К. Ю. Баландин. Кризисные явления в религии

Константин Баландин
Проблемы и кризисные явления в религии.

Было бы ошибочным полагать, что усилившийся в наше время интерес к религии, повсеместное признание церкви как неотъемлемого и равноправного члена общества, свидетельствует о наступлении полного благоденствия и внутренней гармонии в жизни религиозного организма. На самом деле здесь   за внешним  благополучием   и по сей день, скрывается множество проблем, обусловленных острым кризисом религиозной жизни.

Главный признак кризисных явлений в религии.

 Таковым признаком являет себя не ослабевающее противостояние и даже явная борьба отдельных религиозных конфессий между собой. Уже только это, само по себе противоречит главному религиозному морально-этическому принципу - любви и равенству всех людей перед Господом Богом - Творцом видимого и не видимого мира, их единства как Детей  Божьих. На самом деле это противостояние не имеет смысла и ничего кроме вреда не приносит ни религии как таковой, ни верующим, ни самим церковным деятелям.


Попытаюсь объяснить причины этого кризисного явления.

В основе межконфессиональных различий лежат не столько религиозные расхождения (в смысле мировоззренческих либо культовых, различий), сколько национальные, транснациональные,  родовые и расовые отличия отдельных людей и их групп.
 
Действительно, каждой религиозной конфессии свойственно декларировать свое учение как представляющее единственно верное, истинно Божественное Откровение, т.е.  "истину в последней инстанции".  Однако хотя каждая из них  в том или ином отношении  более или менее Высоконравственна и Высокодуховна, по сравнению с другими, в целом они мало отличаются друг от друга. 

Имея, безусловно, свое неповторимое зерно истинности, каждая из числа религиозных конфессий не исключает этим другие, а наоборот, дополняет их. Нравственные ценности различных религиозных учений не противоречат одни другим.  Они как бы высвечивают каждая свою, особую сторону Единой Всеобщей Божественной Истины, акцентируя внимание на своей специфике идеологического подхода.

 За этим разделением (в случае правильного понимания истинной сути дифференциации единого религиозного организма, во множество самостоятельных конфессий) не сложно отследить общую духовно-нравственную картину религиозного мировоззрения.


В настоящее время  наблюдается следующая система религиозного деления.

 Из всего многообразия религиозных верований можно выделить три мировые религии, т. е. те, которые если и не являются по существу, то хотя бы претендуют на роль общечеловеческого религиозного мировоззрения.

 Это - во-первых, Христианство (занимающее первое место в мире, по количеству населения, исповедующего эту религию).
 во-вторых - Буддизм,
 в-третьих - Ислам.
 Далее следует ряд национальных, либо региональных локально ограниченных религиозных верований. Это, к примеру, Даосизм, присущий Китаю, Индуизм, исповедуемый в  Индии, Иудаизм, характерный для основной массы Еврейской нации и ряд других.

 Еще сохранились примитивные верования,  малоразвитых, полудиких, можно сказать "реликтовых", заповедных народностей и племен, проживающих в малодоступных горных, либо пустынных районах на ограниченных, как правило, оторванных от общечеловеческой цивилизации  территориях.

 Тотемизм - вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определенным видом растений, животных или явлением природы - с другой. 
 
Фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.

 Анимизм - вера в духов и всеобщую одухотворенность природы (Душу Природы).

В остальном, все известные религиозные конфессии представляют собой либо ответвления и разновидности перечисленных типов религиозных учений, либо порожденные ими  "секты".

Под сектами следует понимать религиозно-церковные образования, выделившиеся из тех или иных конфессий в результате неприятия ими каких-то отдельных постулатов веры, или форм их преподнесения, принятых в породившей их конфессии. Либо в случае неприятия конфессией особого, иного видения Истины, группой лиц, оформившейся как некая фракция внутри церкви. Неприятия особого толкования этой группой определенных догматов веры, ее особых мнений по поводу тех или иных решений принимаемых церковью.

 Как правило, эти лица подвергаются в церкви жесткой обструкции, и, в конце концов, выходят из ее лона, создавая свою новую церковь, которая первоначальной конфессией определяется как секта.

Каждой религиозной конфессии, старой, из которой отпочковались новые церковные образования, либо новым, вышедшим из лона первоначальной конфессии,  свойственно декларировать свое учение как представляющее единственно верное, истинно Божественное откровение, т.е.  "истину в последней инстанции".

Следует иметь в виду, что различные частные интерпретации обще-религиозного мировоззрения, в особенности, касающиеся  нравственных категорий, в  большей или меньшей степени, но все же, соответствуют современному  морально-этическому и духовному состоянию человечества, его усредненному уровню.

 Они по разному преподносят свои учения (особенно эта разница заметна в религиозных учениях "Востока" и "Запада"), но в целом все эти мировоззренческие концепции и связанные с ними ритуальные действа, сводятся к постулированию  Высших Общечеловеческих  нравственных ценностей.

 Однако преподносятся эти ценности религиозными конфессиями только на уровне Веры, как переданные и завещанные самим Творцом - Господом Богом (если это монотеизм, т.е. единобожие) или Группой Богов (если это политеизм, т.е. многобожие). В этом состоит специфика преподнесения верующим религиозных учений всеми без исключения религиозными конфессиями.

Каждая из конфессий (включая и многие секты)  более или менее Высоко-нравствена и Высоко-духовна,  но в целом, усреднено, все они не многим отличаются друг от друга.  Нравственные ценности этих учений ни сколько не противоречат одни другим, а скорее дополняют друг друга. Отличаются нравы, традиции и обычаи народов, или групп народностей, исповедующих те или иные религиозные учения и следующие их заповедям.

 К тому же, любое религиозное учение, будучи обращенным ко вполне определенным группам людей, которые в свою очередь привязаны к тем или иным местностям, обязательно имеет и определенную специфику, созвучную и гармонирующую с особенностями географического, родового, национального, этнического и государственного, либо их наиболее общего группового характера.

 Мировые религии, будучи изначально привнесены как общечеловеческие, имеющие универсальный характер, тем не менее, привносились тоже не сразу и повсеместно. Они возникали и развивались во вполне определенных местностях, в среде вполне определенных народов. Впоследствии они обязательно разделялись на ветви и направления, а затем внутри этих направлений дробились на течения и многие конфессии, приобретая в каждой из них свои четко выраженные родовые, этнические и национальные черты.

Данный процесс носит двуединый характер и реализуется –

  С одной стороны - в результате привнесения в учение  своих тенденций верующими людьми, т.е.  внедрения в него верующими своих неповторимых  особых черт. В результате в процессе поэтапного овладения людьми религиозным учением, происходит как бы  наложение народной бытовой традиции и специфического религиозного верования на общую ткань учения, соединение с ней и изменение, в связи с этим ее структуры и оформления.

 С другой стороны- как результат ассимиляции традиционного народного верования религиозным учением, т.е. впитывания, переваривания и видоизменения самой Церковью (которая является выразителем и проводником религиозного учения) многих традиционных народных черт, обычаев и даже элементов прежних верований, приспособления их к идеологии и потребностям нового учения.

Таким образом, происходит трансформации изначального религиозного учения, (в том числе и в формах  мировых религий) во множество, хотя и похожих, но все же имеющих большие национально-этнические и родовые различия отдельных конфессиональных учений.

 Именно эти различия - не сугубо религиозного, а привнесенного в религию человеческого качества и приводят, в конце концов, к межрелигиозной розни.

В этом феномене религиозной жизни реализуются некоторые закономерности  психологических особенностей развития сознания людей, находящих свое отражение в любом человеческом сообществе, не исключая и церковь.

Дело в том, что каждому человеку присущи тенденции выделять себя из общей среды, обособляться и концентрировать внимание на своем собственном "Я". В основе этого лежит осознание каждым человеком своей индивидуальности и неповторимости, по сути - Божественных атрибутов, которые действительно  переданы человеку его Творцом- Господом Богом и отражают Его Божественную Неповторимость.

Однако человеку (по крайней мере, практически каждому среднеразвитому индивидууму), вследствие не достаточного совершенства его сознания и разума (как мерила степени развития сознания), свойственно на данном этапе развития считать себя лучшим, наиболее правильным, самым умным и развитым, самым близким ("одесную сидящим") к своему богу, единственно-истинному, основателю его религии.

 Все эти тенденции в комплексе, обязаны своим рождением и процветанием "эгоизму"- качеству человеческого сознания, которое является платой за смещение акцента в развитии сознания на интеллектуальную сторону жизни, т.е. на развитие рассудочного ума,   "менталитета".

Такая ситуация реализуется  на протяжении более  тысячелетия последнего периода истории человечества. В принципе, это совершенно нормальный и необходимый процесс, ведь развитие интеллекта - лишь очередной, необходимый и неизбежный этап в общей схеме развития человечества, но он вынужден проходить в ущерб духовному развитию.

К сожалению, развитие тех или иных аспектов сознания не может продвигаться одновременно по всем направлениям, гармонично. Здесь реализуется принцип "как на войне", и в определенные моменты приходится основные усилия сосредотачивать на "главных направлениях удара" (т.е. на развивающихся в данный период времени способах восприятия), иначе не прорвать "оборону противника" (т. е. то сопротивление, которое оказывается иерархией  сил тьмы, противостояния Божественному Плану Развития Сознания).
 
  Действительно, процесс развития - это процесс упорядочения и структуризации, приведения в систему духовно-материальной субстанции, находящейся в состоянии хаоса.

 Хаотическая субстанция имеет свойство сопротивляться упорядочению и требуется напряжение всех сил, чтобы добиться в этой борьбе положительного результата. Эгоизм человеческий, либо групповой (семейный, родовой, национальный, государственный либо конфессиональный) является как бы обратной стороной, неизбежным следствием, своего рода издержкой достижения положительного результата.

 Для своего изжития и искоренения он требует в дальнейшем, ускоренного развития духовных аспектов сознания, на которых теперь как раз и пришло время сосредоточить все внимание человеческого сообщества.

Однако возникает и требует своего разрешения вопрос, каким образом в таком высоко-духовном организме, каковым является Церковь, мог найти себе место и активно реализоваться в виде конфессианальных амбиций и межрелигиозной розни, человеческий эгоизм?

Само религиозное учение дает на этот вопрос, исчерпывающий ответ. Церковь, как и человек, является организмом духовно-материальным.

 В духовном аспекте она представлена  Церковью "Небесной" в лице Иерархии существ, олицетворяющих Божественные Силы Света,- ангельских чинов или воинства Господнего и Святых Церкви.

В материальном аспекте - это Церковь "Земная" в лице ее высших иерархов, служителей низшего звена, монашества и простых верующих прихожан, которые все, не зависимо от того какие ступени они занимают в церковной иерархии, остаются все же лишь людьми, а, следовательно - склонны к греховности, не гарантированны от ошибок и заблуждений.

 Они не могут не искажать по своему естественному недомыслию и "слабости ума" (естественной ограниченности уровня сознания, присущей всем людям) Облик Господа и не в состоянии избегнуть болезней эгоизма. Все они лишь в большей или меньшей степени приближаются к идеалам Церкви "Небесной", но, коль скоро живут на земле, не могут достичь их в полной мере.
 
Как каждый человек, живущий на земле обращен одной стороной своего естества к "Горнему"- духовным ценностям, Отцу своему Небесному, Богу, а другой к "Дольнему"- материальным ценностям повседневной  жизни и иерархии существ, олицетворяющей силы  деструктуризации, хаоса, тьмы, "князю мира сего - сатане", так и Церковь "Земная"- с одной стороны устремлена ввысь, к Церкви "Небесной", с другой стороны, через представляющих ее людей привязана к миру "дольнему", его законам и проявлениям.

 В связи с этим мы наблюдаем в жизни церкви как проявления духовной, "Горней" принадлежности в виде альтруизма, следствием которых являются процессы, объединяющие и консолидирующие общество, так и проявления низшей животно-человеческой, "дольней" привязки в форме религиозного фанатизма и конфессионального эгоизма, приводящих к религиозному отчуждению, и разделяющему человеческое сообщество по религиозному признаку.

Таким образом, при внимательном и непредвзятом анализе межконфессиональных противоречий не сложно придти к выводу, что эти противоречия лежат не в религиозном мировоззрении, как таковом. Отличаются нравы, традиции и обычаи народов, или групп народностей, исповедующих те или иные религиозные учения и следующие их заповедям.

Действительно, любое религиозное учение, будучи обращенным ко вполне определенным группам людей, (которые в свою очередь привязаны к тем или иным местностям и географическим условиям проживания) обязательно имеет и определенную специфику. Эта специфика религиозного учения будет созвучна  особенностям родового, национального, этнического и государственного устройства исповедующих его групп населения, либо наиболее общему групповому межгосударственному характеру.

Это взаимно увязывает религиозное учение с одной стороны и традиции мирской жизни  народа, исповедующего данное религиозное направление - с другой в единое целое. Как следствие такой взаимосвязи, прослеживается  процесс постепенного, совершенно нормального и естественного  изменения любого универсального религиозного учения.


Изначально единое универсальное учение дифференцируется во множество обособленных, специфических национально-родовых  религиозных верований. Эти верования с одной стороны близки традиционным верованиям, как бы адаптированы к ним и сохраняют национальную специфику, с другой - несут в себе базис универсального мирового учения и этим коренным образом отличаются от изначальных традиционных религиозных  верований.

 В результате происходит постепенное разделение некогда единого общего универсального учения на его национально-родовые и групповые интерпретации.

Эти интерпретации, обладают своей спецификой и все более отдаляются друг от друга. При этом истинно религиозная сторона дела как раз не отдаляет, а наоборот, стремиться сблизить специфические религиозные сознания на базе единой универсальной концепции.

 Однако наложенные на единую концепцию традиционные бытовые и примитивно-религиозные (в форме ранних примитивно-созерцательных религиозных верований) тенденции и вытекающие из них амбиции, стремятся  разделить людей по национально-религиозному принципу.

В итоге мы видим, что  различия именно человеческого качества, привнесенного в религию самими людьми, а не сугубо религиозные причины, приводят в конечном итоге к межрелигиозной розни.

 К великому сожалению, многие религиозные деятели не хотят понять этой простой истины и ведомые религиозными амбициями еще более разделяют религиозные конфессии, выставляя исповедуемое ими учение на исключительное,  привилегированное место.

 Несомненно, что это приносит огромный ущерб религиозному воспитанию и  отвращает от веры многих потенциально верующих,  пока еще "ищущих бога" людей.

 Многих же искренне верующих и нашедших себя в вере, но при этом  активно мыслящих и стремящихся вникать в глубинную суть жизненных явлений людей, такое состояние дел в религии, заставляет усомнится в непреложности декларируемых религиозно-догматических истин и искать иные, более понятные объяснения различным жизненным явлениям.

Неспособность церковных институтов преодолеть эти негативные тенденции обуславливает эту - одну из самых серьезных кризисных ситуаций в религиозной стороне жизни современного человеческого сообщества.


Другой признак кризиса религиозной жизни.

 Вернее будет сказать, что это следствие кризиса. Таковым являет себя появление огромного количества не санкционированных официальными церквами около религиозных, псевдорелигиозных и явно антирелигиозных, так называемых сатанинских течений и сект.

 Ими буквально развернута охота за душами людей, при этом наиболее активно и далеко не безуспешно их деятельность ориентирована на привлечение молодежи,  и официальная религиозная пропаганда не в состоянии противостоять этим процессам.

Пышным цветом на почве культа насилия и приоритета «принципа потребления» в обществе,  расцветают черная магия и колдовство. Этому в немалой степени способствуют –

 с одной стороны - молчаливое непротивление церкви современным, разрушающим морально-этические устои, тенденциям,

 с другой - неготовность официальной церкви вести глубоко аргументированную религиозно-просветительную работу среди населения и в особенности среди молодежи.


Магия- волшебство, таинственная способность уметь воздействовать на вещи и людей, не прибегая к помощи естественных средств. Разновидности магических действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности людей: хозяйственная ("серая магия")- обряды обеспечения удачи на охоте, вызывание дождя, и т.д., лечебная ("белая магия")- с ней связаны многие народно-медицинские методики, вредоносная ("черная магия")- насылание порчи и др. Элементы магии присущи обрядам всех религий.

                "Краткая философская энциклопедия"
                А/О "издательская группа Прогресс" Москва 1994г.

Колдовство- комплекс наиболее примитивных форм "черной магии". Возникнув чуть ли не вместе с появлением человечества  и дойдя до наших дней в виде специфической народной традиции, оно сейчас активно возрождается и даже пропагандируется, как некое благо. Вера в колдовство в наш "просвещенный" век считается предрассудком, но, тем не менее, эта, как правило, семейная традиция существует и по сей день и передается по роду.

Не хотелось бы никому пожелать стать объектом колдовского воздействия и испытать его реальное, объективное действие  на  личном опыте.

Возникает вопрос, можно ли в принципе защититься от черной магии и колдовства?

 Бездуховность и присущие этому состоянию самоуверенность, эгоизм и эгоцентризм, самодовольство и самолюбование, нетерпимость, не чувствительность к чужому горю, критиканство, концентрирование внимания на чужих недостатках и полное не приятие критики по отношению к себе, - делают человека крайне уязвимым для черной магии и колдовства.
 Применение же энергетических методов самозащиты, приводит такого человека, в конце концов, к тем же, по существу, приемам, которыми пользуются черные маги и колдуны.

Такой человек вовлекается в бесконечную, изнуряющую и разрушающую личность войну с себе же подобными на "тонком энерго-информационном" уровне взаимодействия.

 Практика религиозной жизни (а также и других истинно духовных методов самосовершенствования), открытая жизнь, обращенная "во вне", то есть к людям и природе, искреннее стремление помогать им и реализация этого стремления по мере возможности и необходимости, - автоматически обеспечивают практически полную защиту от черно-магических и колдовских воздействий, поскольку в этом случае вы встаете на Путь Служения Божественной Иерархии, олицетворяющей  Силы Света. Вы становитесь ее сознательным сотрудником и получаете, по мере своего продвижения "в духе", все новые духовные атрибуты, в том числе и совершенную духовную защиту.


В контексте постановки проблемы  отличия истинно религиозных конфессий от псевдорелигиозных, а также отличия официально признанных конфессий от религиозных сект, обыкновенных, а особенно так называемых тоталитарных, возникает совершенно логичный вопрос, каким образом следует отличать псевдорелигиозные образования от истинно религиозных?

 Чем, собственно религиозные секты отличаются от признанных религиозных конфессий и почему они в условиях современного демократического общества (по крайней мере, таковым себя декларирующим) не могут иметь равного с ними статуса? Какой общественный институт имеет юридическое и моральное право давать подобные оценки?

С позиции государственной власти, в государстве с признанным на законодательной основе принципом свободы совести, любые общественные объединения имеют равные права и статус законности, если они не противоречат своей деятельностью существующему законодательству и принятым в обществе, законодательно закрепленным морально-этическим нормам.

 В этом отношении любые религиозные конфессии и отпочковавшиеся от них субъекты религиозной практики (а в равной степени и любые не религиозные идеологические образования) совершенно равноправны.

 Однако, с позиции отдельных религиозных конфессий, этих условий, для признания ими альтернативного религиозного образования (другой религиозной конфессии или тем более секты) явно не достаточно.

Морально-этические, и внутри конфессиональные отношения оцениваемого субъекта религиозной практики, могут вполне удовлетворять  государственным требованиям, но для принятия их оценивающей религиозной конфессией, они могут быть совершенно не достаточными.

Таким образом, для непредвзятого, но заинтересованного наблюдателя, каковым может быть человек ищущий, стремящийся разобраться в коллизиях идеологических общественно-религиозных хитросплетений, появляется необходимость в овладении универсальными критериями истинности по отношению к данным альтернативам.

 Такие критерии можно наработать только в том случае, если глубоко вникнуть в саму суть  понятия религии. Для этого, прежде всего, необходимо  усвоить  единую, безусловную для всех религиозных образований основополагающую базисную структуру религиозного учения.

Очень важно уяснить, что само определение общественного объединения как религиозного уже    коренным образом отличает его от любого другого, накладывая свои, совершенно определенные особенности, без наличия которых оно не может считаться религиозным.

Религия не может трактоваться иначе как вполне определенное идеологическое направление общественной жизни, имеющее свои отличительные особенности. Благодаря этому можно вполне определенно говорить в отношении того или другого идеологического общественного объединения, является оно религиозным или нет.

 В этом между различными современными религиозными конфессиями  особых разногласий не существует.

Например, по определению Православной Христианской церкви, “религия имеет несколько таких принципов, без которых (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя.

 Первым и главным из них является исповедание личного, совершенного надмирного Начала- Бога, являющегося источником бытия всего существующего, в том числе и человека.

Бог есть то изначальное Бытие, Высший Разум, благодаря которому только и существует любое материальное и духовное бытие и сознание во всем многообразии их форм, познанных и непознанных человеком. Бог есть реально существующий, неизменный личностный идеал добра, истины, красоты и правды и конечная цель духовных устремлений человека.

Другим важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с ним жизнью.

 Эта аксиома  религиозного учения составляет фактически самое его существо. От нее и сама религия получила свое название, ибо латинское слово “религаре”, от которого происходит слово религия, означает “связывать”,  “соединять”. Религия и есть то, что дает человеку возможность единения с источником жизни, с полнотой  истины и любви - Богом.

Этот элемент не отделим в религии от ее учения о том, что человек принципиально отличается от всех других живых существ, что он есть существо не биологическое, но в первую очередь духовное, и обладает не только телом, но и бессмертной душой, носительницей личности, ее ума, сердца (органа чувств), воли. Отсюда, во всех религиях всегда содержится более или менее развитое учение о загробном, посмертном существовании человека.

Именно в решении вопроса о душе и вечности с наибольшей очевидностью обнаруживается в каждом человеке его духовная ориентация: или избрать веру в вечную жизнь, с вытекающей отсюда полнотой нравственной ответственности за свои деяния, или остановиться на вере в окончательный и абсолютный закон смерти, перед которой одинаково ничтожны и бессмысленны не только все идеалы жизни и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием и т.д., но и сама жизнь.

 Но в любом случае: “Верь, человек!”. Ибо истинна лишь одна из двух вер. Отсюда становится понятным, почему столь большое и принципиальное значение придается в религии вере - ею свидетельствует человек о том, к чему он стремиться и, следовательно, кто он есть и кем может стать.

Есть еще целый ряд других  элементов, характеризующих религию (учение об Откровении, духовном мире, молитве, культе, аскезе и др.), но все они органически и логически связаны с указанными основными. Важно отметить другое, именно, что любое учение, не содержащее основных (выше рассмотренных) истин, не является религиозным  хотя бы оно и содержало в себе элемент культа или мистицизма.

 Классический пример- иудейское учение саддукеев, которые “говорят, что нет воскресения, ни ангела. Ни духа” (Деян. 23: 8), т.е. налицо - отрицание души, вечности, и это при полном соблюдении культа ветхозаветной религии.

Другой пример - сатанизм, который не отрицает бытия Бога и мира мистического, но которым отвергаются все положительные духовные ценности и полностью исключается какое-либо единение с Богом.

Однако и религии различаются между собой не только специфическими элементами веры, морали, культа, но и глубиной понимания самих основополагающих истин (Бога, человека и его пути к Богу).”

                “Православный катехизис”    
                издание украинской православной
                церкви. Киев. 1991г.   

                Как видим отправные ориентиры для определения принадлежности того или иного учения к религии имеются и они вполне определены.

 В связи с этим, отличить учение религиозное от не религиозного или псевдо-религиозного (выдающего себя за религиозное, но таковым не являющегося) при определенном анализе, можно. Что же касается сект, то для их принятия либо отвержения достаточно убедится в их либо религиозности, либо псевдо-религиозности, в соответствии с предложенными ориентирующими принципами.

В отношении сравнительного анализа различных признонно-религиозных конфессий на предмет истинности их религиозности, следует иметь в виду следующее. Любой живой религиозный организм характеризуется его тремя главными составляющими  элементами, определяющими религиозную теорию и практику. Это догматический, этический и мистический элементы.

Догматический элемент религиозного учения определяет основную схему верования, привносит общие принципы самого религиозного учения. Догматами церкви (конкретной религиозной конфессии) устанавливаются основные положения вероучения. В христианстве, например, это «символ веры». Вокруг основных догматических положений разворачиваются все остальные правила религиозной жизни данной конфессии.

Этический элемент религиозного учения определяет его основные морально-этические установки. В основном, это принятые церковью нормы отношения верующих к проблеме добра и зла, конкретные правила поведения верующих внутри церкви, по отношению друг к другу, а также норм их поведения в мирской жизни. В христианстве, к примеру, основные этические нормы и принципы излагаются в десяти библейских ветхозаветных заповедях, и в новом завете - это «нагорная проповедь» Иисуса Христа, другие его проповеди и «послания апостолов».

Мистический элемент религиозного учения определяет систему взаимоотношений верующих с Высшей регулирующей Инстанцией, Богом, его иерархией. В христианстве, это мистические действа религиозной практики, в основе которых лежат «христианские таинства». Это система специальных религиозных обрядов, позволяющих иерархам церкви входить в непосредственное общение с Божественной иерархией – ангельскими чинами, Господом Богом Иисусом Христом, получать и обеспечивать передачу всем верующим  «Даров Господних» – Божественной Благости, Духа Святаго, которые сами по себе изменяют верующих, постепенно их обожествляют, делают сопричастными и единосущностными Телу Господнему.

Мистическое воздействие при определенных условиях способно вводить верующих в состояния измененного сознания, которые в данном случае представляют собой совершенно особенные состояния так называемого «религиозно-мистического транса».

 В этих состояниях верующим могут приходить «откровения», т.е. особого рода информация в виде голосовых, либо мысленных сообщений, либо особых символических видений. Им может сопутствовать неописуемый восторг, либо трепет, называемый «страхом Божьим».
 
В некоторых случаях верующие могут передавать в образной форме свои мистические впечатления. Примерами таких мистических озарений, с последующей передачей информации, может служить, например, «Апокалипсис Иоанна Богослова», вошедший в новозаветный канон христианства, или, например, «Божественная комедия» Данте.

В жизни религиозной конфессии, эти три базовых направления ее теории и практики должны быть уравновешены. Это значит, что отношение к ним верующих должно быть равнозначным. Внимание к той или иной стороне религиозной жизни должно уделяться одинаково. Только тогда организм религиозной конфессии будет относительно здоровым, способным решать поставленные перед ним Высшей Регулирующей Инстанцией задачи.

 Однако конкретные жизненные миссии  (определенные судьбой специфические задачи) отдельных иерархов церкви могут быть акцентированы лишь на одном из указанных направлений. Они должны будут развивать в церкви либо догматическое, либо этическое, либо мистическое направление.

При этом они зачастую, умаляют значения остальных компонентов и не вполне понимают, почему усилия других верующих направлены на развитие иных, из трех указанных направлений.

 Нередко таковыми бывают наиболее влиятельные иерархи Церкови, которым удается склонить общее мнение на сторону своей частной религиозной конкретики. В этом случае возможны перекосы общей системы вероисповедания в одну из перечисленных сторон.

Церковный организм получивший такой перекос, не может уже быть здоровым, со всеми вытекающими последствиями. Следует иметь в виду, что подобная односторонняя акцентуация бывает свойственна религиозным конфессиям в целом, в определенные, более или менее продолжительные исторические периоды. Им соответствуют относительные упадки церкви в данный период, что свидетельствует о ее болезненном состоянии.

Таким образом, мы видим, что любой церковный организм не может быть застрахован от негативных внутренних тенденций. В определенные периоды времени последний только в большей или меньшей степени соответствует своему идеальному состоянию (уравновешенности трех составляющих его теории и практики). В том случае, когда таковое уравновешенное состояние достигается, наблюдается расцвет церкви, когда же сильно перевешивает одна из тенденций, наблюдается ее упадок.

Любая религиозная конфессия, переживая подобные коллизии, либо приближается, либо удаляется от истинности религиозной теории и практики. В связи с этим, и говорить можно не об истинных, либо не истинных религиозных конфессиях, а о наибольшем или наименьшем приближении к истинно-религиозному состоянию каждой из них. В этом контексте и следует проводить сравнительный анализ религиозных конфессий (церквей) на предмет их религиозной истинности. 

Конечно, не следует забывать, что такому анализу могут быть подвергнуты только действительно религиозные конфессии, по признакам их именно религиозных особенностей, о которых уже было сказано.

   Как уже было сказано, антирелигиозными сатанинскими  идеологическими объединениями развернута настоящая охота за душами людей, при этом, наиболее активно и далеко не безуспешно их деятельность ориентирована на привлечение молодежи.  Приходится констатировать, что официальная религиозная пропаганда не в состоянии противостоять этим процессам.

 В условиях открытого диалога, когда информированность людей в вопросах, как вероисповедания, так и антирелигиозной идеологии, а так же  в области эзотерических знаний выросла многократно, а восприятие людей стало в большей степени интелектуально-ориентированным, уже совершенно не достаточно просто декларировать религиозное учение, опираясь на его каноническую, символико-экзотерическую трактовку.

   Необходимо его разъяснять в современных терминах и понятиях, опираясь на глубокие  научные знания, используя современный язык, привычный людям, как минимум, школьно-вузовского уровня образования.

 Надо быть готовыми отстаивать свое мнение зачастую в жарких открытых дискуссиях. В противном случае "идеологическое сражение за души людей" не выиграть. Однако к великому сожалению приходится констатировать тот факт, что серьезных выступлений церковных иерархов на страницах прессы и в других средствах массовой информации еще очень мало, а об их участии в открытых дискуссиях пока можно  только мечтать.

Ситуацию осложняют еще и две крайности, присущие современному отношению священнослужителей к пропаганде религиозного учения.

С одной стороны - это попытка жесткой экспансии одних конфессий в сферы влияния других, для завоевания "новых жизненных территорий". Например, настойчивые попытки заподно-христианских протестантских конфессий утвердится на пространствах населяемых народами бывшего СССР, для которых традиционным вероисповеданием, наряду с исламом и буддизмом, в форме ламаизма, является главным образом православие.
 
Дело в том, что традиционная принадлежность определенных территорий земли к тем или иным религиозным конфессиям не случайна. Существует понятие религиозных канонических территорий. Имеется в виду то, что территория земли как бы распределена «Свыше» между определенными религиозными направлениями. В связи с этим различают религии мировые, т.е. свойственные многим народам и покрывающие большие территории с населением многих народностей и религии локальные, свойственные вполне определенным народам.

На своих канонических территориях к организму своей, в этом отношении, религиозной конфессии, бывают подключены, не зависимо от их национальной принадлежности и желания, либо не желания, все родившиеся здесь люди. Такого рода  безусловная «подключенность»  дает человеку большие преимущества, поскольку обеспечивает мощную духовную защиту.

Организм религиозной конфессии как бы ставит вновь появившегося человека «на все виды духовного довольствия», причем сила конфессии на своей канонической территории значительно превосходит силы всех остальных конфессий, присутствующих здесь по результатам мессионерского внедрения и закрепления на «чужой» для них территории. Человеку остается только в сознательном периоде своей жизни подтвердить свой выбор соответствующим мистическим актом. Таковыми актами являются в христианстве, например, крещение, в иудаизме обрезание.

Миссионеры чужих для нашей канонической территории конфессий наводнили нас бесплатной, прекрасно оформленной,  современно-ориентированной в морально-этическом отношении  (но все же строго конфессианально-миссионерского характера) религиозной литературой и  буквально заполонили своими страстными проповедями наш радио и теле эфир. Однако лишь внешней атрибутикой их деятельность соответствует велению времени, но по существу - использует все те же закристаллизованные формы преподнесения религиозных знаний.

 Они остаются теми же ортодоксальными догматиками,  пожалуй, только еще в большей степени экзальтированными. В связи с этим, их проповедь с "радио и теле амвона" вряд ли может вызвать,  в душе вдумчивого искателя истины, нечто большее, чем досаду и грустную улыбку сожаления, а в душе ортодоксально-верующего православного христианина, католика либо представителя иной не христианской религиозной конфессии, оставит еще и чувство религиозного неприятия, усиливающего и без того острую межконфессианальную религиозную рознь.

С другой стороны - это позиция многих священнослужителей относительно того, что  люди, по их мнению, сами, без какого либо предварительного, со стороны церкви побуждения,  должны придти в Храм, где там их  уже смогут увлечь религиозной проповедью.  С этим трудно согласиться, ведь сейчас многие люди, после длительного периода господства атеистической идеологии, находятся в состоянии поиска  веры.

 Они становятся зачастую легкой добычей носителей и проповедников внецерковных псевдорелигиозных антигуманных идеологий,  которые, в отличие от священников официально признанных религиозных конфессий, в конкретной борьбе за каждого потенциально верующего,  сами приходят к людям и, умело манипулируя их сознанием, находя убедительные интелектуально-логические интерпретации своим идеологическим установкам, умело отвращают многих от истиной веры, вовлекают их в свою разрушающую человека и общество деятельность. Примеров тому не мало. Чего стоит, хотя бы всем нам знакомое псевдо - "белое братство Кривоногова", искалечившее жизнь многим молодым людям.


Еще один признак  кризисных явлений в религии.

Им  является противопоставление религии культуре.

 Действительно в религиозной практике подавляющего большинства религиозных конфессий непременным условием успешного достижения основных целей данной религиозной системы духовного самосовершенствования является отказ от «мирской суеты».

Под таковой суетой полагается понимать весь комплекс достижений человеческого сообщества в области науки, техники, искусства, образования, медицины и многого другого, определяемого религиозной апологетикой, как сугубо мирского, враждебного Духу и мешающего, в связи с этим, обожествлению человека.

Зачастую в подобных декларациях дело доходит до абсурда, когда отвергаются любые внецерковные проявления искусства: театр, кино, хореография, живопись. Верующим настоятельно рекомендуется отказаться от просмотров телепередач, использование компьютерной техники, других технических приспособлений. Вместе с тем все это широко используется церковью в повседневной жизни ее организаций и отдельных иерархов  церкви.

В самом факте использования церковью самых последних достижений науки и техники ничего, конечно плохого нет. Более того, иначе и быть не может, поскольку без этих вещей современная жизнь вообще не возможна.

 Церковный организм развивается внутри организма социума. Он является  его неотъемлемой частью и соединен с ним многими связующими нитями.

 В отдельных церквах и монастырских помещениях  применяется электрическое освещение, современные средства отопления, канализации, используются средства связи. Современный транспорт. Мы смотрим по телевизору трансляции богослужений. Высшие иерархи церкви летают самолетами, принимают участие во многих, далеко не религиозных форумах.

 Все это свидетельствует о том, что церковь «де факто» не только не чужда общечеловеческой культуре, но находится в ее лоне и связана с ней не менее тесно, чем весь мир, хотя, конечно не без особой специфики этих связей.

Тем не менее «де юро», т.е. на уровне декларирования, наличие таких связей не только отвергается, но и жестко порицается, как ведущих к духовной деградации верующих. В данном случае церковь грешит явным фарисейством, которое действительно грех и не малый.


Еще одно кризисное явление.

 Это развернувшаяся борьба двух противоположных тенденций внутри религиозных конфессий.

 Одна из них - это движение экуменизма, т.е. стремление к объединению различных религиозных конфессий на принципах поиска компромиссов и стирания межрелигиозных противоречий с целью поиска единой религиозной мировоззренческой концепции.

 Другая тенденция проявляет стремление противостоять первой всеми силами и средствами, как разрушающей сами основы религиозного верования. Эту тенденцию можно условно обозначить как Антиэкуменическую,  назовем ее аэкуменизмом.

Наряду с экуменизмом, практически всем известным религиозным конфессиям свойственен аэкуменизм. Это как бы две стороны одной медали, олицетворяющей идею  борьбы единства  и противоположности внутри религии.

 Каждая конфессия не имеет ничего против объединения, как такового, однако это объединение мыслится только на одном принципе: все остальные должны принять  мою точку зрения, мой взгляд, мою концепцию, как единственно истинную, Божественную, а свою отвергнуть, как ошибочную. Понятно, что никакого единения по такому принципу произойти не может, как бы каждая из сторон не доказывала правоту своих убеждений.

При этом каждая из сторон экуменического диалога в обосновании своих утверждений приводит массу односторонних, в лучшем случае спекулятивных, т.е. не  обоснованных, надуманных, не выдерживающих критики доводов. В худшем же случае откровенно лжет против исторической истины, явно фарисействуя и лицемеря!

Выводы:

- Пришло время глубокого переосмысления многих стереотипов восприятия религиозной стороны жизни. Это продиктовано совершенно иным, более высоким, в том числе и Духовного характера уровнем развития основной части населения планеты.

- В первую очередь таковое переосмысление требуется от руководителей церковных конфессий. Церкви необходимы реформы.

- Необходима глубокая разъяснительная работа среди населения в области сравнительного религоведения, с целью устранения межрелигиозной розни.

- Необходим научно-религиозный синтез, в котором заинтересованы как наука, так и религия. Таковой синтез являет собой насущное веление времени.