Воспитательный момент - метод Станиславского

Андрей Сорочинский
Главой, стержнем, связующим началом нашей небольшой семьи, была, без сомненья, бабушка. Она была очень доброй. Такой, каких не бывает: одновременно, и простой – без лишних «завихоров», и безмерно мудрой. На любой случай, у нее всегда была какая-нибудь прибаутка или присказка. И умела она разрулить любую жизненную ситуацию без лишних нервов и суеты. Она на корню гасила любой негатив одной своей улыбкой, одной фразой, просто, своим присутствием. И, конечно же, она играла основную роль в становлении характеров всех членов нашей семьи, включая моих сыновей.
По строго установленному ей распорядку, раз в неделю у нас в квартире проводилась (совместными усилиями) «большая» уборка и, раз в месяц – «генеральная». Теперь, когда бабушки уже давно нет, я понимаю всю мудрость такого распорядка, как одного из объединяющих начал в семье. «Генеральной» эта уборка называлась потому, что кроме скрупулезной «большой», включала в себя перебор старых вещей, которые или откладывались, или без сожаленья выкидывались (и это при том, что бабушка пережила Войну! Думаю, нет нужды это пояснять…). Но выбрасываемые вещи не выкидывались на помойку. Бабушка говорила: «Их надо бомжаткам отдать»…
И вот однажды, эту фразу услышал мой старший. Он уставился на бабушку своими ясными детскими глазами, и спросил: «Бабусь, а кто такие – бомжатки»? Мы замолкли… Ведь, как это объяснить маленькому ребенку?! Бабушка ответила просто и без всяких «заумей»:
«Это, Вовочка, такие люди, у которых совсем ничего нет»…
Вовка на пару минут замолк, переваривая. «А что, у них и тивилизера нет?»
«Нету, Вовочка»…
«И машинки стиральной»? – не унимался он.
«Нету, Вовочка… У них нет ни машинки стиральной, ни телевизора, ни телефона – у них СОВСЕМ ничего нет: ни денег, ни семьи, ни квартиры – ВООБЩЕ ничего. Поэтому, им все пригодится»…
Вовка остолбенело захлопал глазами. Бабушка, предвидя его дальнейшие расспросы, спросила: «Вовочка, ты, когда кушать хочешь – что делаешь?»
«Иду домой».
«А когда устал и поспать хочешь»?
После недолгого раздумья он ответил: «Домой иду»!
«А вот им – некуда идти – у них дома нет»…
Такая правда жизни до Вовки, судя по всему, не дошла. И тогда бабушка решила применить «метод Станиславского», как она это называла: «Вот представь, Вовочка, ты захотел кушать, совсем устал и, вдруг, заблудился. Домой ты попасть – ну никак не можешь – забыл ты, как домой идти… И что ты будешь делать?»
Ответ на этот вопрос Вовка не знал, и задумался надолго.
На следующий день мы выпустили его во двор, и он пропал… Точнее, в нужное время он не появился возле подъезда. Тут же была поднята на ноги «вся королевская рать», включая всех соседей и всех знакомых, с чьими детьми он играл. Были обшарены все окрестные дворы, сквер, школьный двор и стадион. И вот, примерно через час, звонит одна из соседок и говорит: «Он у нас в подъезде стоит, ревет и что-то несуразное несет»… И осторожно спросила: «А вы его не наказывали?»
«Да что вы?! Парень – золото… Может, где бы и надо наказать, да как сравнишь его с другими детьми, так и желание пропадает»…
«Тогда ничего не понимаю» - недоуменно сказала соседка, а мы поспешили забрать свою «пропажу» из соседнего подъезда. В общем, после долгих расспросов, выяснилось, что сработал бабушкин «метод Станиславского», и ребенок представил и, самое удивительное, поверил, что ему некуда идти… О чем он столь громогласно переживал.
Оставшуюся неделю он ходил сам на себя не похожий – тихий, задумчивый. Мы уже подумали, не заболел ли он, часом? И вот подходит время очередной уборки. Вовка «во первЫх рядах» бежит к шкафу и говорит: «Бабусь, а давай наши старые вещи бомжаткам отдадим – они им, ведь, пригодятся»…
«Давай, Вовочка, посмотрим, что нам не понадобится больше». И мы принялись перетряхивать шкафы, антресоли и кладовку. Набрался такой приличный тюк, что ни бабушка, ни, тем более Вовочка, никуда не могли его отнести. Поэтому тащить его довелось мне.
И вот, подходя к помойке, мы увидели двух бомжей, копавшихся в контейнерах.
«Ну вот, сейчас мы им все вещи и отдадим» - сказала бабушка.
«Кому – ИМ?!» - недоуменно начал крутить головой Вовка.
«Бомжаткам… Вон же они» - ответила бабушка и улыбнулась ему своей обезоруживающей улыбкой, моргая добрыми подслеповатыми глазами.
«Это – БОМЖАТКИ?!» - недоверчиво спросил он и, вдруг, закрыв нос обеими руками, завопил во весь голос – «Фу! Бабуся! Они же воняют!!!»
Видимо, это был первый его жизненный опыт, когда ломаются все представления о чем-либо. Когда реальность оказывается совсем не такой, как он о ней думал. Судя по бабушкиному названию «бомжатки», он представлял их чем-то таким милым, плюшевым и пушистым… Кого все обижают, что-то типа «медвежатки» из мультика. А это оказались два грязных, пьяных и смертельно вонючих мужика, которые без лишних слов забрали у нас тюк с вещами и начали его потрошить, нещадно матерясь и перебивая при этом запах помойки.
Пришлось Вовке объяснять, что они такие грязные и вонючие потому, что им негде мыться… оттого, что у них нет дома и т.д. и т.п. А писаются они оттого, что спят на улице и простужаются, и болеют, а их никто не лечит – и все потому, что у них нет дома, и все опять по-новой – по восемнадцатому разу. Но до Вовки, похоже, эти доводы никак не доходили… И тут опять помог пресловутый бабушкин «метод Станиславского»:
«Вот смотри, Вовочка: например заболел у тебя зуб, или палец начал нарывать и загноился» - Вовка это уже проходил на своем опыте – «и пошел ты к врачу… Врач же не затыкает нос и не говорит, что нельзя себя до такого доводить, и не кричит, что твоя болячка или зуб воняет? Он тебя лечит в любом случае: и если ты не виноват в своей болезни, и если она у тебя оттого, что ты просто побоялся идти к врачу вО-время (такой опыт у Вовки тоже был – он страшно боялся зубного и тянул всегда до последнего, всеми правдами и неправдами). Просто врач всех больных ЖАЛЕЕТ, и потому – лечит их».
«Самое главное – это жалеть людей, когда им плохо… И не важно, почему им плохо» - тихо добавила бабушка.
Видимо, этот воспитательный момент навсегда врезался в Вовкину память, потому что он уже спустя столько лет(!) вынося на помойку ненужные вещи, аккуратно ставит пакет, не доходя до контейнеров, или развешивает вещи где-то неподалеку. А в переходах – в отличие от многих своих друзей – он, задержав заранее дыхание, подходит и высыпает им мелочь, какая у него есть. И, наверное, не потому, что он настолько лучше своих друзей. Просто в их жизни не было таких воспитательных моментов.
И я надеюсь – а вдруг он сумеет объяснить своим друзьям – почему он это делает…