Чужое письмо

Татьяна Алейникова
Это  письмо попало ко мне случайно. Соседи принесли его маме,  на  конверте была указана моя фамилия. Совпадало все, кроме номера дома, в котором я жила с родителями. Я была уверена, что оно адресовано мне. Я очень ждала письма от человека, с которым рассталась как-то  неопределенно. Он прилетел  за  мной  издалека, спустя месяц после знакомства, чтобы увезти к себе. Я была не готова.   

Но сейчас о другом. Маме почтальон рассказала, что письма на моё имя приходят в другой дом. И мне принесли одно из них. Оно было вскрыто, я начала читать и поняла, что  адресовано оно не мне. С детства уяснив, что читать чужие письма нельзя,  все же  не могла оторваться. Я сразу поняла, что оно из зоны, но писал не уголовник, а политзаключенный. Это было в 1973-74 годах, тогда в провинции   слово "политзэк"  казалось давно забытым, но в семье его помнили. Я с волнением читала и перечитывала исповедь, слова которой обжигали. Неизвестный  писал любимой женщине. Первые строки были пронизаны захлестывающей радостью, от того,  что наконец отыскал её, что теперь он сумеет помочь ей и её маленькой дочери,  о существовании которой не знал. Он объяснял, почему так неожиданно исчез,  не  предупредив, не объяснившись. Из письма узнала, что автор письма в университете  входил в студенческую политическую организацию, которая  возникла стихийно, после трагических событий в Новочеркасске. Подробностей ареста, суда, заключения под стражу не было.

 В  письме, переправленном, по-видимому,  нелегально, бывший студент писал, что все эти годы  жил надеждой  на будущую встречу. Что  любовь к ней  спасла его, не позволила  опуститься, сломаться, хотя пришлось вынести столько, что хватило бы на  несколько жизней. Но все позади, подходит срок его освобождения. Он просил,  чтобы она переехала с девочкой к его матери, которая сможет помочь им обеим, и ждала его там. Уверенность, что они скоро встретятся, что любовь, прошедшая  испытание временем,  станет  еще крепче, сквозила в  каждой строке этого страстного, нежного, мужественного послания.

 Он вспоминал их встречи, милые детали и подробности, как будто расстались  только вчера. Такая счастливая убежденность, что  после всего  пережитого ими  жизнь наладится, пронизывала каждую строчку, что я  невольно заразилась этим чувством. Сказать, что была потрясена, значит не сказать ничего. Я запомнила его после первого прочтения, эти строки звучали в душе. Я никогда не читала ничего подобного. Возможно, потому, что сама пребывала  той  осенью  в смятении, разрываясь между захватившим меня чувством  и привычными, давно сложившимися  отношениями. Как мы умеем в молодости все закрутить в такой узел, что жизни не хватит  его распутать. 

 То письмо мы прочитали все.  Мама пообещала,  что немедленно разыщет  женщину, которой оно адресовано. Я из-за предстоящей командировки сделать этого не  могла. Но и там, в отъезде, все думала об этом письме, о трагической судьбе человека,  почти ровесника, пыталась представить и её.

Первое, что я спросила у мамы, переступив порог: "Нашла?"  Мама с неожиданной  досадой ответила: "Поешь сначала, чайник поставить?"…Я видела, что она расстроена, мы без слов понимали друг друга. Потом она рассказала, как  ходила  с  письмом  в дом, чей адрес был указан на конверте.  Там её давняя знакомая показала еще несколько нераспечатанных,  пришедших после этого, первого, и поведала  о той, кому они были адресованы.  Как оказалось, на конвертах было указано имя дочери,  мать её носила другую фамилию. Отец пояснил мне, что это для подстраховки, ребёнка искать не будут. А дальше следовала история, которая потрясла меня больше, чем письмо.

Та женщина недолгое время снимала комнату  по соседству с нами. Пьющая, совершенно опустившаяся, она перебивалась случайными заработками, которых едва хватало на оплату жилища. Девочку соседи жалели, иногда забирали  к себе выкупать и накормить. После очередного кутежа с пьяными разборками кавалеров, мать ребёнка попросили  освободить комнату. Куда она переехала, никто не знал. Да мне и не хотелось разыскивать её и отдавать это письмо. Вспомнилась народная мудрость о том, что жизнь раздает свои дары без толку и без разбору. Я бы добавила, что  порой отбирает все, так же безоглядно и жестоко.