Худший день вашей жизни

Марина Беляцкая
На тренинге по развитию «позитивного» мышления нам дали задание: «Вспомните и опишите худший день вашей жизни».
Ни фига себе! Аудитория заворчала. Действительно, кому охота ковырять старые раны?
- А обязательно вспоминать? – спросил кто-то. – Можно просто сочинить?
- Ну, вы же не писатели, чтобы сочинять! – снисходительно уронил ведущий, молодой и очень бодрый парень с аккуратной бородкой. – Пишите то, что было!
И, пресекая дальнейшие возражения, резко сказал:
- Так, у вас сорок минут! Время пошло! Ваше рабочее время, между прочим!
Аудитория пристыжено стихла.
Проклиная в душе начальство, отправившее меня на этот тренинг, я взяла ручку, положила перед собой блокнот и задумалась. Какой день моей жизни был самым-самым плохим? В памяти всплывали события из далекого прошлого. Меня, школьницу, родители отправили в магазин, а я потеряла деньги, ничего не купила и боюсь идти домой. (Даже не помню теперь, как разрулилась та ситуация!) Вот я получила первую – и единственную в своей жизни! – двойку за контрольную по химии. О, сколько было слез!
Какие пустяки! Детские горести сейчас кажутся такими смешными! А если на самом деле подумать, не ради тренинга, какой день можно назвать худшим? По настоящему?
Наверное, день смерти отца. Он умер внезапно. Утром ушел на работу и не вернулся. В обеденный перерыв ему стало плохо, вызвали «Скорую», но до приезда врачей он не дожил. Инфаркт. Ему было всего 49 лет.
Ужасный, неожиданный удар! Шок. Потом слезы. Похороны, поминки, занавешенные зеркала, почерневшая от горя мать. Дни, наполненные тяжелой тоской, - какой из них худший? Казалось, эту боль вообще нельзя пережить!
Можно! Пережили. Прошли годы. Мы регулярно приезжаем к папе на могилу и возвращаемся с просветлевшей душой, как будто пообщались с ним.
Страшный день его смерти не забыт, но он уже не кажется таким ужасным.
Что еще плохого было в моей жизни? Может, смерть бабушки? Она долго болела, была прикована к постели. Не один месяц пришлось ухаживать за ней. Было много дней, наполненных тягостными процедурами, тяжелым запахом, постоянным мучительным прощанием и отвратительным ощущением несвободы, - какой из них самый тяжелый? День ее смерти? День, когда горе смешалось с чувством вины за то робкое облегчение, которое рождалось в глубине души?
Прошло время, запах лекарств и болезни выветрился из квартиры, в бабушкиной комнате сделали ремонт, и там стало светло и чисто.
- Осталось десять минут! Заканчиваем! – голос ведущего оторвал меня от воспоминаний.
Блин, надо же задание выполнять! Я посмотрела по сторонам. Народ бодро строчил что-то на бумаге. Неужели у них так хорошо с худшими днями жизни? А что же мне написать? Что у меня было такого?
Может, это? Я попала в аварию. Кровотечение. Ребенка спасти не удалось. Выкидыш. Долгие дни на больничной койке. Мучительное, болезненное возвращение к жизни. Казалось, на душе всегда будет черно, а телу всегда будет больно.
И что? Прошло несколько лет, я поправилась, родила ребенка. Вот оно, мое чадо, СМС-ку шлет: «Мам, купи бананов и что-нибудь к чаю». Конечно, самому до магазина дойти слабо – это ж надо от компа оторваться!
Короче, не знаю я, какой день назвать самым худшим! Почему-то потом, спустя время, ничто не кажется непоправимо горьким. Ох уж эти психологи с их заморочками! Как этот парень сказал? «Вы ж не писатели, чтобы сочинять!» Ну, кто-то, может быть, и не писатель, но я… Я сейчас сочиню!
Я решительно придвинула к себе блокнот и написала: «Худший день вашей жизни – тот, который еще предстоит пережить!»
«И после которого вам все равно когда-нибудь станет светло», - подумала я.