Z-триз. дискуссия. 11. ю. тамберг -1- в. сорокину

Виктор Сорокин
***

В.Сорокину

Здравствуйте, дорогой Виктор!

Спасибо за доверительное, умное письмо. От души рад Вашему замечательному успеху и примите мои поздравления. На своих лекциях я привожу Вас как пример того, что тризовцы могут все, даже доказать Великую Теорему Ферма. И еще я рад, что Вы сможете скоро “окунуться” в теоретическую и практическую деятельность Z-движения.
Положил перед собой Ваше письмо и отвечаю по пунктам. Вы считаете, что суть Z-мировоззрения это сомнение. Да, на этапе поиска, пока не принял решение, а потом долой сомнения! Полная уверенность в своей правоте, иначе люди не пойдут за сомневающимся. Другое дело – надо всегда быть открытым к новому, к критике, к внесению улучшений.
 
По поводу непризнания ТРИЗом достоинств принципа сомнения. Согласен, тризовцы не очень скромно занимаются восхвалением ТРИЗ, но, согласитесь, методики ТРИЗ хорошо выводят на сильные решения и есть методики проверки силы решений, что сокращает сомнения. И самое главное, ТРИЗ “сидит” на объективных (!) законах, какие тут могут быть сомнения, если поверил в правильность закона?

ТРИЗ – не мышление, а помощница мышлению, поэтому ТРИЗ поможет в создании новых “социальных аксиом” Z-движения, если вдруг окажется, что человечество их еще не создало, по крайней мере не осознало их важность для настоящего времени.
Вы считаете, что в сомнении нет энергии, а мне кажется, что в сомнении есть много энергии – энергии поиска, энергии неуспокоенности, даже энергии нравственности. Я не понимаю под сомнением трусость, я понимаю самокритичность. Лично я избавляю себя от мук сомнения только долгой кропотливой работой над темой и обсуждением с умными людьми. Конечно, начинать надо с формирования Z-мировоззрения.
Но мне кажется, что основополагающую идею Вы четко сформулировали в МЕМОРАНДУМЕ – ”производство максимума доброты и воспитание гармонично развитого человека”, а я бы добавил “высоконравственного и счастливого человека”. О смысле жизни надо поговорить особо.

Мне понравилось Ваше сравнение хорошо организованного сознания с хорошо организованным обществом. Я думаю, что еще точнее сравнить хорошего человека о хорошим государством, понимая человека как сумму (сознание + его поступки). И еще одно существенное добавление к Вашим “четырем органам” хорошего общества (представительный, законодательный, исполнительный и судейский) – это информационный: гласность, достоверная информация, чтобы вместе о профессионализмом задействовать совесть (имидж), чтобы всем “органам” не было бы абсолютно никакой возможности отвертеться от ответственности за свои поступки и наказания за нарушения тех законов, которые они принимают, как правило, не для себя.

По поводу Вашего обвинения ТРИЗ в том, что она не осознала того факта, что человек, не развивающийся во всех трех сферах – этической, интеллектуальной и управленческой – обречен на стагнацию.

Более того, обречен на отставание и умирание как личности. Эта мысль мне близка потому, что я последние годы работаю по всем этим трем направлениям:

– интеллектуальном, читаю курс лекций (120 час.) по развитию сильного (тризного) мышления у учителей и воспитателей и по методикам развития такого мышления у детей. В настоящее время заканчиваю писать книгу по этому предмету.

– управленческом, читаю курс лекций (20 ч.) по социальному управлению нашим новгородским управленцам – главам администраций, муниципальным чиновникам, директорам школ.

– и самое главное, работаю над созданием практических приемов воспитания нравственности у детей. Я исхожу из того, что “НРАВСТВЕННОСТЬ СПАСЕТ МИР” и что воспитывать нравственного Z-человека надо “с младых ногтей”, с годовалого возраста и даже раньше – с родителей. И начинать это делать надо сейчас, ибо это и есть фрагмент Z-движения в Господине Великом Новгороде.
 
Проблема эта не нова (этика Аристотеля, метриопатия Демокрита и Эпикура...), но мне не удалось найти СИСТЕМЫ практических приемов воспитания совести (то есть поступков “с вестью” от Бога) подобную тризовским четким инструментальным системам развития мышления.
Считаю эту работу своей Достойной Целью.

Был в трех монастырях (Коневецком, Валаамском и Иверском), много разговаривал с монахами и новгородскими священниками о православном воспитании, они говорят – через молитву, через Веру, через покаяние... Но наш народ пока атеист. Они говорят: а зачем торопиться...

Работа продвигается трудно, особенно в части практической проверки наработанных мною приемов, критериев оценки и т.д.

Основная задача ТРИЗ – развитие интеллектуальной, творческой сферы и только опосредованно, как сверхэффект, других отмеченных Вами сфер – этической и управленческой. Согласен, в этом смысле системности у ТРИЗ пока не хватает, но “ребенок талантлив”...

Вы пишете: “Теория реализации цели позволяет легко найти конкретные формы воспитания”. Я не понял о какой теории идет речь. Это мне очень интересно.

Раздумывая о Z-движении, я пришел к выводу, что без знания объективных Законов Развития Социальных Систем (ЗРСС) нельзя составить Парадигму движения, модель совершенного общества и действенные методики.

Просмотрев довольно много литературы по социологии и по психологии, переговорив с новгородскими социологами и не найдя того, что мне надо, решил, сформулировать ЗРСС самостоятельно, по образу ЗРТС – компактно и удобно для применения. Составил первую версию, сейчас она “отлеживается”, осенью перечитаю “новыми” глазами, доработаю и дам специалистам на “растерзание”. Кстати, ЗРТС можно рассматривать как подсистемные для ЗРСС.

Может быть, Вам известны компактно изложенные ЗРСС с указанием граничных условий их применения или социолог, занимающийся подобной проблемой? Мне в одиночку такую глыбу не поднять.

Не касаясь в этом письме организационных, экономических, историко-аналитических (наши Цели не новы, есть много учений, религий, организаций, объединений, ставящих подобные Цели – чем мы лучше их?) и других вопросов, я хочу отметить исключительную важность именно на ранних этапах и слабую проработанность методических вопросов. Что делать – мы худо-плохо знаем, а вот КАК делать??? Да осилит дорогу идущий! С наилучшими пожеланиями.

Новгород, 13 мая 1996г.
Юрий ТАМБЕРГ


/…/