По дорогам заброшенным, среди нивы некошенной...

Петр Шурховецкий
           Впервые в жизни сходил в поход.Вернее,съездил.Велосипед, палатка,спальный мешок,томик Гумилева,томик Тютчева,еще стихи и чуть разнообразной необходимой мелочи.Точно не подсчитывал,но за 450 км могу поручиться.Дороги были разные,но плохих было больше.

           Асфальтовое покрытие как было уложено по указу царя Гороха(светлая ему память),так и лежит до сих пор.
           Нет. На трассах,особенно федеральных,есть участки,которые действительно можно назвать дорогами(светлой жизни тем,кто их сделал).И все же ,основная часть проезжей части -не дорога,а даруга - владение,кормящегося с нее феодалов.Уж федеральных или каких еще ?!Они кормятся с нее,а это делает невозможным поддержание ее в приемлемом состоянии.

           Собираюсь ли я продолжить? Разумеется!Мне понравилось видеть за поворотом,если не новый пейзаж,то новое место,даже,если кругом, на десятки километров,глухой лес.

                Охота к перемене мест
                мной понемногу овладела...

           Только хочется повидать страну.А потому Автор,ничтоже сумняшеся,но все-таки купит мотоцикл.Неплохо бы с собой возить еще,кое-какие вещи.Например,надувной матрас,по размеру палатки.Насос,чтобы его накачивать.Да и выезжать надо весной,а заканчивать осенью.Так можно успеть и в Калининград,и в Магадан  и еще во множество интересных мест.
           Боиться ли Автор.Конечно.Это доказывает,что я не идиот.А это само по себе приятно.Я преодолел страх.А это значит,что я дважды не идиот.А это, согласитесь,само по себе тянет на премию.Может быть не Нобелевскую ,но все же.
           Страх какого рода?Автор ночевал все время в лесу или на его окраине и только один раз в поле.На дороге приходилось встречать помет крупных животных.Деревень кругом нет.Хотел бы ли Автор увидеть кого-то из животных.Очень бы не хотелось!Я быстро бегаю,еще быстрее езжу на велосипеде,но медведю и такая скорость по плечу!
           Боялся ли я леса?Нет!Однажды представил,что вдоль дороги вместо деревьев стоят люди.И вот тогда-то я и вздрогнул.Все познается в сравнении.Лес мне ближе людей,хотя мой четвероногий друг - диван и лес как-то не стыкуются.

           Я выехал прекрасным сентябрьским днем.Солнышко.Прозрачные облака.Температура-22 градуса.Погода шептала.
           Хотел доехать до Санчурска на автобусе,но эти современные приобретения Автотранспортного Хозяйства мой велосипед не вмещали...
           И я двинул...В смысле, нажал на педали.
           Мазары. Километров 15 от Йошкар-Олы."Мазар" в переводе кладбище.Наверное,были когда-то.
           Нужялы.30 км от города."Ял" - деревня."Нуж"-крапива.Есть еще "сола"- это тоже деревня.И еще "сола" -это кнут.Я предполагаю,что у земледельцев деревня обозначалась "ял",а у тех кто позже перешел к земледелию "сола".
           Автор знает,что сначала возникло земледелие,потом скотоводство.Под давлением окружающих племен мари сходились на эту территорию.Изменившиеся условия жизни могли заставить освоить новый образ жизни,а название оставить.
           Малая речка.40 км от города.
           Асфальт был так себе не территории Мирий Эл.А вот участок до Санчурска порадовал.От границы Кировской области проложили новый участок и еще при мне доделывали.Не скажу,что это заселенное пространство.Болшинство полей покрыто сорняками.Деревни разваливаются.Чем дальше деревня от крупного населенного пункта(так почти везде,кроме случая,когда деревня одна на десятки километров),тем она расхристанней.

          В Санчурске я поел и поехал в направлении Шаранги(Нижегородская область).Но по пути передумал.Килемарский район Марий Эл - это одно из мест,где я не был.
          Санчурск ни чем на мой взгляд не примечателен.Единственное - это Большая Кокшага.Я люблю реки.А тут действительно была река,а не одно название,как это часто встречается.По реке плыл рыбак на лодке.Значит река жизнеспособна.У меня были с собой карты,но я спрашивал дорогу.
          После Сметанино,спустя пару километров,я повернул в направлении Марий Эл.Если на территории Кировской области еще и присутствует,в этих местах,асфальт,то к марийской земле уходит щебенка.Машины ходилы довольно быстро,но на велосипеде было опасно(порвать шину было вполне возможно,а еще вероятней погнуть обод).
          Проехав деревню Колотово,затем еще одну, я пересек границу Марий Эл.Пахалось поле.Убиралась скрученная в большие цилиндры солома.Большекибеево.Дальше нее я проехать не смог.Для велосипеда это был бы верный кердык.

          Никогда не видел такого ночного неба в городе.Все пространство усеяно звездами.
Марс и Венера,почти рядом,разумеется в разное время суток...Над головой все словно молоком залито - галактика Млечный Путь.Два "ковша".Полярная звезда.Знаток астрономии из меня так себе.А вот восхитительное ночное небо,еще долго будет будоражить меня.Это непередаваемое состояние.Каждый его должен пережить сам.
          Если поставить палатку под защиту стены леса,то ветер будет гулять высоко вверху и не будет помехой сну.Но палатка может быть очень влажной к утру.

          Я просушил ее на поле,когда возвращался обратно.За час она просохла, и я смело нажал на педали...
          Дорога к Корлякам была проложена,повидимому,еще при Иване 4(Грозном).Асфальт - мечта танкиста.Деревни редки и как правило в стороне от дороги.Вымирают деревни.Много разрушенных домов.В одной деревне я встретил только шесть жилых домов.Деревню,с заросшей главной улицей,я тогда увидел впервые.Огромные деревья,высокая трава,сорняки и тропка по которой пробираются оставшиеся.
          От Санчурска до Корляков 35 километров.Корляки - большое русское село.Не знаете почему,несмотря на то,что деревни выглядят одинаково убого,поля везде одинаково "засеяны" сорняками,благодаря заботе партии и правительства,а национальные различия остаются?!Вероятно,это нечто более глубинное,чем представляется "Медведям".
          А насчет заботы?Уже 18 лет прошло.А ребята все также заняты болтологией.А десятки тысяч гектаров земли лежат без дела.Очень резкий контраст между велиречивыми прекраснодушными речами и скорбным запустением Земли Русской.

          Корляки - большое село.Издалека виден церковный собор.Я такого чуда давно не видел.Я понимаю Ленинград,а тут высота колокольни 74 метра в селе!Здание собора белого цвета,но осыпается и кирпич проглядывает...Внешние фрески,а собору 130 лет,тоже разрушаюся.Фрески Луки,Матвея(если где ошибусь, не обижайтесь, я неверующий и никогда!Я не планировал,что -либо писать о своей поездке,а потому и не записывал практически ничего.Это уже под давлением увиденного...) С задней стороны собственно церкви изображена Святая троица,с другой стороны тоже были фрески ,но из-за деревьев их плохо было видно.Мне позже рассказывали,что собственно церковь первоначально была выше.Но после обрушения свода,ее не довели до прежней высоты,но и так она выглядит прекрасно!
          Это один из лучших соборов,мной увиденных и я полагаю,один из лучших в Русских селах.
          Внутрение фрески разрушены сильно,по словам старушек,посещающих собор.Я приехал под вечер в село,к тому же,в этот день службы не было.
          Внутрение фрески разрушились из-за варварского(другого слова не подберешь)отношения  власти.Там был зерносклад.Не спешите хаять советскую власть,хотя кто же еще ответственен за это?Просто такое дело.Вот уже 18 лет как на земле Русской самый справедливый и самый гуманный,по словам имеющих от него,строй.
          Почему же собор в Корляках,не имеющий себе равных на тысячи километров вокруг,до сих пор не восстановлен?Почему в Марий Эл, вся набережная застроена новодельными церквями,для посещения которых, наряду со старыми, просто не хватит верующих?Почему несмотря на недовольство количеством церквей,людьми ,которые строем вполне довольны(они бизнесмены)строительство церквей продолжается?Чем недовольны?А количеством садиков!Состоянием дорог в городе!Да мало ли еще чем!
          Собор в Корляках пропадет!Потому что,он бесперспективен,в плане воспитания нового поколения верующих.Его посещают пара десятков старушек.Их жалкие копейки не спасут собор.Основная масса населения не верует.К тому же многие уезжают.Хоть и по мечте танкиста,но выбираются в другие края.
          А властям важна не вера сама по себе, и не Русская культура!Плевать они хотели на собор!
          Важно,чтобы все молились и не предпринимали никаких греховных действий,пока ребята воруют и копят,копят и воруют.Фарисеи не способны сохранить старые храмы.Они никогда не верили и понятия не имеют ,что такое вера!

          Вскоре, я ехал дальше.
          Деревня Динамо.Как вам название?Хотелось бы сразу отметить отличительную особенность этого угла Кировской области о которой я несколько позабыл.Но лучше поздно,чем никогда!И до Корляков и после них НИГДЕ нет указателей.
          Жители,русские люди - мечта шпиона!Все расскажут,объяснят ,покажут.Другое дело начальники - шпион покончит самоубийством,прежде чем,вовремя найдет,что ему нужно!Недаром, у нас все-таки ,плакаты висели в свое время!Потому что командный состав все тот же,что и при другом строе.Верной дорогой идем ,господа!

          Так я и добрался до Бусыгино.Это село я запомнил на особицу!Здесь закончился асфальт!И я жизнерадостно(а что мне еще было делать)узнал,что дальше до Нижегородской области грунтовая дорога!
          Все познается в сравнении.Ребята,какие бы беды не случались с вами ,запомните,может быть еще хуже!В связи с этим,можно вспомнить сталинского лейтенанта,который так наставлял преемника:
          - Зажми народ так,чтобы вот-вот и лопнет терпение.Отпусти чуть -чуть и народ сразу скажет,что лучше стало.
          Кировский асфальт был плох,но он был шедевром автомобильного дела по сравнению с грунтовкой...
          ...Почти 10 сантиметровый слой пыли ,в отдельных местах,колдобина на колдобине,я продвигался со скоростью черепахи...Вечерело...Глумясь над собой напишу...Смеркалось...Почему глумясь?
          А я трухнул,не шутя!В этой пыли были огромные следы лап.Сначала я подумал медведи,потом, немного прийдя в себя,понял, волки,а может быть и собаки.Пыль то разлетается,и следы лап больше,чем на самом деле.
          Только...Смеркалось...Кругом заросли мелкого березняка - бывшая гарь...У автора с собой кое-что было...Но любая серьезная рана означала кердык...Все в принципе очень просто - двигаешься - жив,остановишься - магазинов нет,воды -нет.Рана в таких условиях,крайне нежелательна.Заболел,затрясло и вот врата гораздо ближе...
          Мне понравилось,как сказала Титова,последняя жена Басова:
          - Тебя кладут на больничную койку в онкологическом центре,а через неделю выносят в морг.Все очень просто!
          Вот эта простота и привела меня в трепет.
          Но я еще перед походом решил:
                "...Лучше слепое Ничто,
                Чем золотое Вчера..."
          И не повернул вспять корабли...То бишь свой велосипед...
          Трясясь,я добрался до асфальта,а значит и до Горьковской области(уж не знаю,чем "Нижний" лучше,чем "Горький",впрочем,пацанам виднее...)
          Рутка - большая деревня,а может и село.Рассматривать было некогда - стремительно темнело...
          Я свернул,на первом попавшемся перекрестке,в такой же мелкий березняк,только пореже.Быстро поставил палатку и сразу заснул.Из-за того,что деревца были редкими,ветер немилосердно трепал мой "домик".Сразу хочу сказать:Карибу-2,вместе со спальным мешком - это нечто!Я засыпал,просыпался,но в конечном итоге - выспался.
          Рано утром я помчался к Шаранге...
          Нижегородская область в плане дорог и указателей, в этом углу, лучше Кировской.На голову.Здесь большая часть дорог,действительно дороги,хотя и не без "черепашьей разметки"местами.Указатели есть везде.То есть борьба со шпионами здесь пущена на самотек.А народ все тот же - доброжелательный.В меру,разумеется.
          Шарангу,я не рассматривал.Центр мне понравился.Без особой грязи.Цивилизация.Банкомат.Дождь помешал мне более подробно посмотреть все.Купив продукты,я поехал на Арью.
          Что мне понравилось,так это разметка на дорогах...Держись крайней линии и нажимай на педали...Встречные трейлеры тормозят движение волной воздуха,а попутные подгоняют...Но держаться надо подальше,поток затягивает под машину...Легковушки в этом плане несравнимы...Они практически не ощущались...
          Понравились остановки,сделанные из досок и бревен.В них неплохо было отдохнуть и перекусить...
          Запомнилась деревня Рейжвач.Уж очень необычное название...Большой Рейжвач и Малый Рейжвач...А так деревни как деревни.Забота властей,что прежних,что нынешних - все нивелирует.Скромность средств,не позволяет построить красивое,привлекающее взор.
          Я встречал,конечно,по пути обработанные поля.Только их было очень мало!Мне всегда хотелось заночевать в поле,но к моменту следующей ночевки об этом приходилось лишь мечтать - ближайшие поля были за много километров.А лезть сквозь сорняки я брезговал.Даже с виду это безотрадное зрелище!
          Малое Ларионово...Малое Сидорово... Большое Карпово...Везде ухоженные остановки(покрашенные,целые,способные защитить от дождя)...Пешеходный переход(зебра)- везде!
          Ночевать на ветру хорошо тем,что палатка сухая,но шуму порядочно.
          А вот среди сосен ночевать - самое то!Воздух замечательный...Ароматы...Ветра нет - шума нет...Вверху знакомое звездное небо...Такое же прекрасное...До полуночи пела какая-то птица...перед палаткой светлячки ...благодать...
          Свернув утром сухую палатку,я покатил дальше.Приятно было видеть лицо водителя,вернее выражение этого лица,когда он увидел, как я увязываю мою амуницию перед маршрутом!И в ту ,и в другую сторону до деревень далеко.
          Тут пошли сосняки.Эти леса мне всегда нравились.Деревянные беседки - домики.

                Если вы на пищу слишком падки,
                Вы в еде ищите недостатки.

          Деревни -не города.Но хлеб и пищу купить можно,хоть и не везде.Если поедете на велосипеде,то нужно запастись водой.Я к раме велосипеда прикрепил две полиэтиленовые бутылки на 2 и 1,5 литра и не бедствовал.Обратите на воду внимание!Это вовсе не шуточный вопрос!Палатка или меж рогов руля,или на спине.Спальный мешок сзади.Куртку потеплее я приворачивал к раме,потоньше укладывал с палаткой.
          Зеркальце,бритва,мыло,книги,бумага,ручки - все лежало поверх спального мешка.Чехол все это надежно удерживал.
          В начале я предполагал доехать до деревни Титково и там свернуть параллельно трассе Арья - Шахунья,тем более,что на карте проселочных дорог было немного.Но доехав до Большого Песочного ,я развернулся обратно.Поговорив с местными жителями, я не решился ппродолжить путь.
          Пришлось ехать через Арью.В нее я не заежал.Поворот был раньше.И вот тут я впервые ощутил,что такое попутный ветер.До этого он дул мне в лицо,а теперь,почти в спину!За этот день я проехал не меньше 115 км.Не бог весть что,однако надо учесть груз и путь до поворота.Усталость -не тетка! Квадрицепс болел будь здоров.Меньше досталось ножным бицепсам,икрам и еще меньше передней ножной мышце.Но в большей или меньшей степени болело все!
          Асфальт ничего,но много фур, идущих на Киров.Участок Арья - Шахунья - Кикнур можете смело выкинуть из туристических маршрутов.Кругом лес,лес,лес...Все белые пятна,что были заросли.А лес стал еще гуще.А раз пятен нет,то нет и этих деревень.Я с трудом доехал до места,где смог пополнить запасы воды.Еду я запас заранее.
          Вода,кстати,очень вкусная.То ли из скважины,то ли еще как,но я остался очень доволен.Попался мне недалеко от дороги машинный двор - сельскохозяйственная техника.
          Шахунья ничего,но по сравнению с Йошкар - Олой...
          Вот на этом участке своего маршрута я и ощутил близость дикого зверя...Ну,что сказать?Хорошо,что у нас леса много.Пусть такого,но хоть этот предприимчивые люди не пустят на дрова.А как иначе назвать вывоз необработанной древесины из страны?!
          Река Арья - бывшая река.Населенный пункт Атазик.Название показалось мне примечательным.Встретил я здесь и реку Вая,которую уже пересекал на участке от Шаранги до Арьи.Эта водная артерия похожа на реку и я навещу ее в следующем сезоне.
          Неплоха река Аштранга - настоящая лесная река.Только уж очень захламлены берега.Упавшие деревья,тина...Может в глубине леса,но я не уверен...
          Совсем забыл!Из Шаранги на Арью я проезжал Тонкино,основано в 1723 году.В центре большой водоем.Мне понравилось.Судя по запрету на ловлю рыбы,вполне подходит для купания.
          На участке от Арьи до Шакуньи, есть река Свеча,ныне большое широкое озеро.Вот на нем вполне можно будет отдохнуть будущей весной.Перед ним со стороны Обхода (есть такой населенный пункт)и расположен колхозный стан с хорошей водой.
          Из населенных пунктов любопытное названия - Малая Полдневая и Лужайки.Встречается здесь и бывшая река Шара.
          На участке от Шахуньи до Кикнура видно какое разное по месту рождения население колонизовало эти края.Уж очень отличаются Русские Краи от Баженово,а Баженово от Малиновки.Ну,к примеру,Шахунья.А рядом Зубанья - деревня.Люди из одних мест.А вот предыдущие деревни,кстати,так и идущие одна за другой, основаны выходцами из разных мест.
          Кстати.Кикнур."Кик"- мышь -зерновка. "Нур" - поле.

          Небольшое отступление.Почти всю дорогу я ел покупное.Сказать особо хорошего про еду ничего не могу.Разве,что купленные в Тонкино колбаски.Но особенно омерзительны консервы производящиеся в нашей стране.Надо же до такой степени испоганить рыбу,чтобы она потеряла и свой вкус,и свой цвет.
          А производят их плохие люди(вне зависимости от  статуса на работе-владелец,директор,технолог,рабочий).Не берусь судить о процентах,но плохих людей в стране больше.Меняются области,города и деревни,а вкус все тот же - мерзкий,сделанный с большим нежеланием,скользкий и холодный, консервы которые я вынужден есть, и люди с которыми я вынужден жить!
          Весь вопрос в том,а стоит ли их терпеть,может искоренить к чертовой матери?!

          Рано или поздно,но я добрался до Яранска,потому что прямого пути из Кикнура на Санчурск нет.Сначала дорога напоминала панцирь черепахи,но потом дело наладилось.Дорога большей частью шла вниз,хорошо сделана - я проехал 44 километра за 5-6 часов.Часов,как и телефона я с собой не брал.Цивилизация - заела!
          Каждый месяц только и думай,что об оплате кредита и коммунальных.Вечно нужны деньги на текущие расходы.Деньги,деньги,деньги...Не оплатишь,рано или поздно,но выселят добрые дяди на улицу.В солнечной Барселоне, 10 семей ежедневно выселяли в докризисное время.
          Я тут коттедж штукатурил и на окружающие смотрел.Вечно они копошаться по хозяйству.И меня,вдруг,как толкнуло:
          - А СПОСОБНЫ ЛИ ОНИ ВООБЩЕ НА ЧТО-ТО ДРУГОЕ?!НЕ ВЗВОЮТ ЛИ ВОЛКОМ,ЛИШИ ИХ ТАКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ,ПРОСТО ПОТОМУ ЧТО НЕСПОСОБНЫ К ЛЮБОМУ ДРУГОМУ?!
          Много написано о кулаках - это,кстати дореволюционный термин(почитайте Чехова А.П.).А что написано самими кулаками?Что эта прослойка собственников дала Русской культуре?Звериное чувство собственника,сродни чувству собственности русского дворянства?
Почему я так о собственности.А потому что нынешнея "колбасная" интеллигенция,без чувства собственности невозможна.Без собственности для этого и подобного сброда нет демократии,гуманизма,культуры,человечности...А есть дом на Рублевке,значит и с демократией все в порядке!
          Не надо учить меня работать!Вам и не снилось,как я работаю!
Все ваши посылы сводятся к пожеланиям Гавайских плантаторов:А ты иди работай,на то и плантации!Джек Лондон,пока еще доступен.
          Булгаков,высказавшийся словами профессора Преображенского говорит о том же самом:На то и плантации...
          И вот вся эта шайка-лейка требует подстраиваться под свой звериный мир.

          Автор поступит проще.Он купит дом в деревне и коммунальные отпадут сами собой,а налог надо платить один раз в год.Мне,разумеется, не удастся выпасть полностью из этой гонки,но заработав достаточно денег,не меньше полугода я буду путешествовать по стране.Да,к старости прийдется менять печное отопление на газовое,ставить дополнительное оборудование.Но до этого ,к счастью,есть время, и я проведу его более по человечески,чем многие...
          Митюши...Кагалки...Дорога была прекрасна...
          Яранск.Здесь есть на что посмотреть и где отдохнуть.Река Ярань - полноценная река со всеми отсюда вытекающими благами.Исторический центр застроен купеческими особняками.Кирпич для особняков длинный-35 см,ширина 15 см.
          Жемчужина Яранска - Троицкий Собор.Я верю,что наступят времена,когда верующих не будет.А произведения нашей архитектуры будут еще стоять.
          Троицкий Собор - построен в 1875 году.Архитектор Константин Андреевич Тон.
          Собор ухоженный,службы ежедневные.Стены салатового цвета с белыми полуколоннами.На церкви купола черные.На колокольне золотой купол.
           Рядом шатровая колокольня из красного кирпича.Более древняя...
           Собор в Корляках я считаю сделан с яранского или подобного примера.Только еще лучше и еще краше...

               Имманенс ( Маг Рун ),в миру Шурховецкий Петр.