирке. То место, куда люди приходят за положительными эмоциями, где выступают люди, клоуны…
- Я знаю, что такое цирк! Я спрашиваю, что ЭТО за место? – громко перебил я, указывая руками по сторонам.
- Это клетка, - все также невозмутимо произнес мужчина.
- Клетка? Какая клетка?
- Клетка, в которой живут наши юные дрессированные артисты.
- И какие же это дрессированные артисты: кошечки или собачки?
- Нет, не собачки и не кошечки… это ты…
- Что?! Как я? Этого не может быть! Я ведь не животное! – я не верил собственным ушам.
- Животными уже никого не удивишь. Люди требуют зрелищ, настоящих зрелищ!
- И вы выставляете людей на манеже?
- Да, именно так. Это привлекает большой поток клиентов, а, следовательно, и много денег.
- Но ведь я же человек! Вы слышите – ЧЕЛОВЕК!
- Успокойся, не нужно нервничать, - мужчина почти вплотную подошел ко мне, - у нас не так уж и плохо. Мы обеспечим тебя жильем, едой и, если ты будешь хорошим мальчиком, мы не причиним тебе ничего плохого.
- А если я не буду хорошим мальчиком? Кто вам вообще сказал, что я соглашусь на это?
- Нам и не нужно твое согласие. Ты будешь делать все, что мы тебе скажем, хочешь ты этого или нет.
- Да пошел ты! Я ни за что не буду этого делать! Ни за что! Вам не…
После этого я помню лишь сильную боль в затылке… и больше ничего…

2
Я в очередной раз проснулся от нестерпимой головной боли. Однако в этот раз я очнулся не в темной комнатке с обшарпанными стенами и маленькими окнами. Сейчас я лежал на середине циркового манежа. Да, именно на манеже. Яркие лучи прожекторов ослепляли, а музыка, звучащая из старого проигрывателя, оглушала меня. Рядом со мной из одной стороны в другую прохаживались двое высоких мужчин. Одного из них я узнал сразу – это был тот самый, с которым я познакомился в темной комнате. Второго я видел впервые.
Они ходили так еще минут пять, а затем второй, незнакомый мужчина подошел ко мне и произнес тихим голосом:
- Ты готов к репетиции?
- К чему? – также тихо ответил я.
- К репетиции. Прежде чем выпустить тебя к зрителям мы должны проверить твои умения.
- Какие умения?! – мой шепот резко перешел на крик.
Я готов был встать и ударить его по лицу, но неожиданно резкая боль в шее заставила меня нагнуться еще ниже.
Только сейчас я заметил, что на мою шею надет ошейник, через который только что пропустили электрический разряд. Осмотрев себя, я обнаружил подобные «ошейники» на запястье рук, а также на голеностопе ног. Я тут же попытался их снять, но очередной разряд заставил меня остановиться.
- Лучше не сопротивляться, - подошел мужчина из «темной комнаты», - если ты будешь нас слушаться, мы больше не воспользуемся этим механизмом.
- Что вы от меня хотите?
- Мы лишь хотим провести репетицию.
- Что за репетицию? – мой голос вновь перешел на шепот.
- Давай начнем по порядку, - продолжал «мужчина из комнаты», - первое упражнение «бег по кругу».  Думаю, название говорит само за себя. Чем быстрее ты будешь бежать, тем лучше.
Оценив свое безвыходное положение, я решил подчиниться и исполнить все их требования. Я поднялся на ноги и попытался пробежаться. Однако бег мои движения напоминали очень отдаленно. Затекшие ноги никак не хотели двигаться быстрее. Конечно, моя медлительность не осталась незамеченной. Через секунду я услышал за спиной звук кнута; того кнута, каким обычно подгоняют лошадей в цирке. Сначала он просто шумел позади, не касаясь меня. Однако чуть позже он пару раз прошелся по моей спине, оставив, как я потом выяснил, глубокие кровоточащие ссадины.
После кнута мои шаги стали быстрее, а телодвижения более-менее походящими на бег.
- Закончить упражнение! – крикнул «мужчина из комнаты», оглушительно ударив кнутом по центру манежа.
Я остановился. Ноги гудели, словно я пробежал марафон. В данный момент мне хотелось лишь одного – отдохнуть. Просто отдохнуть – посидеть, полежать… не важно, лишь бы не выполнять эти безумные упражнения. Но не тут-то было.
- Приготовиться к следующему упражнению! – крикнул все тот же мужчина.
- К какому еще упражнению? – задыхаясь, произнес я.
- Бег с препятствиями.
- Опять бег?! Я больше не выдержу бег!
- Выдержишь, - игриво улыбнулся второй мужчина, - в этом нам помогут наши любимые изобретения, - с этими словами он нажал на кнопку пульта и мое тело вновь охватил электрический разряд.
Я побежал. Побежал, чтобы больше не чувствовать этого разрывающего все тело разряда. Однако бежал я не долго, остановившись возле первого же препятствия.
- Прыгай! – доносился мужской голос.
- Я не могу!
- Я сказал, прыгай!
- Я не могу!
После этого мужской голос затих,… а через секунду мое тело вновь охватил разряд. Невероятная боль заставила меня собраться с силами и перепрыгнуть через препятствие.
- Молодец! Теперь беги дальше, - послышался все тот же голос.
И я побежал вновь. Подбегая к следующему препятствию мое тело затряслось от страха получить очередную порцию разряда. Выход был только один – прыгать. И я прыгнул, затем побежал дальше, опять прыгнул, опять побежал, прыгнул, побежал, прыгнул, побежал…

3
The show. Шоу, представление. Яркое красочное зрелище, предназначенное для увеселения людей. Дайте людям зрелищ, и они будут счастливы. Дайте людям цирковых зрелищ, и они будут счастливы вдвойне.
В день премьеры в цирке всегда так шумно, многолюдно; все разминаются, репетируют номера. Ближе к полудню вся эта суета прекращается, и артисты уходят готовиться за кулисы. Готовился к представлению и «мужчина из комнаты». Он вошел ко мне в «клетку», сел на стул и, достав фляжку с коньяком, осушил ее за один подход. Затем он достал из кармана пачку дорогих сигарет и, закурив одну, спросил:
- Ну что, ты готов к дебюту?
- Разве у меня есть выбор, - ответил я.
- Правильно. Выбора у тебя, действительно, нет. Что бы ни случилось, ты выйдешь сегодня на манеж и исполнишь все трюки, что мы с тобой репетировали.
- Да, исполню…, - произнес я.
Однако мысли мои были сейчас совсем не о предстоящей премьере. Я никак не мог понять, когда люди стали настолько жестокими, чтобы смотреть, как издеваются над живым существом; смотреть и при этом радоваться этому зрелищу. Ведь никто никогда не задумывался, каково это быть на моем месте. Каково это каждый день испытывать побои и унижения, жить в «клетке» и питаться отбросами, переезжать из одного города в другой в холодных фургонах. И все ради чего? Ради удовольствия кучки народа. Ведь никто из них никогда не оценит ни моих стараний, ни моих страданий… никто…
В этом месте мои размышления были прерваны громким звонком, услышав который «мужчина из комнаты» поднялся и произнес на выдохе:
- Пора. Надеюсь, ты готов.
Не сказав ни слова, я поднялся и последовал за этим мужчиной, превратившим мою жизнь в настоящий кошмар. Мне бы так хотелось ударить его, снять с себя все эти оковы и убежать, далеко-далеко, от всего этого цирка, от всей этой жизни. Но куда я убегу? Ведь я даже не смогу покинуть это здание, меня тут же схватят охранники; схватят и изобьют меня так, что удары током покажутся мне лишь легкой щекоткой.
А вот и манеж. Место, где радуются одни и страдают другие. Причем первые радуются за счет страдания вторых.
Гул зрителей нарастал с каждой секундой. Аплодисменты и крики «Браво!» доносились после каждого номера.
«Браво!» Кому, собственно, зрители кричат «Браво!» Дрессировщику или его подопечным? Наверное, дрессировщику. Ведь это именно он, по мнению этой кучки народа, каждый день прилагает максимум усилий, чтобы заставить своих подопечных выполнять все эти сложные трюки. И опять никто не задумается об участи этих самых подопечных, чья жизнь сводится лишь к существованию в этом манеже, к выполнению всех этих трюков под действием рефлексов, выработанных с помощью страшных приспособлений. Все смотрят на подопечных, как на милых веселых существ, получающих море удовольствия от выполнения цирковых трюков. Никому и в голову не придет скольких страданий это стоит этим самым подопечным… никому.
Вот уже голос конферансье на манеже объявил наш номер.
Пора! Нужно идти и выполнять свою работу… свою работу.

4
- Перебинтуй ему раны и дай поесть, - произнес мужчина и вышел из «темной комнаты».
- Хорошо, все будет сделано, - ответил второй, незнакомый мне, мужчина.
Я лежал на середине комнаты, ноги стонали от боли и стекали кровью. Для того чтобы я  выше прыгал через препятствия во время представления, в верхнюю перекладину этих препятствий были вмонтированы незаметные лезвия. Каждый раз, когда я прыгал недостаточно высоко, на моих ногах появлялись свежие кровоточащие раны. Под конец представления их набралось так много, что я с трудом смог дойти за кулисы. Конечно, никто из зрителей ничего не заметил. Они просто весело смеялись при виде моей милой неуклюжей походки.
- Давай я перебинтую твои порезы, - незнакомец подошел ко мне, держа в руках аптечку.
- Кто вы?
- Я подсобный работник. Мне предстоит ухаживать за тобой в течение твоего пребывания в цирке.
- Вы? А как же тот мужчина, с которым я выступаю?
- Нет, его дело не ухаживать за своими подопечными, а дрессировать их. Зачем привыкать к своим питомцам? Ведь рано или поздно придется расстаться.
- Расстаться? – перебил я.
- Конечно. Подопечные иногда перестают удовлетворять дрессировщика, и тогда они… уходят из цирка…
- Уходят? Куда?
- Большинство направляются в зоопарки.
- А остальные?
- Остальные…, - неожиданно мужчина замолчал.
- Да, куда отправляются остальные?
- Все, я перебинтовал тебе все раны, - мужчина поднялся и направился к выходу.
- Вы так и не ответите на мой вопрос?
- Через полчаса я принесу тебе поесть, а пока отдыхай, - произнес он, громко хлопнув дверью.
Отдыхай. Неужели это можно назвать отдыхом? Лежать с перебинтованными ногами на холодном полу.
Почему он замолчал, когда я спросил его, куда отправляются питомцы после цирка? А главное, что будет со мной, когда «мужчина из комнаты» откажется выступать? Что будет со мной?! Отправят ли меня в зоопарк или…



ЧАСТЬ 2

ОТДЫХ

«А когда лошадки устают бегать по манежу,
их отправляют отдыхать…в зоопарк»

1
Вот и прошли эти ужасные годы работы в цирке и меня отправили в отпуск… в зоопарк. На смену темной комнаты без окон пришла узкая клетка с решеткой из тонких прутьев. Конечно, ни о каком отдыхе не могло идти и речи. Пребывание в зоопарке мало чем отличалось от цирка. Жить мне пришлось также на холодном полу в узкой клетке, а еда, которую мне приносили лишь раз в день, больше напоминала помои.
Ну, и, конечно же, представления! В зоопарке представлений стало еще больше. Каждый день возле моей клетки собиралась толпа людей и следила за всеми моими действиями: будь то прием пищи, сон; даже поход в туалет превращался в веселое шоу.
- Смотрите, какое у него смешное лицо! – кричали маленькие детишки, проходя мимо моей клетки.
А любое мое телодвижение тут же вызывало легкий смех у публики.
Но самое противное – это вся та еда, которую они кидают в мою клетку. Почему если перед глазами красуется табличка «не кормить!» люди обязательно кинут какой-нибудь фрукт, конфету или что-нибудь подобное? Почему они не хотят соблюдать правила? Почему нужно делать все наперекор?
И вся эта еда, которая скапливается в моей клетке, начинает гнить и источать невыносимый запах. Ну, а поскольку уборку в клетке совершают лишь раз в неделю, жить с таким запахом становится невозможно. И не смотря на то, что в клетке уже разбросано большое количество объедков, люди продолжают что-нибудь подкидывать. Им же хочется, чтобы эта «забавная мордашка» попробовала именно их бананчик, чтобы они гордились своей причастностью к кормлению животных.
Самое страшное, что это происходит каждый день. Изо дня в день люди приходят в зоопарк, смеются надо мной, тычут в меня пальцами, а потом еще и подкидывают в мою клетку всякие съестные «подарочки». И до того это уже мне надоело, что хоть о стенку бейся головой… хоть о стенку головой…

2
Цирк, зоопарк – да, жизнь моя сложилась не очень благополучно. Самое главное, что моего мнения никто и не спросил. Меня просто схватили и доставили в цирк, где я отработал на радость публике целых двадцать лет, а сейчас я провожу остаток жизни в этом «чудном» зоопарке.
И все это время пока я живу в этом мире, меня мучает один и тот же вопрос: за что? За что, собственно говоря, меня заставили заниматься этим делом. Что я сделал этим людям? Людям, которые превратили мою жизнь в сплошные пытки и унижения. Ведь я жил обычной, ничем не примечательной жизнью, никогда никого не обижал. И вдруг меня сажают в клетку и под страшными пытками заставляют выступать перед кучкой народа ради их веселья и забавы.
И вот уже на склоне лет меня отправили «отдыхать» в это не менее страшное место – зоопарк. Ну, а страшным его делают опять эти жестокие люди. Да, именно жестокие. Только такие люди могут приходить сюда и радоваться от лицезрения того, как питомцы зоопарка доживают свои дни в грязных отвратительных клетках.      
Жестокие люди… жестокое время, в которое мне не посчастливилось жить.
И вот лежа на холодном полу клетки уже под закат своих дней я мечтаю только об одном – о том, чтобы люди изменились, чтобы прекратили издеваться над живыми существами, прекратились эти цирки и зоопарки, грязные фургоны  и холодные клетки, браслеты с током и длинные кнуты… прекратилось ВСЕ! Ведь мы же ЛЮДИ! Мы все -  ЛЮДИ!