Шекспир

Константин Рыжов
Шекспир – это целый мир, в котором поражает буквально все. Огромен диапазон поднятых им проблем и вопросов, неизбывен круг предметов, попавших в орбиту его внимания.  Нет, кажется, такого понятия, абстрактного или конкретного, которое не нашло бы себе места в словаре Шекспира.  Ритуалы и догмы  религий, политические и имущественные законы, геральдика,  дипломатия, финансы и коммерция, военное дело и мореходство, крестьянский и ремесленный труд, школа, театральное и ораторское искусство, живопись и скульптура, архитектура, медицина, астрология и астрономия, ботаника… -  все это так или иначе  нашло отражение в произведениях Шекспира. Образы, сравнения, метафоры, которыми наполнен поэтический язык Шекспира, охватывают чуть ли не все многообразие явлений действительности.

В своих сюжетах он был удивительно разнообразным и никогда не повторялся. Следуя за автором, зрители переносились то в прошлое своей собственной страны, то в Шотландию, то во Францию, Италию, Древнюю Грецию, Древний Рим, Австрию, Богемию, Сицилию. Также велик временной диапазон. Шекспир изображает Троянскую войну, века расцвета Афин, ранний республиканский Рим и последние годы Римской республики, древнюю легендарную Британию и эпоху междоусобной войны Алой и Белой роз. Вместе с тем пьесы Шекспира показали наиболее существенные  стороны человеческой жизни, в ее обобщающем понимании, - отношения между родителями и детьми, любовь, супружество, дружбу, долг подданного и долг государя. В его пьесах получили выражение все или почти все душевные движения: любовь, дружба, ненависть, зависть, злоба, смелость, благородство, властолюбие, доброта, ревность.

Между тем, наши сведения о Вильяме Шекспире, одном из величайших гениев мировой литературы, до обидного малы. Ученым буквально по крупицам удалось восстановить основные факты его биографии, но и теперь в ней имеется немало досадных пробелов. Считается установленным, что Шекспир родился в  апреле 1564 г. в небольшом городке Стрэдфорде-на-Эйвоне в семье зажиточного перчаточника. Поначалу будущий драматург учился в стрэдфордской «грамматической» школе, затем, возможно, какое-то время в Оксфордском университете. В 18 лет он женился, вскоре стал отцом троих детей. Много читая, он продолжал расширять свои познания.  Около 1587 г. Шекспир переселился в Лондон. Здесь он, вероятно, работал первое время суфлером или помощником режиссера в различных театральных предприятиях, пока  в 1593 г.  не поступил на службу  в качестве актера и драматурга в лучшую лондонскую труппу, возглавляемую Джеймсом Бербеджем. К этому времени его имя уже было широко известно в театральных кругах.

К 1590-м гг. относятся известия  о первых драматических творениях Шекспира. Он пишет исторические хроники, драмы и «страшные» трагедии. Однако на первом этапе творчества ему более всего удаются комедии. Насколько велик был потом Шекспир в трагедии, настолько же непревзойденным  предстает он и в воплощении радости, веселья, юмористического отношения к некоторым сторонам жизни. Его искусство было проникнуто духом подлинной радости бытия, и он  в совершенстве владел искусством смешить. Комедии Шекспира – это пленительные сказки. Они уводят нас от тревог и страхов, от страданий и бед, от коварства и зла, переполняющих жизнь,  в мир красивых людей, шуток и веселого смеха, затейливой, но не опасной  житейской кутерьмы, с ошибками, переодеваниями, остроумными и необидными насмешками. Здесь неизменно и легко побеждает добро, и здесь как бы сама судьба, заботливо и весело следя за событиями, вовремя выручает героев из трудных положений и всякий раз приводит их к полному счастью.

 «Комедия ошибок» считается первой комедией Шекспира. Она была написана и поставлена где-то между 1590 и 1592 гг. Источником для нее стали две  известные  пьесы Плавта: «Менехмы» («Близнецы») и «Амфитрион». Действие пьесы Шекспира, как и у Плавта, разворачивается в Эфесе. Когда-то давно кораблекрушение разлучило двух братьев-близнецов, двух Антифонов. У каждого из них был мальчик-слуга, которые также были близнецами. Спустя тридцать лет Антифон Сиракузский прибывает в Эфес, не подозревая, что здесь живет его брат и брат его слуги. А поскольку обе пары абсолютно схожи, путаница дает повод к  сверхъестественному нагромождению  забавных ошибок и недоразумений: слуги путают хозяев, хозяева слуг, жена  Антифона Эфесского садится обедать с Антифоном Сиракузским, законный супруг, не зная этого, подозревает жену в измене, ювелир отдает золотую цепь одному из братьев, а деньги требует с другого и т.д. Эта динамичная, бойкая и чрезвычайно смешная комедия, полная  каламбуров, шуток, живых диалогов, несомненно удалась Шекспиру и показала, чего от него можно ожидать в дальнейшем. Здесь же впервые был опробован творческий метод, которому он следовал в дальнейшем: взяв чужое произведение, насытить его множеством своих деталей, трактовок, нюансов, так что в результате выходила совершенно новая пьеса.

В эпоху Шекспира англичане остро интересовались историей.  Особенно большой интерес вызывали английские хроники. Драматург старался удовлетворить любопытство зрителя. Треть написанных им пьес – исторические. Граница между  хрониками и трагедиями, вообще говоря, весьма условна. Шекспир  не имел собственно исторического интереса, то есть, его совсем не привлекала задача оживить перед глазами зрителя какую-нибудь прошлую эпоху. Из «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии»  Холиншеда он выбирал  яркие, знаменательные события, драматичные по самому свому характеру. Его целью было создать  спектакль, полный динамики и напряжения. При этом он отсекал множество подробностей, сосредотачивая внимание на политическом конфликте, который  служил основой  для ясного  в своих контурах драматического действия. В результате историческая драма государства превращалась в личные драмы отдельных людей, и каждая историческая пьеса Шекспира   есть трагедия человеческих судеб  в потоке событий государственного масштаба.

Обратившись к историческим хроникам, Шекспир сначала  написал трилогию «Генрих VI» (1590-1592). Ее непосредственным продолжением стал «Ричард III» (1593). В своей совокупности эти четыре пьесы повествуют о кровавой эпохе войны Алой и Белой роз – от самого зарождения конфликта, до его завершения. Спустя несколько лет драматург вернулся к событиям, непосредственно предшествовавшим эпохе междоусобиц. Прежде всего, он обращается к самым истокам конфликта: в «Ричарде II» (1595) рассказывается о том, как был свергнут с престола законный представитель старшей линии Плантагенетов, и у власти утвердился Ланкастер Генрих IV. В 1597-1598 гг. Шекспир пишет дилогию «Генрих IV». В 1598 г. ставится «Генрих V».  Три эти хроники, повествующие о возвышении Ланкастерского дома, заполнили лакуну между событиями «Ричарда II» и «Генриха VI». Таким образом, сложился монументальный  цикл из восьми пьес, охвативший вековую историю Англии – от конца 90-х гг. XIV века до середины 80-х гг. XV века. Но, возможно, Шекспир предполагал еще более расширить исторический охват событий. В 1596 г. он пишет хронику «Король Джон» о бурных событиях начала XIII века, а в самом конце его творческой карьеры, в 1613 г., сочиняет «Генриха VIII». Знаменательно, что, начав с исторических хроник, он ими же и завершил свое творчество.

 «Король Ричард III» (1593). Основным  источником, при создании этой знаменитой пьесы Шекспиру послужили «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Холиншеда. Но под пером великого драматурга сухие факты истории преобразились в трагедию потрясающей силы и напряженности. Ричард появляется среди множества героев «Генриха VI» сначала как эпизодический персонаж. Но чем ближе к концу, тем резче определяются черты его характера. Постепенно он выдвигается на передний план, а в конце заслоняет собой всех остальных персонажей. Действие «Ричарда III» охватывает четырнадцать лет (1471-1485) – от смерти Генриха VI до окончательного падения династии Плантагенетов и воцарения Тюдоров. О своем намерении  любой ценой добиться престола Ричард, герцог Глостер, заявил еще в последних сценах «Генриха VI». Теперь все пущено в ход во имя достижения этой цели: подлое наушничество, тайные доносы, грубоватая прямота старого солдата, вкрадчивая лесть, притворные жалобы, видимость благородного негодования, ловкая демагогия, изощренное коварство, фальшивое дружелюбие напополам с показным бескорыстием. Живописуя судьбу своего героя, Шекспир резкими мазками лепит классический образ, который вырастает в грандиозный тип тирана-злодея, не знающий себе равных в мировой литературе. Весь путь Ричарда к вершинам власти обильно полит кровью. Чем ближе к концу – тем больше трупов. Сначала летят головы явных и тайных врагов, потом доходит черед до прежних друзей и союзников. Их верность нужна была Ричарду лишь для того, чтобы сделать еще один шаг к вожделенному трону. Достигнув желаемого, он вдруг сбрасывает маску и предстает во всем своем ужасающем облике. Если прежде он убивал для того, чтобы достичь короны, то теперь отправляет на казнь ради того, чтобы удержать ее на себе. Вкрадчивость сменяется резкой раздражительностью и злобной нетерпимостью. Душу разъедает подозрительность и страх. А потом, в самый решительный момент, им вдруг овладевает ужас перед содеянным. В жестоком сражении с графом Ричмондом, будущим королем Генрихом VII он терпит поражение, теряет жизнь и корону. С его смертью завершается война Алой и Белой роз.

«Ричард III» - одна из вершин шекспировского гения. Его поздние, «великие», трагедии ни в коей мере не заслонили этого раннего произведения. Не случайно во все годы – и при жизни Шекспира и после его смерти – пьеса пользовалась неизменной популярностью и ставилась бессчетное количество раз. В самом деле, это лучшая историческая хроника драматурга. Пусть, рассказывая о прошлом, он часто бывает неточен в передаче конкретных фактов, однако сам дух эпохи, наполненной братоубийственной войной и кровавыми преступлениями, передан им с потрясающей силой.

В печати Шекспир впервые выступил как создатель двух поэм: «Венера и Адонис» (1592) и «Обесчещенная Лукреция» (1593), которые сразу принесли ему известность. Оба сюжета были заимствованы из Овидия (первый – из «Метаморфоз», второй – из «Фаст»). По-видимому, в 1592-1598 гг. был создан цикл из 154 сонетов, ставший одной из вершин английской поэзии. Центральный образ сборника – темноволосая красавица, жестокая и вероломная, в которую влюблен также друг поэта. После большой  внутренней борьбы это соперничество оканчивается в душе поэта победой дружбы. В сонетах три основных темы – любовь к другу, которому посвящены первые из них, любовь к «смуглой даме» – замужней женщине, которая любила поэта, но затем увлекла его друга, и, наконец, третья группа сонетов – это поэтические размышления Шекспира о своей судьбе, о своих горестях и превратностях жизни.
               
«Тит Андроник», впервые опубликованный в 1594 г., относится к числу, так называемых, «кровавых трагедий», призванных поразить добропорядочного зрителя немыслимыми злодействами, чудовищными пороками, а также обилием кровавых сцен.  Подобного рода вещи были, как считают, весьма популярны в конце XVI в., и молодой Шекспир, пробовавший себя во всех формах поэтического и драматического творчества, постарался утвердиться и в этом жанре. И здесь, как и везде, он добился первенства. Его «Тит Андроник» - самая неистовая и самая кровавая драма из всех, когда-либо ставившихся на английской сцене. Действие ее отнесено к условной римской древности. Пьеса начинается с того, что возвратившийся из победного похода против готов полководец Тит Андроник приносит в жертву на могиле своего сына одного из знатных готов. Его мать, пленная королева готов Тамора вскоре становится женой императора Сатурнина. Вместе со своим любовником мавром Ароном, а также сыновьями Деметрием и Хироном она задумывает страшный план мести. Во время охоты сыновья Таморы убивают зятя Тита Андроника Бассиана (брата Сатурнина), а потом насилуют на его трупе дочь Андроника Лавинию. Чтобы она не могла поведать о преступлении, несчастной отрубают руки и отрезают язык. Между тем все подстроено так, что обвинение в убийстве падает на двух сыновей Тита. Их ожидает казнь. Издеваясь над Титом, Арон предлагает ему отправить императору свою отрубленную руку и обещает, что в этом случае его сыновей помилуют. Отец, не колеблясь, лишает себя руки, но получает взамен лишь головы своих казненных детей. Третий сын Андроника Луций изгнан из Рима. Он бежит к готам и приводит их войско под стены города. Между тем Лавиния, взяв в рот трость, пишет на песке имена настоящих преступников. Тит Андроник заманивает их к себе домой и перерезает обоим негодяям горло, в то время как Лавиния собирает в таз их кровь. После этого Тит закалывает дочь, чтобы она не пережила своего позора. Тела убитых насильников он запекает в пирог, который, не ведая этого, съедает Тамора. После этого Тит убивает и ее. Сатурнин в ответ убивает самого Андроника, а Луций, сын Тита, поражает мечом императора. Четырнадцать изощренных убийств, три отрубленные руки, один отрезанный язык - таков инвентарь ужасов, наполняющий эту трагедию. Трагическое представляется здесь еще в самом упрощенном виде – как ужасное. Позже Шекспир создал несколько подлинно глубоких трагедий, но они не заслонили «Тита Андроника». Эта энергичная пьеса со стремительным сюжетом и острыми конфликтами, всегда находила своих поклонников. Добродетельный воин, гражданин и отец Тит Андроник, страдалица Лавиния, злодей Арон, коварная Тамора, безумный эгоист Сатурнин наполняют сцену кипением страстей, изливающихся в речах, исполненных неподдельной патетики. Сохранились свидетельства, что эта ранняя трагедия не сходила со сцены вплоть до самой смерти Шекспира. Она шла одновременно с «Гамлетом», «Отелло», «Королем Лиром» и пользовалась неизменным успехом у зрителей.

 «Сон в летнюю ночь» (1595) – поэтическая сказка о капризах любовного чувства, одна из очаровательнейших комедий Шекспира. Действие ее разворачивается в древних Афинах. Мифический афинский царь Тесей (в интерпретации Шекспира «афинский герцог») собирается жениться на царице амазонок Ипполите. Незадолго до свадьбы он разбирает жалобу почтенного Эгея. Последний хочет выдать свою дочь Гермию за Деметрия, хотя та влюблена в Лисандра. Между тем от безответной любви к Деметрию страдает Елена. Как поступить, как разобраться в этом клубке чувств? Тесей откладывает решение. Тем временем в судьбы влюбленных вмешиваются волшебные силы. Это доброжелательные, веселые и остроумные и духи. Царь фей и эльфов Оберон, пожалев Елену, приказывает маленькому эльфу Пэку брызнуть в глаза Деметрию волшебным соком. Свойство этого сока таково, что обрызганный им во сне влюбляется в первого, кого увидит. Пэк по ошибке брызжет соком в глаза Лисандру. Неожиданно для всех тот влюбляется в Елену.

Там же в лесу несколько простаков-мастеровых репетируют пародийно-нелепый спектакль («Любовь прекрасной Фисбы и Пирама, короткая и длительная драма, веселая трагедия в стихах»), который они хотят показать  в качестве дивертисмента на герцогской свадьбе. Шаловливый Пэк устраивает так, что у одного из них, ткача Основы, вдруг появляется ослиная голова (потому как он и по сути своей полный осел).  Жена Оберона прекрасная Титания, которой также попал в глаза волшебный сок, проснувшись, влюбляется в ослиноголового Основу. Заключив в объятия сонного Основу, она восклицает: «Так жимолость цветущая ствол дуба любовно обнимает…» Между тем волшебный сок переменяет чувства Деметрия. Теперь он на пару с Лисандром преследует Елену, а Гермия оказывается брошенной. Путаница во взаимоотношениях любовной четверки, блуждающей по волшебному лесу, и царица эльфов в любовном экстазе перед ослом –  это сцены неотразимого, как бы нарочно сплетенного случаем, комического действия. Все оказывается подвижным, условным в этом зыбком мире. Нет ничего устойчивого, - все чудесно, спутано, неожиданно и фантастично.  Восторженные любовные хвалы, которые, проснувшись, расточает Деметрий Елене, особенно смешны в силу контраста  с прежними чувствами героя, ведь колдовство совершилось на глазах у зрителя. Потом герои засыпают, и Пэк возвращает Лисандру его любовь к Гермии. Любовный конфликт благополучно разрешается. Комедия заканчивается уморительным спектаклем, который разыгрывают мастеровые перед Тесеем и его женой, и в котором остроумно высмеивается театральная условность.

В 1595 г. была поставлена первая лирическая трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта». В те же годы он пишет одну за другой четыре комедии, составившие вершину его комедийного творчества: «Много шума из ничего» (1597), «Виндзорские насмешницы» (1598), «Как вам это понравится» (1599) и «Двенадцатая ночь» (1600).

 «Виндзорские насмешницы» (1598) – бытовая комедия, написанная вскоре после того, как в двух частях хроники «Генрих IV» на сцене появился сэр Джон Фальстаф. Разорившийся, деклассированный рыцарь, весельчак, одновременно бесстыдный и уморительный в своих бесчестных проделках, обжора, забияка и трус, хвастун, который с позором проваливается при первом же серьезном испытании, он, тем не менее, пользуется особой любовью принца Генриха (будущего короля Генриха V), ибо  умеет оживить любую пирушку. Образ этот имеет очень давнюю сценическую и литературную историю (достаточно вспомнить Пиргополиника Плавта или Панурга Рабле), но у Шекспира он вышел настолько органичным, настолько правдивым и артистичным, что сразу завоевал симпатии зрителей. Ни один другой герой Шекспира не пользовался такой любовью и такой популярностью у его современников, как плут, гуляка, зубоскал и великий жизнелюб сэр Джон Фальстаф. Не менее, чем всем остальным, он пришелся по душе королеве Елизавете I. Однажды она выразила желание увидеть отдельную пьесу, посвященную любовным приключениям Фальстфа. Так, по высочайшему повелению, возникли «Виндзорские насмешницы» - одна из самых смешных и динамичных комедий Шекспира. В отличие от всех остальных его творений в этом жанре, она целиком построена на английском «материале» и полна живых наблюдений, взятых из современной автору жизни. Здесь оказались собраны все оттенки и все формы проявления человеческой глупости и нелепости и выведены персонажи, типичные для английской провинции, что позволяет говорить о «Виндзорских насмешницах», как о комедии нравов и комедии характеров. Уже в первом акте мы как живого видим перед собой глупого, ничтожного и чванливого судью Шеллоу, его хилого и слабоумного племянника Слендера, смешного педанта и резонера пастора Хью Эванса, задорного чудака доктора Каюса, расторопную и готовую служить за деньги кому угодно  миссис Куикли и других, не менее колоритных персонажей. Великолепны также зарисовки, английского быта, словно списанные Шекспиром с натуры: экзамен маленького Пейджа, дающий неплохое представление о схоластическом способе обучения того времени, обстановку постоялого двора с его грубоватым и оборотливым  весельчаком хозяином и домашний быт провинциального дворянства с обычным набором их занятий: охотой, стиркой, пивоварением, душеспасительными беседами и остроумными розыгрышами.

На этом фоне разворачивается действие комедии. Фальстаф решает приударить за женами виндзорских горожан миссис Форд и миссис Пейдж. Его дружки сообщают об этом мужьям обоих кумушек. Мистер Пейдж относится к этой новости с философским равнодушием, в то время как мистер Форд вскипает от ревности. Он принимает решение внимательно следить за женой и изобличить измену. Под именем мистера Брука он становится другом Фальстафа и поверенным всех его сердечных тайн.  Между тем жены решают проучить Фальстафа и посылают ему приглашение на свидание. Форд узнает об этом от самого Фальстафа. Он неожиданно является домой в час свидания, но ему не удается поймать Фальстафа, которого уносят у него на глазах, спрятанным в корзине с грязным бельем. Все поиски Форда ни к чему не ведут, и он оказывается в дурацком положении. Фальстафа вновь приглашают на свидание. Форд, прекрасно осведомленный о его намерениях, вновь является домой, чтобы уличить жену в измене. Но находчивые женщины уводят Фальстафа из дома переодетым в женское платье. Все поиски вновь ни к чему не приводят, и ревнивый Форд оказывается во второй раз одураченным. На третье свидание Фальстаф должен явиться ночью в лес, переодетый Герном. В этом нелепом виде миссис Форд выдает его на поругание мужу. Осмеянный Фальстаф замечает: «Вот пример того, как умный человек может оказаться в дураках, если ум его занят глупостями».

В 1599 г. члены  труппы Бербиджа основали театр «Глобус», на сцене которого регулярно ставились пьесы Шекспира. Последний был не только его главным драматургом, но и пайщиком театра с весьма неплохим доходом.

«Двенадцатая ночь» (1600). Пьеса эта стала прощанием Шекспира с веселым жанром. После постановки «Двенадцатой ночи» он больше уже не писал комедий. Действие ее разворачивается в экзотической и потому почти нереальной для англичан Иллирии, которой правит молодой герцог Орсино. В эту страну любви и веселых шуток, прекрасных дворцов и роскошных парков, сразу после кораблекрушения попадает юная Виола. Во время катастрофы она потеряла  единственного близкого человека, брата Себастьяна, как две капли воды похожего на нее лицом. Переодевшись в мужское платье, девушка поступает  музыкантом ко двору герцога Орсино. Вскоре Виола влюбляется в своего господина. Между тем сам герцог безнадежно влюблен в прекрасную графиню Оливию. Она носит траур по умершему брату и не хочет даже слышать о замужестве.  Желая добиться с ней встречи, Орсино посылает к ней Виолу (которую он считает юношей Цезарио). Ходатайство Виолы оказывается таким красноречивым, что трогает сердце графини, вот только влюбляется она не в Орсино, а в самого посла. Виола, оказавшаяся в весьма двусмысленном положении, отвергает ее любовь. Но когда внезапно прибывает  Себастьян, все принимают его за Цезарио. Оливия тотчас вступает с ним в тайный брак. Орсино поражен мнимой изменой Виолы в самое сердце, а та не знает, как ей доказать свою невиновность. Наконец является Себастьян, и все загадки разъясняются. Оливия остается с Себастьяном, а Виола выходит за герцога.

Начало XVII в. оказалось переломным для Шекспира. Продолжая работать над комедиями, он пишет в 1599 г. свою первую «римскую» трагедию «Юлий Цезарь».  В 1601 г. ставится «Гамлет». Вслед затем появляются три пьесы переходного характера, которые именуют «мрачными комедиями» или проблемными драмами: «Троил и Крессида» (1602), «Все хорошо, что хорошо кончается» (1603) и «Мера за меру» (1604). Сущность проблемной драмы состоит в том, что неразрешимые и мучительные  сложности человеческой жизни изображаются в ней со всей подобающей серьезностью, хотя сам ее тон бывает достаточно шутливым. Серьезное и смешное, отвратительное и величественное находятся тут в постоянном близком соседстве и перемешаны настолько, что переход от одного к другому  оказывается не сразу понятным. Кульминацией творческих исканий Шекспира становятся его великие трагедии, которые сразу входят в число шедевров мировой сцены: «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605),  «Макбет» (1606), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607).

«Троил и Крессида» (1602). Это своеобразное произведение совсем не типично для Шекспира, ибо перед  нами не что иное, как злая и очень смелая пародия на «Илиаду» Гомера. Внешне английский поэт следует сюжетной канве знаменитой поэмы, однако акценты в его пьесе расставлены совершенно иначе и все события поданы под иным углом, идущим в разрез с традицией. Начать с того, что Елена всего лишь беспутная шлюха, совершенно недостойная того страшного кровопролития, что началось по ее вине.  Греки на словах объединились  под верховным началом Агамемнона, но на деле полны  непокорства и раздоров. Среди вождей господствуют личные интересы, бушуют постоянные раздоры и распри. Пятнадцать веков человеческое воображение окружало лучезарным сиянием  миф о деяниях несравненной доблести, совершенных в древности ради любви  прекраснейших из жен. И вдруг Шекспир говорит: смотрите, вот она, тупая, бессмысленная бойня, лишенная правды, красоты и благородства. Ибо это борьба  не за какие-либо положительные ценности, а единственно лишь за престиж, за фетиш чести, за мираж своего достоинства. А что такое любовь? – Всего лишь похоть, лишенная всяческого романтического ореола!

На фоне борьбы за распутную гречанку развертывается история трагической любви юного, благородного троянского царевича Троила к другой гречанке, оказавшейся заложницей в Трое, - Крессиде. Это – милая, ветреная весьма развязная  девушка с острым язычком. Дочь предателя и племянница сводника, она – не только символ, но и дитя измены.  Любовь героев, поначалу светлая и романтическая (как любовь Ромео и Джульетты) омрачается потом изменой Крессиды, которая становится любовницей Диомеда. Известие об этом пробуждает в душе Троила мучительную ревность, однако страдания возвышают и облагораживают его.

Пьеса отличается таким жанровым разнообразием, что первые издатели долго не могли определиться  к какому разделу шекспировского наследия – комедиям, трагедиям или хроникам – следует ее отнести. Действительно, в то время как любовные сцены между Троилом и Крессидой изображены с глубоким лиризмом, знаменитые греческие герои представлены в пародийно-сатирических тонах.  Агамемнон у Шекспира – сама беспомощность. Аякс – воплощение самодовольной тупости. Менелай – неуклюж и смешон, Нестор – невыносимо, по-старчески  болтлив, Ахилл - эгоистичен, нагл и вероломен. Диомед – груб и прямолинеен. Только Улисс представлен в достойном виде, но и он лишен подлинной мудрости и является ходячим воплощением здравого смысла. Знаменательна и та роль, которая отведена Шекспиром мизантропу и мрачному шуту Терситу. Он чернит и высмеивает буквально все на свете, не зная удержу своему сквернословию. В троянском лагере ему сопутствует такой же глумливый циник, «дядюшка» Крессиды Пандар (прожженный сводник и грязный пошляк). 

 «Отелло» (1604). По своему построению это самое совершенное творение Шекспира.  Глубокое единство, пронизывающее все действие, находит  себе соответствие и в стиле трагедии. Характеры  персонажей обладают  исключительной конкретностью и индивидуальностью. Действие разворачивается сначала в Венеции, а потом на Кипре. Поручик Яго смертельно обижен на генерала Отелло (родовитого мавра на венецианской службе) за то, что тот не согласился взять его к себе лейтенантом, и предпочел ему Кассио. Он готов мстить. Вместе со своим приятелем, венецианским дворянином Родриго Яго извещает сенатора Брабанцио, что его дочь Дездемона бежала из дома к Отелло и тайно с ним обвенчалась. Потрясенный Брабанцио жалуется на Отелло дожу, но изменить ничего уже не может. Дездемона и Отелло отплывают на Кипр. Яго едет следом. У него складывается коварный замысел: внушить генералу, что Дездемона – любовница Кассио и воспламенить в его душе ревность. На Кипре, подпоив Кассио, он  провоцирует его на пьяный дебош. Отелло в гневе отстраняет Кассио от должности, а Яго внушает ему просить заступничества у Дездемоны. В тот момент, когда Кассио уходит от Дездемоны, Отелло его замечает. Яго своими двусмысленными недомолвками  зароняет в душе генерала смутные искры подозрения, которые тотчас разгораются в чудовищное пламя ревности. Эмилия, жена Яго, прислуживает Дездемоне и по его требованию похищает у хозяйки платок, тот самый, что Отелло подарил ей на свадьбу. Яго подбрасывает его Кассио. Увидев платок в руках лейтенанта, Отелло окончательно  утверждается в своих подозреньях. Он поручает Яго убить Кассио. Тот подговаривает на это преступление Родриго, а когда оно не удается, закалывает своего сообщника. Тем временем Отелло убивает Дездемону.
Взволнованная Эмилия прибегает к нему с вестью о покушении на Кассио. Увидев мертвую Дезедемону, она рассказывает о платке. Яго, которого призвали к ответу, убивает жену и тем самым окончательно себя разоблачает. Поняв, что он убил невинную, Отелло кончает с собой.

Образ Отелло одно  из самых замечательных созданий Шекспира. Но его трагедия была бы для нас довольно заурядной драмой, не будь так прекрасен и так поземному очарователен предмет его любви. Мы потому и сопереживаем обманутому мавру, что всеми фибрами души понимаем: убив Дездемону, он потерял все. Ее пленительный образ создается драматургом с удивительным искусством множеством мелких деталей. Каждая из них словно добавляет ей новую черточку. Нежная и хрупкая, наивная и непосредственная она в то же время обладает поразительно цельным характером.  И вот на глазах у зрителя эта женщина, или, лучше сказать, этот совершенный во всех отношениях идеал женственности, последовательно и продуманно очерняется Яго. Каждый ее поступок, слово, чувство трактуется в дурном смысле. Разрушая светлый, истинный образ Дездемоны, злодей разбивает сердце Отелло и поселяет в его душе подлинный ад. 

 «Кориолан» (1607). Эта пьеса достойно завершает собой цикл «великих» трагедий Шекспира, хотя название ее не на слуху. «Кориолана» знают меньше, чем «Гамлета», «Отелло», «Макбета» или «Короля Лира». Между тем, вопросы, поднятые в нем, ничуть не мене глобальны. Это самая социальная из всех пьес Шекспира. Нигде более он не исследует так глубоко проблемы личности и общества, нигде не изображает так мастерски социальные конфликты. Время действия трагедии – времена древнеримской республики. В первых сценах бегло рассказывается о возмущении плебеев, которое имело место в 494 г. до Р.Х., и результатом которого стало учреждение первой плебейской магистратуры – коллегии народных трибунов. После прекращения возмущений римляне отправляются в поход против вольсков. Под стенами вольского города Кориолы главный герой трагедии Марций проявляет чудеса храбрости. За свой подвиг он получает почетное прозвище Кориолана.

Кориолан храбр, благороден, но одновременно беспредельно горд и высокомерен. Поддавшись гневу, он не  знает удержу ни в словах, ни в поступках. Являясь фактически вождем патрициев, Кориолан решает баллотироваться на должность консула. Однако, исполненный высокомерного презрения, он не умеет заискивать у толпы. Трибуны проваливают его избрание, а потом добиваются изгнания как изменника и врага народа. Складывается поразительная ситуация. Трибуны Брут и Сицилий изображаются Шекспиром без всяких прикрас как завзятые демагоги и расчетливые политиканы. Они хитры, изворотливы, но их личные корыстные устремления объективно идут во благо простому народу. Кориолан – их полная противоположность. Он честен и прям. Никто (будь то патриции или плебеи) не чужд так своекорыстным, материальным выгодам, никто не имеет таких возвышенных понятий, никто не проникнут так идеей величия Рима, как Кориолан. И, тем не менее, выступив против трибунов, он, сам не зная как,  оказывается врагом государства. То, что идет на благо всему обществу, оборачивается страшной несправедливостью по отношению лично к нему. В этом – неразрешимое противоречие между сильной, яркой личностью и противостоящей ей в демократическом государстве толпой посредственностей. И нельзя не удивляться тому, как глубоко чувствовал Шекспир эту трагическую двойственность, и как мало было у него романтических иллюзий в отношении любых социальных конфликтов. Судьба Кориолана – лучшее тому подтверждение.  Чтобы отомстить врагам, он переходит на сторону вольсков. Так личная обида толкает Кориолана на измену. Тот, кто прославился, защищая Рим, становится его самым непримиримым врагом. Прежде вольски всегда терпели поражение. С новым вождем все меняется. Теперь военные действия идут так успешно, что римляне оказываются на грани полного поражения. Им остается только одно: молить о снисхождении. Поначалу Кориолан проявляет  непреклонность, но когда к нему в траурных одеждах приходят его мать и жена, сердце героя не выдерживает – он приказывает вольскам отступить. Раздосадованные утерянной победой вольски обвиняют его в вероломстве. Несколько заговорщиков нападают на своего предводителя и убивают его. Конец Кориолана глубоко закономерен, но от того не менее трагичен.

После «Тимона Афинского» (1608) Шекспир больше не пишет трагедий. Его творчество завершают четыре пьесы, которые именуют иногда романтическими драмами или трагикомедиями: «Перикл» (1609), «Цимбелин» (1610), «Зимняя сказка» (1611) и «Буря» (1612). Во всех этих пьесах необыкновенное и неожиданное  явно преобладает над возможным и жизненно достоверным. Сюжеты их полны приключений и злоключений. Трагикомедии, как и трагедии, изображают страшную силу зла. Но в отличие от трагедий, романтические драмы являются пьесами утверждающими. До определенного момента  события здесь развиваются неблагоприятно для положительных персонажей. Потом неожиданно происходит перелом, и действие стремительно поворачивается в другую сторону, ведя героев  к благополучному концу. Можно по-разному относиться к этим пьесам, но им, по крайней мере, нельзя отказать в занимательности.

Последние годы жизни великий драматург провел в Страдфорде – городе своего детства, куда вернулся около 1613 г. Здесь он и умер 23 апреля 1616 г. Шекспир был необыкновенно популярен уже при жизни. И уже современники видели в нем величайшего национального гения.  Всего через несколько лет после смерти Шекспира его друг и известный в то время драматург Бен Джонсон пророчески писал: «Ликуй, Британия! Ты можешь гордиться тем, кому должны воздать честь все театры Европы.  Он принадлежит не только своему веку, но и всем временам!» Актеры Хемминг и Кондел, подготовившие и выпустившие в 1623 г. первое издание всех пьес Шекспира, писали в предисловии: «…творения  его ума так же нельзя скрыть, как нехорошо было бы утаить их. А посему читайте его и перечитывайте снова и снова, и если он вам не понравится, это будет печальным признаком того, что вы не сумели его понять».
 Известно, что прижизненных портретов Шекспира не сохранилось, а те, что появились вскоре после смерти, были весьма посредственными. Все, кто помнил подлинные черты автора «Отелло», это прекрасно сознавали. Друг Шекспира  Бен Джонс сопроводил гравированный посмертный портрет в издании 1623 г. следующим многозначительным стихотворением:
 
«Здесь на гравюре видишь ты
Шекспира внешние черты.
Художник, сколько мог, старался,
С природою он состязался.
О, если б удалось ему
Черты, присущие уму,
На меди вырезать, как лик,
Он был бы истинно велик!
Но он не смог, и мой совет:
Смотрите книгу, не портрет».

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220