Вериги на виригах

Влад Лившиц
                Акварель Леа Лившиц "Осень"

 
Разлилась река,  нету берега,
А любовь моя – в сердце вериги.
Разлилась река...
             Наталья  Тимофеева

Исконно русское слово «верига» через столетия  не исчезло из употребления.  Обычно его используют во множественном числе: «вериги». Что означает слово «вериги»?  О нем в старой  энциклопедии пишут так:

«ВЕРИГИ -  собственно железныя оковы, узы, цепь, которую накладываютъ преступникамъ на ноги, или на руки. Но въ этомъ смысле слово «вериги» ныне уже не употребляется, а подъ нимъ разумеется въ церковныхъ книгахъ цепь или согнутая обручемъ железная полоса, которую произвольно, но тайно, некоторые подвижники и постники, для умерщвленія плоти, накладываютъ на голое тело и весьма редко снимаютъ. ( Энциклопедическій Лексиконъ. Санктпетербургъ: тип. А. Плюшара, 1835—1841. Т. I—XVII.)»

Это слово образовано от древнего корня, означающего "связывать". От того же корня образовалось слово "вьрвь" -  веревка.

Традиция  веригоношения основывается  на некоторых словах Нового Завета: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя Мое легко есть" (Мф.11.28-30), "Благо есть человеку, когда он несёт иго в юности своей, сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него" (Плач Иеремии. 3.27-28), "Аз язвы Господа моего на теле моем ношу" (Гал.6.17).
Сходное слово имеется в болгарском, сербохорватском, словенском, латышском и греческом языках.
В большинстве других - слово «вериги» образовано от слова "цепь" (англ. сhains), либо "кандалы" (англ. fetters).
ВЕРИГИ - носимые подвижниками веры и аскетами (чаще всего - на голом теле) разного рода жел. цепи, оковы, кольца, полосы и т. п. Иногда это была жел. шляпа, жел. подошвы, медная икона на груди и проч. Обычно В. надевались верующими.
   Словарь Ушакова
ВЕРИ'ГИ, г, ед. га, и, ж. Железные цепи, оковы, надеваемые с аскетическими целями (церк). || перен. Всякое нравственное или душевное бремя (книжн). ВЕРИГИ - в христианстве (см) - кандалы, оковы, разного рода железные цепи, кольца, полосы и т. п., носимые спасающимися на голом теле для смирения плоти.
   Брокгауз и Ефрон
 
Мое внимание это старославянское слово привлекло не из-за любви к старине. Особенность современного употребления в том, что в ряде случаев встречается написание «вериги» через «и», т.е. «вИриги». Из 950 случаев употребления в Интернете этого слова в 25% вместо «е» использовали «и». Вот, к примеру, в стихе  Александра Розенбаума «Веровать» в Интернете читаем:

                Мне бы в вириги влезть,
                Много религий есть,
                А вера-то - одна.

Подобную ошибку совершил и я, на что получил справедливое замечание в стихах:

                Вириги - слова нет, поверьте.
                На сайте Грамота проверьте!

Проверил, исправил, но задумался о причине такой неграмотности у достаточно большого числа людей. На мой взгляд, одна причина в том, что слово редко применяется. Но не это главное. В коротком слове «вериги» три гласных буквы: е, и, и. Буква «е» выпадает из ряда звуков, сбивает ритм и делает слово «рыхлым». А при ошибочном написании звучание слова становится подобным удару  клинка (скорее всего, даже время  произношения сокращается).
Сделаем предположение, что в практике имеет место двойное написание слова «вериги». Одно академическое, а другое – народное. Признает ли академическая лексика право на двойное написание – покажет будущее. Только ждать придется долго-долго, чтобы проверить эту гипотезу. Подождем столетие?