Я лишь хочу поговорить

Артём Афанасьев
Доисторический звонок. С современными средствами связи уже не услышишь такие, звонок старых добрых телефонов, который приводил к инфаркту не одно поколение советских людей. Она сняла трубку с аппарата:
- Здравствуйте! Телефон Доверия, с вами говорит Лена!
Она училась на псих.педе. Работа в службе Доверия была одной из самых простых практик. Ей почти ничего не приходилось делать: обычно никто не звонил, а если и звонили, то бросали трубку. Сейчас она сидела в большой комнате, где сидело ещё девятнадцать женщин разных возрастов. Перед всеми ними на столе стоял такой же в точности телефон как у неё. Всех друг от друга отделяли звуконепроницаемые перегородки. Лена, увидев их впервые, удивилась, что государство потратилось на них. Сегодня был последний день её практики, и за всё время, что она провела здесь, с ней говорила по телефону лишь какая-то восьмиклассница, которая забеременела от своего ровесника и не знала, как сказать об этом родителям. Лена лишь слушала, и в конце разговора девушка сказала ей «Спасибо» и повесила трубку.
Сейчас Лена ожидала, что трубку повесят, обычно она не успевала даже договорить дежурную фразу приветствия. Но в трубке отозвались:
-Добрый вечер!
Голос был мужской, спокойный, было видно, что она услышала стандартную фразу, которую обладатель голоса произносил каждый день.
-Итак, - начала Лена – чем могу помочь?
-Мне и самому интересно. Но я чувствую, что не зря позвонил. Ваш голос успокаивает. Его бархатные тона переливаются в моей голове, и ему не мешают даже треск и шум, что накладывается из-за некачественной аппаратуры. Но, извините, я отвлёкся.
Лена улыбнулась:
-Наверно, вы хотели чем-то поделиться со мной.
-Наверно. Вы наверняка психолог – профессионал, и можете определить проблему человека по его голосу, или представить, как он выглядит. Интересно, каким вы меня представили. Человеку всегда интересно, как он выглядит в глазах других людей. Но вы можете ошибиться, приняв меня за наркомана или суицидника.
-А вы не такой?
-Нет. Я люблю жизнь. Люблю её красоты, люблю женщин, солнце, люблю видеть себя в дорогой одежде. Жизнь прекрасна. Мой единственный наркотик – сигареты. Но вам наверно это не интересно. Вы получаете деньги за то, что помогаете людям и решаете их проблемы. И вам нужно найти и решить проблему у меня.
Лена улыбнулась:
-Да, и вы, продолжая молчать, лишаете меня моей зарплаты.
-Прошу прощения. По вашему голосу я понял, что вы улыбнулись. Это приятно слышать, но я боюсь, что вы улыбаетесь каждому. Признайтесь, я люблю честность.
Лена снова улыбнулась:
- Нет, я улыбнулась вам персонально. Но мы отвлеклись.
-Мне приятно с вами разговаривать. Ваш голос внушает уверенность.
-Мне тоже приятно с вами общаться. Так в чём ваша проблема?
Он помедлил. Лена уже думала, что он повесит трубку, но позвонивший заговорил:
-Вы знаете что такое «Еле контролируемые эмоции»?
Лена нахмурилась, не поняв, что имеет ввиду её собеседник. Он не стал дожидаться, когда она ответит, и продолжил:
-Наверно у каждого человека иногда возникают какие-нибудь неожиданные потребности. Девушка идёт, к примеру, по улице, и вдруг ей неожиданно хочется мороженого. Она идёт в магазин, покупает его, и жизнь её наполняется радостью. Хотя если бы она не купила его, ничего бы не изменилось. Всё шло бы, как шло до этого. Понимаете о чём я?
- Да, понимаю.
На другом конце провода мужчина улыбнулся:
-Я рад этому. Вы действительно хотите, чтобы я продолжил?
Лена улыбнулась:
-Да. Мне интересно.
-Ладно. Я не особо импульсивный человек, я из тех, кто не купит мороженое, а пройдёт мимо магазина. Моя жизнь связана с людьми: на работе я с ними общаюсь, на улице я их вижу, я смотрю на них в телевизоре, слышу их по радио. Из-за постоянного контакта с людьми я начинаю терять интерес к этому виду млекопитающих, с каждым днём мне тяжелее общаться с боссом и коллегами. Не то, чтобы это меня сильно смущало, но появились те самые «еле контролируемые желания», и мне страшно.
Лена нахмурилась. У этого человека явно нет стресса или депрессии, создавалось впечатление, что ему просто не с кем поговорить.
-Расскажите подробнее о них.
Он кашлянул и ответил:
-Это началось с моего босса. Вообще он хороший человек, и, я знаю, он хочет нам всем добра. Но он порой бывает совершенно невыносим, и в последнее время это происходит постоянно. Возможно у него какие-то проблемы, и он просто срывается на нас, но, так или иначе, это сильно раздражает. И однажды он сорвался на одну из моих коллег, и у меня неожиданно возникло желание ударить его. В ту минуту он не был для меня боссом, мужчиной, человеком, он был мухой. Огромной вонючей мухой, которая жужжит и жужжит у самого уха, и не улетит, если её не прихлопнуть. Желание было настолько сильное, что я даже встал со своего рабочего места, но в последний момент рассудок взял верх. Но, дальше – больше. Меня стали раздражать и та девушка, на которую он сорвался, и большинство окружающих меня людей. Если я где-то вижу больше двух человек, то они начинают меня раздражать, и хочется взять что-то потяжелее и пройтись по их лицам. Я осознаю, что это плохие желания, но не знаю, как себе помочь, поэтому я позвонил вам.
Лену не испугал рассказ мужчины. Это довольно распространённое явление. Она потёрла лоб:
-Как вас зовут?
-Игорь.
-Игорь, то, что вы рассказали, довольно много раз бывает у любого человека, так что вы совершенно нормальны.
-Правда?
-Конечно. Вы просто устали и перекачены эмоциями.
-Извините, я не совсем понимаю…
-Проще говоря, в вас слишком много накопилось гнева и усталости. Вам нужно порой выплёскивать свои эмоции и почаще отдыхать. Мой совет: побейте подушку и оторвитесь.
На другом конце провода мужчина улыбнулся:
-Вы знаете, я пробовал эти способы, они не особо помогают. Я даже записался в секцию по стрельбе. Это меня немного успокаивает. Я выпускаю пару обоим в мишень, и представляю, что это мой босс, к примеру. Да, какую-то часть раздражения это снимает.
Лена улыбнулась:
-Вот видите.
-Я понял, о чём вы. Выбрасывать негатив и приумножать позитив. Отличная мысль!
Лена сжала кулачёк от радости и мысленно поставила себе плюсик:
-Я горжусь вами!
-Что ж, спасибо! Вы мне очень помогли! Наверно, действительно, столько негатива держать в себе нельзя. Тем более, как я понимаю, это может привести к страшному. Сейчас отовсюду только и слышишь, что один расстрелял коллег из автомата, другой перебил половину своего класса в школе. И поневоле задумываешься, а не ждёт ли тебя та же участь, что и всех этих бедных людей. Правда, это страшно?
-Да, это порой пугает.
-Я никогда не понимал всех этих маньяков. Мне кажется, уже после первого же убитого я бы упал на колени и зарыдал. Если бы я был на их месте, я бы убил одного, и мне бы этого хватило. Наверное, лучше одна жертва, чем десять, как думаете?
-Вообще лучше без жертв, но если смотреть на вещи с такой точки зрения, то, наверное, вы правы.
-Рад, что мы понимаем друг друга. Я бы всё просчитал заранее, и захватил бы только одного, того, кто больше всех раздражает, скажем, своего босса.
Было слышно, как на другом конце провода мужчина встал и пошёл куда-то.
-Я не понимаю этих людей: множественные убийства – это лишь кровопролитие…
Мужчина остановился. Лена нахмурилась.
-…Когда убийство одного – это наказание.
Холодный пот выступил на лбу девушки, руки затряслись: на другом конце провода она услышала удар, глухое мычание и всхлипывание.
Господи, боже…   
-Лена, вы ещё там?
-Да.
Главное, чтоб голос не дрожал.
Около каждого телефона была тревожная кнопка, на случай если звонят психопаты. В этом случае к разговору присоединяется старший психолог. Лена её нажала. Одна из женщин лениво подняла голову и посмотрела на неё. Лена нажала ещё раз. Глаза женщины округлились, она осторожно сняла трубку со своего аппарата.
-Лена, вы меня слушаете?
-Да.
Ещё один удар. Мычание и всхлипывания стали сильнее.
-Но всё же их можно понять. С каждым ударом, с каждым нажатием на курок, с каждым трупом их гнев угасает.
-Да, но ведь гнев – не причина убивать людей. Вы же сами это признали.
-История знает примеры, когда гнев становился причиной войн, а одна жертва лучше чем, скажем, сорок тысяч. И вы, по-моему, с этим согласились.
Лене принесли записку. Она развернула её и быстро прочла: «Ты его провоцируешь. Смени тему разговора». Лена сглотнула и вздрогнула: в трубке снова послышался удар.
-Я не дрался ни разу в жизни. Наверно, очень больно, когда бьют ногой по рёбрам. Чувствовать страшной силы удар костями, которые едва выдерживают и где-то даже хрустят. От инерции внутренние органы стукаются друг о друга, о позвоночник, и кровь от резкого сжатия вылетает через рот и нос. Трудно дышать, лёгкие не воспринимают кислород. Лежишь, харкаешь кровью и корчишься. Это страшно, не правда ли?
Лене было страшно. Она не могла что-либо произнести, боялась расплакаться.
-Лена, вы там? Скажите, это страшно или нет?
Господи, мамочка…
-Скажите мне! Скажите мне, страшно это или нет!!!
-Да. Да, это страшно.
-Рад, что мы понимаем друг друга. С точки зрения психологии каждый, кто бьёт ближнего – садист, с точки зрения религии – грешник, с точки зрения Голливуда – герой. Это очень интересно, как меняется человек в глазах общественности. Человек, бьющий своего босса, это общественный урод, но стоит сказать, что босс до этого унижал тебя словами в течение пяти лет, и толпа станет сочувствовать тебе, какая-нибудь слабонервная бабуля даже прольёт слезу. Мы живём в удивительном мире.
-Зачем вы мне это рассказываете?
-Мне интересно с вами говорить. Ваш голос меня успокаивает. Я вижу вас красивой, умной, молодой и полной сил. Но сейчас вам страшно. Страшно ошибиться, сказать что-то не то, боитесь, что из-за вас умрёт человек, не так ли?
-Да.
-Не бойтесь. Вы можете меня спрашивать, о чём хотите.
-Вы убьёте его?
В трубке засмеялись:
-Убийство? А что это? Елена, вы верите в Бога?
Девушка сглотнула:
-Я открыта для восприятия религиозных идей, но они не убеждают.
-Да, но вы наверняка знакомы с догматами, по которым все живут…
(Удар. Плач.)
-… Перед Богом все равны. Представьте, вы идёте по улице со своим молодым человеком. Он высок, красив, его глаза цвета океана. Его губы тянутся к вам, хотят слиться с вашими губами, и, когда момент счастья уже так близок, вам на щёку садится маленький комарик и начинает пить вашу кровь. Ваша опустится на щёку инстинктивно и размажет комара по лицу. Хотя у каждой живой твари есть душа, примитивная, но всё же душа. Любой человек с неразвитыми душевными качествами подобен комару. Так в чём же разница между убийством комара и убийством человека? Не в чём. Все мы убийцы. Первая заповедь гласит – не убий. И там не уточняется, кого не нужно убивать.
На стол девушки легла записка:
«Прибыли из милиции. Подключаются к линии. Просят десять минут, пока определяют, где он. Подержи его у телефона».
Господи, десять минут.
-Лена, вы там?
-Да, да, я задумалась. Извините.
-Ничего. О чём если не секрет?
-Я не могу понять, зачем вы позвонили.
-Я лишь хочу поговорить, найти родственную душу. Разве не за этим звонят вам?
-Нам звонят по разным причинам.
-Человек одинок по своей сути. Каждый из нас хочет найти себе рубашку для нытья. Мы все слабаки, а выживают сильнейшие. Естественный отбор. Перед каждым из нас есть выбор, быть слабаком, преклоняться перед вот такими вот…
(удар)
… или стать сильнее, выносливее, показать миру f…k. Вы когда-нибудь уставали? От всего, что вас окружает? От назойливых людей, от деспота Бога, от подружки – шлюхи, от этой нудной размеренности, от нормальности?
Он сумасшедший.
-Я устал жить среди всех этих лицемеров и неудачников. Я – единственный правдивый человек, я выказал свои эмоции, я не прячу их в себе, не улыбаюсь, когда нужно плевать в лицо, не лижу задницы. Я свободен. Я практически сверхчеловек.
( Удар, удар. Крики)
Лена заплакала:
-Хватит! Остановитесь! ОСТАНОВИТЕСЬ!...
(Удары. Крики.)
-… Ты чёртов маньяк! Ты не сверхчеловек, ты урод! Шизанутый!
Удары прекратились. Лена понимала, что сорвалась. Возможно тот кого били теперь умрёт из-за её эмоций.
В трубке засмеялись:
-Да ладно вам! Я не верю в сверхчеловека, я вас разыграл. Быстро же вы купились. «Я правдивый человек, не прячу эмоции…» Да это БРЕД!!!
-Чего вы хотите?
-Того чего хотят все: семью, детей, достатка, спокойной жизни до старости.
-Чего вы хотите от меня?!
-Внимания и понимания…
Ещё одна записка легла на её стол: «Они нашли его. Штурм через пять минут. Продержи его у телефона».
-… Вы можете гордиться собой. Если бы не вы, мой босс давно бы уже лежал в луже крови. Он, правда, и сейчас в ней лежит, но хотя бы дышит. Знаете, бить человека руками очень утомительно, очень болят суставы, костяшки пальцев обдираются. Боюсь, что я теперь долго не смогу сгибать и разгибать кулаки. Именно поэтому я и взял с собой лом…
(Скрежет металла о пол)
Нет, только не это.
-… Мощно, удобно, и руки не болят. Это надо вставить в рекламу лома. Я так и вижу мою фразу на всех стендах в городе. И ещё на них огромный окровавленный лом.
-Не делайте этого.
-Думаю, так будет лучше. Избавлю его от страданий. Представьте, как он мучается сейчас, как ему больно. Кровь течёт из царапин, тело ноет, возможно, даже рёбра сломаны. Ужасно. Думаю, так будет гуманнее. Раненое животное пристреливают, чтоб оно не мучилось.
-Я прошу вас. Не нужно.
-Думаю, пора сказать боссу adios…
Тут в трубке всё заскрипело. Лена услышала что-то похожее на выстрел, услышала, как лом падает на пол.
-Эй! Алло! Вы слышите! Что происходит?!
Повисла пауза. Сердце девушки бешено билось, и, казалось, что всё вокруг пульсирует в этом ритме.
-Алло.
Другой голос.
-Кто это?
-Вы Лена?
-Кто это?
-Лейтенант Михайлов. Можете успокоиться, мы его взяли.


-… Не волнуйся, милочка. Считай, что практика у тебя в кармане.
Лена сидела, завернувшись в одеяло, и держала в руке стакан с кофе. Её уже почти не трясло, но она всё ещё всхлипывала. Рядом была Мария Семёновна – начальник их смены. Её слова девушка почти не воспринимала, ей представлялись картины, в которых один чёловек бьёт другого.
К ним подошёл милиционер:
-Его звали Игорь Егоров. Работал менеджером, ни семьи, ни детей. Вполне нормальный сотрудник, никаких конфликтов с начальством, даже скорость не превышал.
-А его босс жив?
Милиционер помотал головой.
-О боже, я убила человека…
-Девочка, не переживай. Ты не виновата, этот Егоров был психопатом.
Мария Семёновна обняла Лену, но девушке не хотелось плакать.
-Вы не поняли. – Заговорил милиционер. – Босс его мёртв уже где-то часа три. Его убили ещё до звонка.
-Что?
-Да, так что вы не виноваты не в чём.
-Но… кого же он тогда избивал?
Милиционер пожал плечами:
-Больше в комнате не было никого.
Лена посмотрела на Марию Семёновну. Та лишь пожал плечами.
Лена поплотнее укуталась в одеяло и допила кофе. Вокруг нее девятнадцать женщин разных возрастов помогали людям по телефону за звуконепроницаемыми перегородками.