Украсть будущее

Вадим Ечеистов
   Монотонный, неодолимо усыпляющий стук колес на стыках рельс теплым фоном обволакивал дремлющий мозг пассажира. Путь на поезде от Хабаровска до Москвы, требовал терпения и располагал к флегматично-созерцательному безделью. На третий день пути мелькающие за окном сопки и леса уже не привлекали внимания. Читать тоже особенно не хотелось, да и разговоры с попутчиком стали надоедать. Вот и приходилось предаваться дреме, с перерывами на еду.

  К вечеру третьего дня из оцепенения пассажира вырвал топот множества ног, и восхищенные возгласы. Парень присел, и взглянул на соседа:
  - Что там случилось?

 Сорокалетний мужик с серым лицом не тронулся с места – видно было, что этот маршрут знаком ему, как путь от квартиры до почтового ящика. Он вяло махнул рукой:
  - Иди, посмотри – надолго запомнишь.

  Молодой человек вышел в коридор, и протолкнулся к одному из облепленных людьми окон. Потрясающий вид на бескрайнюю поверхность воды, сморщенную легкой волной с пляшущими солнечными зайчиками, действительно завораживал. Со всех сторон доносилось сухое клацанье фотоаппаратов, и возбужденное придыхание: «Байкал!».

  Мужчина не мог противиться очарованию замечательных картин, порожденных слиянием стихии воды, камня берегов, и небесной тверди с белыми кляксами неподвижных облачков. Он недвижимо стоял у приоткрытого окна, принимая лицом прохладный влажный ветерок, и наслаждался волшебными видами, утратив связь с окружающим и счет минутам.

   Спустя без малого час, он вышел из этого блаженного состояния, когда глаза уже стали слезиться от ветра. Парень несколько раз моргнул, смахнув слезы, и вернулся в купе. Там за время его отсутствия стало на одного человека больше: невысокий, поджарый мужчина с обветренным лицом и темными, с проседью, волосами перебирал вещи в огромном рюкзаке. Услышав стук двери, он заинтересованно вскинул брови:

  - Иван Андреич, а это, я так понимаю, и есть наш третий попутчик?
  - Точно! Знакомься Егор – Игорь Казимирович. Игорь Казимирович – это Георгий.
  - Очень приятно, Георгий. Куда путь держишь?
  - В Москву. Я тут два года в Хабаровске после института практику проходил, теперь в столицу вызывают, в центральный офис.
  - А чего не на самолете?
  - На самолет надо билеты пораньше заказывать, а сейчас уже дороговато будет. Велено экономить.

  Егор сел рядом с новым соседом:
  - Ну а вы-то, Игорь Казимирович, чем занимаетесь, если не секрет?
  - Вот я видел, ты у окна стоял. Догадываюсь – Байкалом любовался. Вот этим я и занимаюсь: уже три года по сопкам, лесам и островам ноги сбиваю. Можно сказать, одичал уже. Эколог я – изучаю состояние уникальной экосистемы озера и окрестностей, - сказал новый знакомый, моргнув при этом, будто что попало в глаз.

  Тут нетерпеливо подал голос Иван Андреич:
 - Ну, вот и познакомились. Может, отметим по случаю, Игорь Казимирыч, а то Егорка не пьет, а одному – для здоровья вредно. Мне вот тут китайские партнеры подарили…- он порылся в одном из своих, забитых ширпотребом тюков, и достал широкую бутыль с прозрачной, коричневатой жидкостью. В этой жидкости плавали причудливой формы коренья, ящерица, и довольно большая змея, изогнувшаяся тугой спиралью.

  - Ну что ж, такую вещь надо вкусить хотя бы ради интереса, а уж за знакомство – сам бог велел. И, кстати, Иван, Егор, зовите меня просто по имени – я же понимаю, что отчество мое не так просто озвучить, да и по имени мне больше нравится.

 - Ну и прекрасно, Игорь, так Игорь, - Андреич сковырнул пробку из сургуча, и, подмигнув ящерице налил понемногу в два стакана. Егор взял в руки остывший чай, чтобы хоть таким образом оказаться причастным к ритуалу дорожного знакомства.

   Напиток оказался хоть и мягким на вкус, но замечательно крепким, и подогретое настроение пирующих способствовало живому разговору. Видимо, эколог довольно давно был лишен полноценного человеческого общения, поэтому без умолку рассказывал о своих походах в окрестностях Байкала.

   Рассказчик он оказался хороший, поэтому его особенно никто и не перебивал. Однако, Егор трезвым глазом заметил, что Игорь Казимирович во время рассказа иногда осекался, словно не желая открывать какую-то тайну. При этом на лице его читались признаки внутренней борьбы с желанием поведать случайным, но таким хорошим, людям этот секрет.

  Веселый треп собутыльников звучал все громче. Трезвый Егор тоже от души сдабривал беседу анекдотами на отвлеченные темы, коих знал великое множество. Однако, выпивающие похоже недооценили силу опьяняющего эффекта лечебного китайского бальзама на рептилиях и кореньях. Язык Ивана Андреевича уже катастрофически заплетался, а обветренное лицо нового попутчика приобрело густой свекольный оттенок. И лишь глаза на этом багряном лице сияли экстатическим светом.

  Игорь Казимирович, резко подняв раскрытую ладонь, призвал попутчиков к вниманию:
 - Ладно, мужики! Люди вы хорошие, я вас очень, просто исключительно, уважаю. Поэтому расскажу вам то, что никому здесь не должен бы рассказывать. Я думаю, вы достойны это узнать. Ну вот, как вы думаете, чем я тут три года занимался?
  - Да ты же говорил – геолог, или что-то такое…- запинаясь, пробормотал Иван.
  - Эколог, - поправил его Егор: только я так особо и не знаю, чем экологи занимаются.
  - Ну, теперь это неважно, потому что уже несколько лет я экологией не занимаюсь. Я трачу свои собственные, ранее накопленные деньги, и время исключительно ради спасения нашего будущего, – отчаянно жестикулируя, подобно баптистскому проповеднику, начал свой рассказ пожилой эколог.

  Егор усмехнулся, и Игорь пристально взглянул на него:
  - Думаешь, я пьяный, и несу всякий бред? Но, увы, то, что я сейчас расскажу – горькая правда.
  Однажды, при заборе проб почвы в прибайкальском лесу, я случайно наткнулся на схрон-тайник, в котором во множестве лежало оружие, канистры с горючим, консервы. После возвращения, я взял отпуск за свой счет, и стал следить за тайником. Ждать пришлось две недели, прежде чем пришли пять человек, каждый из которых принес по автомату, и паре гранат. Я проследил за ними до ближайшего поселка, где их дружелюбно встретил начальник местной милиции. Было понятно, что он знает о существовании схрона. Но зачем им нужен такой тайник? Я еще сам не понимал, зачем мне все это нужно, но решил узнать все до конца. Пришлось, правда, уволиться с работы, благо денег за свою трудовую жизнь я успел немного скопить.
  Я следил, фотографировал, собирал документы, я делал такое, чего и сам от себя раньше  не мог ожидать. В итоге, я нашел еще несколько тайников в разных местах вокруг Байкала, и более сотни связанных с ними людей. На это у меня ушло целых три года. Собранный материал весит около четырех килограмм, - Игорь махнул рукой в сторону своего рюкзака.

  - Но для чего они это делают? В такой-то глуши? – не мог скрыть удивления Егор.

  - Я, признаться, тоже поначалу удивлялся, но не очень долго. Сопоставил некоторые факты с моими наблюдениями, и все понял. Очень сильно помогло мне в этом хорошее знание истории. Я, ведь всегда увлекался историей, еще со школы. Вот, почему войска Чингисхана завоевали огромные территории, как ты думаешь?
 - Ну, вроде как, шли огромной ордой, сметая все на своем пути,- попытался вспомнить школьную программу Георгий.
 - Распространенное мнение. На самом же деле, каждый поход долго и тщательно готовился. В страну, намеченную к захвату, засылались в огромных количествах шпионы, агенты влияния, которые не только узнавали всю подноготную, но и распускали слухи, возмущали бедные слои населения в городах. Кроме того, они вели работу и с людьми, близкими к власти: подкупали, шантажировали, внушали мысли, что при монголах жить будет намного лучше.

  Под видом торговых караванов, или групп паломников, провозили оружие и фураж, которые закладывали в тайники. Таким образом, в нужный момент, могли в разных местах захватываемой территории ниоткуда появиться группы вооруженных людей, внезапно нападавших на обозы и войска. А внезапность в войне многое значит. Ну еще, конечно, в войсках Чингисхана была железобетонная дисциплина, и лучшая по тем временам боевая техника, созданная китайскими инженерами…

  - Подожди-ка, подожди, Игорь. Так ты считаешь, что в районе Байкала, кто-то готовит вторжение? Но не бред ли это? Чего ради, что там такого уж ценного?

 - Что ценного? Да сам Байкал! Я то знаю, как эколог, что вода, пригодная для питья, скоро будет стоить огромных денег. Уже сейчас стоит в некоторых местах. Ведь, несмотря на то, что на земле очень много воды, всего два процента ее пригодны к употреблению. Людей-то становится все больше, а пресной воды осталось столько же, что и тысячу лет назад. Не забудь и про загрязнение всякой дрянью… Так вот, а Байкал хранит в себе пятую часть мировых запасов пресной воды, причем чистейшей.

 - Все равно не понимаю, - махнул рукой Егор, но это еще больше раззадорило Игоря Казимировича.
 - Вспомни войну в Ираке, Егор. Всем ведь понятно, что причина ее не в мифическом оружии Саддама, а в немалых запасах нефти. Но ведь мы состоим на восемьдесят процентов не из нефти, а из воды. Кончится нефть – пропадет комфорт, а кончится вода – угаснет жизнь.
  Воды уже не всем хватает, а лет через пятьдесят за нее придется драться. Драться или мучительно погибать от обезвоживания. Байкальская вода – это огромное богатство, и кое-кто уже начал готовиться к тому, чтобы у нас его отобрать. Вернее не у нас, а у наших детей, или внуков.

 - А кто эти кое-кто?

 - Пока не разобрался, но, я думаю, что те, кому я хочу передать собранный материал, разберутся и сумеют предотвратить катастрофу, - когда Игорь произнес эту фразу, его загорелое лицо просто сияло от гордости. Он плеснул себе еще полстакана крепкого китайского пойла, выпил в три глотка, и заел куском печенья.

  Было уже три часа ночи. Иван Андреевич давно уже спал, уткнувшись в стену. Егор тер слипающиеся глаза, но решил задать последний вопрос:
 - Все равно не понимаю: ведь есть же милиция, пограничники, таможня – неужели эти мерзавцы им ни разу не попадались?
 - Ты прав, Егор, есть и милиция, и таможня, но есть также и деньги, причем немалые. Есть коррупция и мздоимство. Как и в старину – ничего не меняется. Монгольская схема работает до сих пор. Вот так и едут курьеры с грузом под видом торгашей, групп экотуристов, охотников. И в нужное время вооруженные группы подготовят плацдарм для своей армии. И хлынут чужаки в образовавшуюся прореху подобно саранче или ветхозаветному народу Магог. И поглотят бесценные запасы озера… Ух, что-то меня понесло – похоже, перебрал я с непривычки.

  - Да, есть над чем поразмыслить. Ну ладно, Игорь Казимирович, все это, конечно интересно, но я спать ложусь. Без сна, как и без воды, человек долго не протянет, - Георгий забрался на верхнюю полку, оставив пожилого эколога наедине со своими идеями и остатками крепкой настойки.

  Какое-то время Егор слышал тихое бурчанье Игоря, перемежаемое стуком стакана, но скоро все стихло, и лишь негромкое посапывание поочередно доносилось с двух нижних полок. «Да, силен мужик выпить!» - усмехнулся про себя парень, и закрыл глаза.


  Егор проснулся, и выглянул в окно: было пасмурно, и по стеклу рисовали кривые дорожки капли дождя. Он взглянул на часы. Два часа дня – вот это сон! Он свесил голову с полки. Иван Андреевич отложил бутерброд, и кивнул Георгию:
  - Хорош спать, практикант, спускайся. Есть будешь?
  - Пожалуй, попозже, а сейчас пойду в тамбур – покурю.
Будто услышав его слова, на нижней полке зашевелился Игорь Казимирович. Он сел, тяжело охая, откашлялся, и вымученно просипел:
  - Я бы тоже покурил сейчас. Ох, ну и навалился я вчера на выпивку.
  - Ну вот сейчас вместе в тамбур и сходите. Обожди, Егор. А для тебя, Казимирыч, у меня средство есть замечательнейшее. Тоже, кстати, маде ин чина, - Иван Андреевич вытащил из-под стола маленькую бутылочку из темного стекла, взболтал, и протянул соседу: сам принял, как проснулся. Ну и можно теперь, глядя на меня, сказать, что я пил полночи? Нет. Чудо-эликсир! Как раз тебе осталось.

  Эколог схватил бутылочку, сделал осторожный глоток, и, слегка поморщившись, сказал:
  - Странный вкус. Да мне сейчас хоть бензин дай, и скажи, что от похмелья избавит – выпью.
  Игорь Казимирович в три глотка допил эликсир, посидел, собираясь с мыслями, и задал вопрос, судя по выражению лица, сильно занимавший его:
  - Мужики, я это, вчера по пьяному делу, ничего странного не рассказывал? А то, что-то я не очень хорошо помню.
  Иван махнул рукой:
 - Ну, ты спросил, Игорь. Я сам ни черта не помню. Вон, Егорка, наверняка, знает.
 - Да ничего странного: про работу свою рассказывал, анекдоты травил, потом снова про работу, про баб… Пошли уже, курить сильно хочется.
 - Да-да, пошли,- облегченно вздохнул эколог.
Стук колес в прокуренном тамбуре звучал оглушительным набатом. Егор угостил попутчика сигаретой, прикурил сам, и подергал ручку двери. Дверь оказалась незапертой. Егор приоткрыл ее, впустив в душный тамбур приятную свежесть, насыщенную запахами леса, и мелкими брызгами дождя.
 - Обожаю ездить в тамбуре с раскрытой дверью. Хорошо голову ветерком освежает, - довольный, Егор выдохнул облако сигаретного дыма.
 - Да? Дай-ка и я под ветерком постою.
 - Конечно, тебе-то это сейчас нужнее.

  Игорь прошел к двери, высунул голову, ощутив приятный ветер в лицо, и освежающие потоки дождевой воды на лбу и щеках. Он полной грудью вдохнул этот живительный воздушный коктейль, и тут же ощутил сокрушительный удар ногой по ребрам. Дыхание остановилось, хрустнуло в боку, а пол тамбура выскочил из-под ослабших ног. Человек по инерции пролетел несколько метров, и с размаху наткнулся головой на бетонный столб.


  Иван Андреевич минуту пристально смотрел на вошедшего Егора, потом улыбнулся, и указал на место, напротив себя:
  - Садись, практикант. Ну что, можно поздравить с боевым крещением?
  - Да, все прошло как по маслу, - Георгий спрятал трясущиеся руки под столом.
Иван Андреевич протянул ему тяжелый сверток:
  - Вот документы, которые он собрал. В Москве передашь своему координатору. Я выйду рано утром в Новосибирске. Его шмотки я сейчас по своим мешкам растолкаю. Если спросят, куда он делся, скажешь, что ушел в другой вагон к знакомому, и вещи с собой забрал.
  - А если он вдруг выжил?
  - Ну, так это ненадолго – ты думаешь, я его на самом деле средством от похмелья угощал? Отрава надежная – действует медленно, но наверняка.
  Иван Андреевич еще минуту о чем-то думал, потом спросил:
 - Слушай, а, допустим, он прав, и те, на кого мы работаем, возьмут, и лет через пятьдесят украдут наш Байкал? Как ты на это смотришь?
 - Лет через пятьдесят я буду старый, лысый, больной, а может даже и мертвый. А наши «хозяева» платят хорошие деньги, на которые я смогу прекрасно жить уже сейчас. А, даже если они и в самом деле «оттяпают» озеро, так ведь у нас и помимо Байкала озер и рек огромное количество. Не обеднеем.

  - Молодец! Попрошу руководство, чтобы тебе дополнительную премию выдали. Может, пойдем в тамбур, покурим?
  - Нет уж, я пока не хочу, - усмехнулся Егор.

  Поезд, мерно стуча колесами, продолжал свой многодневный путь, оставляя за вагонными окнами густые леса, извилистые реки, сумрачные болота и прозрачные озера. Воды и в самом деле предостаточно. Пока – до поры, до времени.