Островок детства

Эл Каттерсон
акварель Стива Хэнкса

Самые первые воспоминания, - стена, выкрашенная в синий цвет, клетчатый красно-черный плед, маленький Буратино.

Я рассказала об этом моей бабушке, будучи 20-летней. Как же она удивилась,- ведь в такой цвет были выкрашены стены в корридорах ее дома, а в похожем пледе меня принесли к ней в квартиру и дали игрушки, среди которых был Буратино, и было мне чуть больше года.

Родителям было не до меня: работа, командировки, личная жизнь, наконец. Бабушка сначала ездила к нам, а потом взяла меня к себе.

2-институтская - так называлась улица на которой мы жили.

В соседнем доме был овощной магазин, в котором картошку насыпали через отдельное маленькое окошко, бабушка подставляла матерчатую сумку, и серые запыленные клубни сыпалась шумным потоком. Я не любила этот магазин: там всегда были большие очереди и пахло пылью.

Мы, наконец, выходили на улицу и шли в продуктовый, но по дороге проходили мимо ларька с мороженым. И вот здесь бабушка покупала мне мороженое, почти каждый день, будь то зима или лето. Она сама очень любила это лакомство, исключением был пост. Бабушка держала в руках свою и мою порцию, я слизывала свое мороженое, а бабушка приговарива:"Не глотай сразу, погрей во рту", но мне так не хотелось греть мороженое: отодвигалось время слизывания новой порции, оно становилось теплым и пропадало ощущение праздника.

Затем был книжный киоск. Я помню, как бабушка мне купила "Телефон" Чуковского, мне так хотелось побыстрее придти домой, чтобы посмотреть картинки. Бабушка читала по-слогам, у нее было 3 класса церковно-приходской школы, но было тепло и интересно.

После дневной прогулки меня укладывали спать: зашторенные окна с пробивающимся светом, блаженная тишина и уютное тихое позвякивание посудой на кухне.

-Наташа, просыпайся. - я потягиваюсь.
-Бабушка-колябушка, - говорю, обнимая ее, еще полусонная.
-А ты - внучка-гнучка, - слышу в ответ. Это был наш своеобразный пароль. Когда не можешь высказать всю нежность и любовь, начинают придумываться свои собственные слова.


Вечер. Падает снег. Не помню, что делала на прогулке, наверное, каталась с горки.
-Ты что будешь на ужин?
-Жареную картошку с огурчиком.

Иногда, мы с бабушкой ходили к ее знакомой, тете Марусе. У нее была дочка намного старше меня, с ней мы играли в рыб, ползали по полу, представляя себя в море.

Вечер заканчивался молитвой. Бабушка вставала на колени перед иконами с зажженой лампадкой и шептала молитву. Это было последнее, что я видела перед сном.

А утром, когда я просыпалась, бабушка, как правило, была на кухне. На табуретке стояла кастрюля с кашей, завернутая во фланелевое одеяльце, чтобы не остыла. А еще лучше, если на плите была сковородка с омлетом. Бабушка сидит за столом и читает  церковную книжку.

Она тайно от родителей меня крестила.

Иногда  предупреждала меня, что утром мы идем в церковь.Я совсем не любила ходить на службу:надо было рано вставать, очень долго  стоять, слушая непонятные слова, правда бабушка старалась меня усадить на скамеечку, потом - причастие.

 Но я видела, как светилось ее лицо во время службы, и даже когда бабушка плакала, я чувствовала, что ей хорошо и спокойно. Неужели я могла выказать свое недовольство,  я терпела все ради этой ее маленькой радости. После церкви бабушка обязательно покупала вафельный торт - это была ее признательность за мою терпимость, конечно, она все чувствовала. К моему сожалению, я так и не стала религиозным человеком, хотя очень люблю Пасху  и Крещение, иногда захожу в  храм поставить свечку, но это не та светлая вера, которой обладала бабушка.

Когда мне исполнилось 5 лет, родилась моя сестра. Родители отдали меня в детский сад, хотя бабушка была категорически против. "Она должна быть в коллективе, ты и так воспитала из нее неженку." - это был их главный аргумент. Бабушка сидела с сестрой. Но при каждом удобном случае старалась забрать меня из детского сада.

Уже в школе стало "хорошей традицией" отправлять меня на 1-2 смены в пионерские лагеря. Ни мои слезы, ни бабушкины просьбы оставить меня с ней на даче, не имели силы. "Ты должна уметь преодолевать трудности." - говорили мне. А я так хотела в бабушкины утра с кружевными салфетками, горячими пирожками или сырниками,  рассказами о ее молодости.

Она всегда что-то делала: готовила, шила, вязала. Связать бабушка могла все, до сих пор ношу связаную ею безрукавку и вязаную кофту. Да и сшить ей удавалось практически все без выкроек. Не могу сказать чтобы она меня специально учила чему-то, просто я наблюдала что  она делает и пыталась повторить.

Где бы бабушка не появлялась сразу становилось уютно и тепло. Помню, приезжаешь на дачу весной: в доме неуютно, холодно, сыро. Нас с сестрой отправляют гулять, а приходишь....впечатление, что дом ожил и ждет нас.

Моей бабушки уже нет. Не мне судить о том, выросла я неженкой или нет, но подаренная мне, бабушкой сказка, помогает видеть жизнь не такой уж серой и страшной.