Есть ли у воды память?

Нина Изюмова
В вопросе о памяти воды мнения ученых разделяются из-за того, что они вкладывают в понятие «память» разный смысл, т.е. здесь требуется  герменевтический анализ. 
Например, можно ли считать годичные кольца памятью дерева? Или же называть памятью фотографической пленки отпечатавшиеся на ней изображения? Если понимать под памятью ту или иную зафиксированную реакцию объекта на атмосферные или иные физические условия, то и у дерева, и у пленки память есть.
Но можно мыслить иначе. Анализируя такое явление, как вспоминание умирающими мельчайших подробностей всей прожитой жизни, свт.Лука Войно-Ясенецкий (профессор хирургии, лауреат Сталинской премии) утверждает, что для запоминания и мгновенного прокручивания в уме такого объема информации количество нейронов, содержащееся в головном мозге, является недостаточным. Таким образом, архиепископа Луку не  удовлетворяет объяснение памяти теорией молекулярных следов в мозговых клетках и ассоциативных волокнах. Он убежден, что «кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти». Таковым он считает «дух человеческий, в котором навеки отпечатываются все наши психофизические акты».  При таком понимании  у дерева,  воды,  металла и даже у человеческого мозга памяти нет.
Если  все же считать памятью любой след, оставляемый внешним миром на объекте, то вода больше чем что-либо иное в неживой природе способна воспринимать разнообразную информацию. Другой вопрос, насколько долго эта информация может в ней сохраняться. Как правило – недолго, о чем и говорит знаменитое высказывание Гераклита, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Этому как будто противоречит факт длительного сохранения освященной воды. Но здесь, мне кажется, мы имеем дело не с памятью воды, а с тем самым «могучим субстратом памяти», о котором говорит архиепископ Лука. Более точно это можно сформулировать так: святая вода является таковой не по природе воды (в частности, не из-за своей «памяти» или иных имманентных свойств), а по благодати.
Более того, не все виды человеческой памяти являются памятью в вышеуказанном смысле. Как известно, некоторые люди обладают так называемой эйдетической памятью, для которой характерно  четкое, точное и детальное запоминание и воспроизведение  зрительных образов в течение достаточно длительного времени. Такого рода память  характеризуется пассивностью или даже безучастностью субъекта к процессу запоминания, что  своей механистичностью больше роднит ее с «памятью» воды, чем с обычной человеческой памятью, являющейся  функцией личности во всей ее полноте. 
Применение понятия «память» к такому объекту как вода, не упрощает, а усложняет понимание процессов сохранения ею информации. Сказки о живой и мертвой воде хороши как красивые поэтические метафоры, но мышление на мифологическом уровне ведет по сути дела, к такой разновидности оккультизма, как панпсихизм, и к  восприятию воды (или иного вещества)  как магического объекта.
Обобщая, можно сказать, что не только память, но и другие наши способности, которые мы по привычке называем работой мозга, на самом деле являются работой духа.