Чёрный шкаф

Виктор Свиридов
       Конец сороковых, начало пятидесятых…

       Огромный чёрный шкаф стоял в коридоре нашей коммуналки. Этот шкаф, по сути, был складом, вернее общей свалкой старых ненужных вещей, которые почему-то хранились по принципу: авось пригодятся или жалко выкинуть (дороги, как память…)
Собственно сам шкаф принадлежал моему деду, поэтому правая половина шкафа была забита дедовской рухлядью. Левая дверь шкафа скрывала такую же рухлядь наших соседей… Шкаф не запирался, ибо ничего ценного (с точки зрения взрослых) там быть не могло. Шкаф был так велик, что лишь на метр не доставал до потолка, (а высота комнат в нашем дореволюционном доме была четыре с лишним метра!)
   
      Этот шкаф я помню с того момента, как помню себя.  Наверно и впервые я сунулся в этот шкаф, как только смог дотянуться до его дверной ручки. Этот шкаф как магнитом тянул к себе не только меня, но и всех детей, которые жили или бывали в нашей квартире.
Как ни странно, взрослые абсолютно не мешали детям рыться в этом шкафу, расположенном в самом торце длинного коридора. В том конце коридора и лампочка никогда не включалась из экономии. Поэтому детей было не видно, не слышно… дети не орут - и слава Богу!
      О, этот чёрный шкаф! Клад для детских поисков!  Каких только драгоценностей мы там ни находили!

      Разломанный старинный столик… три его позолоченные кривые резные ножки – это же готовые мушкеты! А маленькая круглая столешница – щит!

      Дедушкина трость чёрного дерева с набалдашником слоновой кости… Шпага, конечно!
(Деду эту трость подарили, но он стеснялся  и никогда ей не пользовался…)

       А вот старая ручная кофемолка (видимо про кофе в зёрнах люди сороковых годов забыли, вот и отправилась кофе-мельница на свалку… Однако, как интересно нам было крутить её ручку, увенчанную деревянной головкой льва!

       Медный тазик, сияющий на солнце. Раз в году кто-то из соседей варил в нём варенье. В другое время можно было тайком вынести его на улицу и стучать, как в барабан!

      Кожаный лётный шлем! (оказывается мои папа и мама, будучи студентами, летали в аэроклубе!) Этот шлем я, конечно, извлёк из небытия и получил разрешение носить его, хоть он был мне велик! Я носил его лет десять, пока шлем не потерялся в результате бесчисленных переездов.

      Со временем дети подрастали, и им становились доступны верхние полки шкафа.

      Кобура от нагана! Это вам не деревянный мушкет! С такой кобурой тебя уважала вся улица!


      А вот вообще нечто немыслимое: немецкая каска времён 1914 года. Козырёк и шишак (пика) – медные, а сама – из твёрдой ткани.  На лбу медный орёл…
Я боялся выносить её во двор, и даже спрашивать про неё не стал. Надевал её втихую, когда никого из взрослых не было дома. Сейчас жалею, что не спросил про неё, откуда появилась. Думаю, что отец моего отца, воевавший в 1914 -15 гг., привёз с германского фронта эту каску.

Противогаз... Видимо один из первых образцов. Фильтр прямо на подбородке, и смешной резиновый нос... Мальчишки одевали его, чтобы пугать девчонок во дворе...

     Кстати, в этом шкафу мной был обнаружен немецкий штык-тесак… Тяжёлый, острый, с красивой ручкой… Игры с ним не остались незамеченными. Мама просто отобрала его у меня и… Эта штуковина обосновалась на кухне, приспособленная для хозяйственных нужд. (Указанный предмет также пропал, как и практически всё пропало у нас, даже самое нужное).

      И как же рад был малолетний «археолог», когда обнаружил в шкафу старинный фотоаппарат. Тот самый, что раздвигался, как гармошка и заряжался стеклянными пластинками! Можно было смотреть в его видоискатель и видеть мир вверх ногами!

      А потом нашлась старинная подзорная труба! Медные цилиндры выдвигались из деревянного корпуса! Можно было разглядывать улицу и окна домов напротив…
Трубу эту, увы, я разломал… Разобрал на части… увеличительные стёкла очень нужны были для выжигания по дереву. Ловишь солнце в фокус и… дерево дымится…
   
      Я уже учился в школе, когда добрался до огромной круглой коробки… Потом уже узнал, что до революции в таких коробках продавались и хранились дамские шляпки…
В этой коробке шляпы не было. Коробка была забита старыми письмами. Потрясающая находка!!! На письмах были марки! И дореволюционные, и послереволюционные (довоенные). И эта находка пришлась как раз на время, когда я (первоклассник) поддался школьной моде и увлёкся марками.
      Вот марка с ликом Петра Первого. На ней указано, что она имеет право хождения наравне с денежным знаком…
      Вот марки с изображениями солдат первой мировой. На них указано, что деньги за эти марки идут в пользу воинов и их семей…
      Вот просто почтовая марка с короной и двуглавым орлом… А вот с орлом, но без короны (значит царя уж нет…).
      Вот первые марки РСФСР стоимостью в сто миллионов (это вам ничего не напоминает?)
       А вот красноармеец тычет в тебя пальцем и что-то спрашивает (то ли требует, чтоб ты отдал штаны в армию, то ли спрашивает, записался ли добровольцем…)
      А вот марки с изображениема самолёта: «Наш ответ Керзону»… Только много лет спустя я узнал кто такой Керзон, и про его ультиматум, и про советский ответ на этот ультиматум.

     Марки – это отдельная тема. Я долго собирал и хранил их, но и они канули в никуда, также как и старинная дедушкина мебель, настенные часы с боем, книги с твёрдым знаком, сто томов Брокгауза и Эфрона и т.д., и т.п.

     Но меня радует, что всё это было, что можно, порывшись в памяти, вспомнить ту детскую радость открытия мира, подаренную нам чёрным шкафом.

     И до сих пор во снах я прихожу в ту квартиру, иду по длинному коридору и принимаюсь за раскопки в большом чёрном шкафу.