Диалог

Анна Трахтенберг
     Иногда поддашься вызову молодого, задорного организма, ввяжешься в шутливую беседу, и не сразу заметишь, что давно уже превратилась в  старую, скучную зануду. Но проходит какое-то время, и опять начинает казаться, будто все не так уж и плохо. Этот разговор затеяла очень симпатичная мне  девушка, которую хочется почему-то назвать "Детка"
Детка:
Все умные люди должны спорить. Поверьте мне. Но почему-то спорят только дураки. Это неправильно…
Я:
Дурак всегда уверен в своей правоте, а умный всегда знает, что у истины много лиц...
Детка:
Т.е. не уверен – не дурак?
Я:
Всякое, конечно, бывает...
Но то, что умный человек знает: то, чего он не знает, всегда огромнее его знания – заставляет его быть не таким категоричным...
Детка:
По-вашему, умные – жуткие скромняги…
Я:
Почему, многие очень хорошо разбираются в немногом – и там вполне уверенны в себе... Скромность и ум не так явно соотносятся между собой, но у дурака апломба и значительности всегда больше...
Категоричность – это вообще признак недалекого ума...
Детка:
Так спор кому нужнее? И как без споров проэкзаменовать свой ум?
Я:
Надо выбирать, с кем спорить: с дураками бесполезно, им ничего не докажешь, а от умных можно и самому чего-нибудь набраться...
Но спор ради спора – какое-то странное занятие. Настоящий сам собой возникает, когда сталкиваетесь с противоположным мнением по интересующему вас вопросу...
Детка:
Обыденно и прагматично, даже скучно. На спор нужно уметь нарваться иначе так среди дураков и промолчишь.
Я:
Среди дураков и промолчать не зазорно...
А среди умных – тем более не стыдно... Если блеснуть не получается...
Детка:
Дураки и умные – это почти одно и то же. Готова поспорить и с теми, и с этими.
Я:
А зачем? Для гимнастики собственного ума? Дурак ведь не чувствует логики, не поймет красоты ваших доводов, может только полюбуется на прелестное личико, но скорее всего в конце концов обидится, скажет: за дурака меня держите... Только время и энергию зря потратите... Скучно с дураком спорить...
Детка:
Не менее чем с умным, но без спора всяк умным показаться может.
Я:
Умному нет дела, каким он кажется – желание показаться умным как раз свойство глупости...
Детка:
Зачем быть умным?
Я:
"Зачем" – вопрос бессмысленный. Зачем быть высоким, зачем иметь 32 зуба? – что имеешь, можно потерять, но что-то является неотъемлемым твоим качеством. И ты либо умный, либо дурак – тут уж ничего не поделаешь, даже приобретенное образование ничего не прибавит...
Детка:
Лох – это судьба?
Я:
Наверное...
Детка:
Не хочу знать свою судьбу..
Я:
А Вы ее и не знаете...
Посторонний.
Я вообще не люблю спорить. Спор это детская забава, если все доводы за то, что моя точка зрения не верна, я соглашусь, это не  слабость, это ум…
Я:
Спор – это, прежде всего, азарт, качество, сопутствующее почти каждому в юности. А для некоторых – почти свойство характера, иначе, чего ради ввязалась я в этот спор, исход которого, кажется, очевиден...
Детка:
Иногда в результате спора рождается утверждение, отличное от двух исходных..
Я:
В случае с дураком – почти никогда...
Детка:
Спорить надо до тех пор, пока не станет ясно, что продолжать – только время терять.
С:
Истина!
Детка:
В споре родилась..
Я:
А разве мы не знали ее раньше?
Или она родилась в споре с дураком?
Или вы поменяли мнение на противоположное?
Посторонний:
А как же тренировка мозга (вышесказанное)?
Я:
Спорить стоит, пока мнение собеседника тебе интересно....