Нью-Васюки и новые васькИ

Сергей Мехреньгин
Взгляд со стороны               

     Приехал я как-то по осени на малую родину, в столицу Поморья. Вскоре случилось мне заглянуть и на творческий вечер одной архангельской поэтессы.
     Сижу, внимаю. И среди прочих творений так называемой «женской» поэзии вдруг услышал я такое, от чего, будучи уже не в силах сдерживать душевное сострадание, буквально залился голливудскими слезами.
     Поэтесса, озвучивая строку за строкой, читала проникновенно, по-матерински, жалостливо. И такое сочувствие из её уст разливалось по залу… 
     Вы спросите: к кому? Отвечу. К несчастному еврейскому музыканту, играющему в одном из «русских» ресторанов Брайтона, что в Нью-Йорке.
     Глядите, куда занесло землячку!
     Но, как выяснилось, в реальности – ещё не факт, не побывала. То есть, её стихотворение – всего лишь плод фантазии. Пока.
     Но ведь и с фантазиями – занесло! Ведь ещё недавно писала поэтесса восхваления нашему славному городу на Двине. И стихи её были положены на музыку. И снискала признание местной публики...
     Что же за тяга обнаружилась, какая метаморфоза произошла в авторском сознании?
     Видно, не дают покоя поэтессе лавры отдельных коллег-знаменитостей, которые в новейшие времена то и дело летают на заработки в эмигрантскую среду. Как иные, к примеру, – ездят на дачу, на электричке.
     Легко себе представить: напишет поэтесса пару – тройку  «жалостливых», а там, глядишь, и отрекомендуют, пригласят на берега Гудзона. Ведь изнемогает же музыкант-эмигрант без жалости к себе с берегов русской северной реки...
     Мой брат-поэт, тоже умывшись голливудскими слезами, взял тогда ручку, да и написал эпиграмму – что называется, на духу, в один присест.

СТРАДАНИЯ ПО БРАЙТОНУ

Ах, поэтесса! Ах, краса –
Наездница Пегаса!
В её творениях роса,
И та - его окраса.
Я чувства светлые питал –
Была мне как невеста.
Но там, где правит капитал,
Душе – не много места.
Был город ангелом храним,
Прославлен поэтессой –
И в том успех! А что за ним? –
Другие интересы...
И с берегов Двины влечёт
СтихотворИцу Брайтон –
У тех и нечет будет чёт,
Кто ищет себе рай там.
Отнюдь не скромно, не пешком –
Сорвались бойко, рысью
Стихи с коммерческим душком,
К заокеанской выси…

     Да Бог с ней, с поэтессой. Не местных она корней – южных. Наверное, этим и объясняется подобная метаморфоза. Возможно, и долетит стихотворИца в конце концов до желанного Брайтона, сольётся с ним во взаимности. Ведь это ёё личное дело, чему отдавать предпочтение. Пусть даже и заблудился человек в творческом поиске, посочувствуем ему – с кем не бывает?
 
     ...По судьбе морского скитальца мне довелось посетить немало стран и крупных городов мира. Но не могу себе представить, чтобы, к примеру, на калифорнийских прилавках СМИ вдруг появился журнал «Преподобный Francisco» или «Вас - Angeles», а в Нью-Йорке – «Ново -York».
     Свято чтут, охраняя своё наследие, свой язык и во Франции, и в Испании, и в Италии – в странах с богатейшими культурными традициями. Что-то не встречал я на тамошних журнально-газетных прилавках изданий типа «Круто-Barselona» или «Их Palmas».
     Наши же, новые русские, устремившись в дикий передел, обретя свободу вседозволенности, разом отмахнулись не только от того, что связано с советским периодом истории – мол, «не так жили». Во многом действительно «не так», с этим трудно поспорить.
     Но заодно стали напрочь забывать и о том стержневом культурно-историческом наследии, на котором веками держалась русская нация.
     Забывая, тут же отметились «новыми подходами». В том числе – в издательском деле.
     И вот уже граффити, по вульгарности сравнимые со стилистикой дворовых стен, общественных туалетов и подъездов свободного доступа, обнаруживаешь на глянцевых обложках журналов...
     Увидел я один из таких в архангельских киосках – даже заглядывать не стал: противно. От одного лишь названия противно.
     Где же, думаю, предел извращённости? Вооружась секатором, настолько изувечить имя родного города и, притом, вынести его на обложку – кого обуяла «сверх-идея»? Что за раздвоение сознания? Заигрались в туристов?
     Да-а... «Был город ангелом храним…». Был.

     «Новодельцы» нашего времени уже столько «наваяли», да порой такого… Достаточно вспомнить то, как они обошлись с некоторыми объектами культурного наследия Москвы, Петербурга и других городов. Так вписали свои новоделы в места исторических застроек, что мало не покажется.
     Куда уж нам до англичанина Нормана Фостера, который – при всём своём модернизме – столь трепетно относится  к сохранению исторического наследия, включая внедрение своих проектов на российской земле...
     А какими двух-трёх-этажными жилыми строениями мрачного вида, напоминающими огромные амбары из серого/красного кирпича, люди в малиновых пиджаках отметились в пригородах, будто и вовсе не догадываясь о том, что в природе существуют архитекторы и архитектурное проектирование, способные создать изящество форм и гармонию цвета?
     А чего стОит «лоскутное» заполнение Архангельска и других городов новыми объектами коммерческого домостроения, словно генеральный план развития городского строительства – вовсе не от мира сего? И каково при этом соседство "гламурных" новостроев со старым фондом социального жилья, доведённого до неприличного состояния отсутствием должного внимания к нему поколениями чиновников всех уровней?..

     За двадцать лет, торопясь создать всевозможные Нью-Васюки, наши новые ВаськИ успели так наследить в разных сферах, столь отметиться различными проявлениями массовой культуры, что просто оторопь берёт! Что теперь со всем этим делать – как среди этого жить?!.. Будто Мамай со своими полчищами по нашим вековым основам промчался, топча и разрушая святыни, оставляя после себя порой нечто невообразимое.
     И в этой связи стоит затронуть  такое понятие как взаимопроникновение культур.
     Но часто ли мы задаём себе вопрос: какая культура проникает в нас извне? Нужна ли она нам в таком виде?
     Есть в Америке знаменитая статуя Свободы. Так вот, лично для меня символом свободы, свободного полёта, устремлённости в будущее является не та, далёкая от нас, многометровая тетёха с факелом (хотя надо признать, сооружение грандиозное, впечатляющее). Лично мне ближе и роднее северная Птица Счастья, оперённая из щепы искусными и терпеливыми руками художника-кустаря.
     Но что видят глаза мои? В чью чиновничью голову пришла идея обрядить нашу красавицу в цвета американского флага? Чем провинилась птица?
     Оказалось, разукрасили нашу лучезарную по случаю проведения в Архангельске дней США. Решение - до обидного простое, лежащее на поверхности.
     Но, столь же не утруждая себя более глубокими поисками аналогий, обратим взор на Синюю птицу М. Метерлинка. Да и попытаемся себе представить её, окрашенную в российский триколор. Слабо?
     А потому слабо, что американцы, если и играют в поддавки, то всегда – односторонне, с безусловной выгодой для себя, не извольте сомневаться. Свидетельств тому – предостаточно.
     Как говорится, играй-играй, но не заигрывайся. Чти свои образы, своё достоинство и – по выражению одной известной и любимой народом киноактрисы – «не раздавай себя первому встречному».
     При всём уважении к благому в принципе делу – высадке американского культурного десанта в столицу Поморья – остаюсь при одном возражении.
     Выбирая символику будущей акции, местным чиновникам всё же следовало посоветоваться с жителями города, ради которых, если я правильно понимаю, всё и было затеяно. Думаю, они, горожане, подсказали бы другой, более нейтральный вариант. Например, изображение башни Гостиного двора, над которой дружно соседствуют флаги двух стран.

     ...Держать нос по ветру – традиционный оплот любого временщикА, независимо от статуса, будь то чиновник или другой, какой ни на есть сторонник «новаций». И то ли ещё натворят новые васькИ, каждый под своим флюгером, если не напоминать им о существующей Вечности?
     Начав в ельцинскую эпоху перекраивать и тут же перекрашивать страну, её святыни в полосато-серо-буро-малиновый цвет, иные из них и до сих пор не успокоятся в своём заокеанском подобострастии: всё красят и красят...
     Но есть, хочется верить, есть ещё в родном городе и Отечестве здоровые силы, свободные от подобного самоуничижения в угоду сиюминутному поветрию – где они?
     Где те, кто ещё способен защищать коренные интересы русского народа, в частности - от культурной интервенции? Устремляя при этом взор на незапятнанную Птицу Счастья, которая, подобно Фениксу, даёт своим землякам силу для возрождения, вдохновение и уверенность в будущем.

    *Впервые опубликовано в журнале «Двина» (г.Архангельск), №1/07, под псевдонимом Сергей Сполохов.

     Фото - из Интернета. На снимке изображён фрагмент одного из исторических зданий Москвы.