Святой Егорий и волки

Наталья Листикова
 Понёс раз мужик на базар лапти. Распродал с выгодой и заглянул в трактир. Да припозднился. Опомнился, когда день уж к вечеру шёл.
Чтоб домой дотемна успеть, подался мужик лесом, напрямик. И заблудил¬ся. Смотрит — места незнакомые. Дубы стеной стоят, сучья топорщат, шумят по недоброму. Под ногами валежнику  навалено — ни дороги, ни тропы. Куда идти?
Почесал мужик затылок. Вот незадача, думает. Никак угодил он как раз в стародавний лес. А слыл тот лес нехорошим, и разбои в нём случались и всякие другие пакости.
Перекрестился мужик, помолился Святому Николе и Святому Егорию о защите, положился на Господа Бога и побрёл наугад.
Долго ли, коротко ли, вышел к оврагу. Видит, на высоком краю, под старой сосной — нора. А из норы волчата выглядывают, серые, пушистые. Уставились на мужика блестящими глазками и не боятся вовсе. А потом из норы выскочили, друг на дружку прыгают, кувыркаются да потявкивают. Ну, точно кутята!
Пришла тут мужику мысль волчат на шапки добыть. Полез он за мешком, а волчата распрыгались, прямо под ноги ему катятся — голыми руками бери! И такие потешные, что мужик насмотреться на них не может. Стоит, не шелохнётся.
И захолонуло у него на сердце. У самого полон дом ребятни, а волчата, хоть и зверьё, а все ж детки беззащитные.
Постоял мужик и махнул рукой!
— Живите себе, твари Божьи, а мы и без шапок перезимуем!
Спрятал мужик мешок и дальше побрёл, думает, как бы поскорей из лесу выбраться? Всего чуток прошёл, видит, в траве тропинка обозначилась. Попетляла тропинка между деревьями и вывела мужика к просеке.
Дивится мужик. Ничего он про просеку в лесу не слыхал. Когда ж это её прорубили?
В лесу-то уж смеркаться стало, а на просеке светло. И видит мужик, что скачет по просеке всадник на белом коне. И очень уж этот всадник знакомым кажется.
Пригляделся: лицо белое, черные кудри по плечам вьются, за спиной плащ развевается. Ну, прямо Святой Егорий Храбрый с иконы сошёл.
Скачет всадник, а рядом с конем серый волк трусит, язык высунул, зубы скалит.
Струхнул мужик, но виду не кажет. Шапку снял, кланяется в пояс.
Остановил всадник коня и говорит:
— Чего, мужичок, в столь поздний час в лесу ищешь? Не поживу ль какую?
Совсем испугался мужик:
— Прости ты меня. Святой Егорий, что в лес ненароком забрёл. Токмо зла никому я здесь не чинил; Так что отпусти ты меня Христа ради домой...
Но всадник и не сердится вовсе. Улыбнулся и протягивает мужику кошель:
— У волков в норе старый кошель завалялся. Хозяина давно на свете нет, а волкам он и вовсе ни к чему. Прими за то, что волчат пожалел.
Поклонился мужик, за подарок благодарит и спрашивает:
— А скажи ты мне, мужику тёмному, отчего ты волкам покровитель?
—А мне волки лесные, словно верные псы,— отвечает всадник, а волк  рядом стоит, хвостом виляет. Махнул всадник рукой, волк в кусты прыгнул и был таков.
— И тебе уж домой пора, небось, заждались, — говорит всадник. — Иди вон той тропинкой, вскорости дома будешь!
Посмотрел мужик, куда всадник указал, видит, в кустах тропинка. Оглянулся на Святого Егория — а того уж нет. И просека пропала, словно и не было.


• Егорием Храбрым в русском народе называли Святого Георгия Победоносца, день памяти которого отмечается 6 мая.