О Богеме Елены Дан

Галина Щекина
Итак  «Богема». Очень интересный замысел. Поездка  принесла  разочарование. Но в  результате нет ощущения  пустоты после  прочтения! Понимаешь,  что героиня  все-таки не  зря  ездила и  что-то поняла….
Думаю, главная  мысль  этой  вещи была в  поиске себя,  своего  я. Все герои  «Богемы»  пытаются  делать  это всякий по  своему – хотят увидеть свое  небо, познать взлет чувства,  напряжение  духа, вдохновение, каждому  нужен  взрыв, потрясение,  восторг, отчаяние. Иначе  жизнь  серая.
Елена Дан прикоснулась   к этой  вечной жажде, попыталась описать  то,  чего еще нет… Это смело, даже  дерзко. Ее  героиня  Света  мчится в чужой город, чтобы любить – но все кончается  крахом. Для читателя  это  история  довольно прозрачная,но еще прозрачне она  для тех, кто себя  относит  к  творческому  слою – вот они, неудачные попытки сотворить что-то в  искусстве! Люди рвутся в незнаемое. Но ничего не умеют. С  автором  трудно не согласиться: в контексте  именно  этой истории  богема это не общность  людей  искусства,  живущих по  каким-то особым законам, а сборище  неудачников, глубоко запутавшихся, безвольных, отчаянно пьющих… Они  как будто не знают,  куда  убить время, а  на  самом деле  цинично крадут  это время  друг  у друга.  Художница  Света  покупает  краски, но и они так и  не будут  выдавлены на  холст, она просто хочет нарисовать Андрея, но  ей не позволяют  этого. И она падает в  истерику, обливает его  водой, убегает в ночь. Так называемый поэт – Андрей – на  самом  деле  ничего не  сочиняет. Просто пьет, ломается, спит с  кем  попало. Не пишет и   еще один сочинитель  в прошлом -  это  Женя. И  тем не  менее они считают  себя  особенными…Никакие  они  не особенные.  Поэтому у читателя  есть все основания  взять слово «богема» в  кавычки.

Теперь  перейдем к стилистике (кто КАК говорит) - она  очень расплывчатая, просто никакая. Герои говорят по очереди от первого  лица. Это  нормально. Но при  этом  они должны говорить по-разному, а  они говорят одинаково, как один и тот же  человек. Речь  Светы  должна отличаться от речи Андрея и уж тем боле от речи Димы, который только и делает, что ломает раковину. Для  того,  чтобы речь одного персонажа отличалась от речи другого, существуют речевые  характеристики – чтобы описывать  людей  их же  словами. Один говорит,  быстро, 100 слов в  минуту, и тарахтит  без  запятых, а другой  говорит в  час по  чайной  ложке, при этом  любит повторять свои характерные  словечки.Некоторое  вообще  объясняются при помощи двух слов: «это самое» и «пошел ты». А  коль ничего  этого нет, то надо  было описывать все ОТ ОДНОГО ЛИЦА-то  есть от имени Светы. В  эту  повесть по  идее  нужно бы  вставить и рассказ Дан о художнице -  непонятно, почему  он туда  не  вошел. Кроме  художественного повествования в  книгу  вошло эссе. Поэтому  общее название  книги должно отличаться от названия  повести, например
«ГОВОРЮ «ДА». А  в содержание  пустить  без  заголовков, только часть1-я, 2-я.
Наиболее  сделанный  рассказ «Просто осень». Цельный  сюжет,  выждержано настроение.
Еще  раз об обложке, она не годится, я  имею в  виду  девицу с рюмкой и в  ажурных  чулках- это низковато для  страданий  той же  Светы. Свету опускает  эта  картинка. Судя  по обложке,  тут напечатаны  истории  ресторанных  див…Все таки  реальная проблематика выходит далеко за  рамки кабака…
Обложка  - это то  что на задней обложке. Там  изображены  атрибуты искусства.
Я очень рада  этой попытке!  Высылаю  завтра  Монетку