Кошка Роза

Елена Николаевна Егорова
    Рассказ восьмой из книги для младших школьников
    "Благородный Тузик"

    Иллюстрация Анастасии Шуховой, 11 лет

В мае в Ежевичном почти не было ребятишек. Митя играл только со своим ровесником Павликом, живущим неподалёку. Остальные дети - ещё маленькие, с ними мальчикам совсем не интересно. В начале июня в деревню привезли на каникулы городских школьников, и стало гораздо веселее. Приехала и Ирочка, закончившая первый класс.

Особенно подружились Митя и Ира с Алёнкой, сестрой Павлика. Алёнка хоть и старше Иры на два, а Мити и Павлика на четыре года, но не задаётся, наравне со всеми участвует в играх, выдумывает разные развлечения. На свою тёзку из русской сказки она совсем не похожа: никаких кос и сарафанчика у неё нет и в помине. Стрижка у Алёнки короткая, модная. Летом в деревне она всё больше шорты и короткие яркие маечки носит. Алёнка уже два года плаванием занимается в секции и имеет спортивный разряд.

В жаркую погоду ребята часто на речке купаются, а Алёнкин дедушка Спиридон Данилович за ними приглядывает. Алёнка молодец: всех, кто плавать не умел, быстро научила. Благо, речка хоть и быстрая, но мелкая. В такой не утонешь.

Накупавшись, ребята загорают на солнышке. А Митя иногда отойдёт в сторонку и наблюдает за жизнью зверей и птиц. Вокруг столько интересного! Забравшись однажды на старую ракиту у ручья, впадающего в речку, он сверху увидел, как играют ласки. Маленькие юркие зверьки скакали по камушкам с берега на берег, грациозно перепрыгивали друг через друга, играли в догонялки. В другой раз мальчик заметил у речки водяную крысу - ондатру, которая его совсем не испугалась. Митя бросил ей половинку яблока, она схватила угощение и унесла. С тех пор мальчик часто угощал смелую ондатру яблоками.

Ещё в мае, лазая в прибрежных кустах, Митя с Павликом увидели дикую утку, которая сидела на островке посреди речки на гнезде. Время от времени утка ненадолго оставляла гнездо, чтобы покормиться, и тогда ребята могли увидеть небольшие пёстрые яички. Дети смотрели, затаив дыхание: боялись потревожить птицу. Вскоре вылупились птенцы, и многодетное утиное семейство дружно плавало в тихой заводи.
Домой ребята обычно возвращались к ужину. Как-то раз в самом начале июля Алёнка с Павликом позвали Митю и Иру к себе домой: их бабушка Валентина Игнатьевна испекла вкусный медовый пирог.

Алёнкины бабушка и дедушка в Ежевичном старожилы. Их дочь Марина, Алёнкина мама, давно перебралась с семьёй в Москву, а они здесь круглый год живут, в отличие от большей части дачного населения деревеньки. Изба у них добротная, просторная, на каменном основании. Наличники на окнах резные, деревянные. Их Спиридон Данилович сам выпилил. Вокруг избы большой сад с фруктовыми деревьями и кустами, чуть поодаль – пасека и курятник.

Уставшие ребята с аппетитом уплетали медовый пирог с парным молоком, когда в горницу вошла красивая пушистая кошка. «Знакомьтесь, это наша Роза!» - сказала Алёнка. Ребята стали гладить кошку, и она ласково замурлыкала. Окрас у Розы необычный, трёхцветный: белоснежная грудка, причудливое сочетание розоватых и светло-серых пятен на спине и голове.
«Роза похожа на арлекина, - подметил Митя, -Смотрите,  одно ушко у неё серое, а вокруг розоватое пятнышко, а другое ушко, наоборот, розоватое, а пятнышко вокруг серое. И дальше на шее у неё пятнышки в шахматном порядке чередуются».
«Какие глаза у Розы большие и красивые! - заметила Ирочка. – Только почему один глаз мутный?»
«Из-за травмы, - ответила Алёнка, – У Розы трудная судьба. Мы взяли её в дом уже взрослой. Давайте, я вам расскажу эту историю».

И вот что девочка поведала друзьям. Однажды зимним утром во дворе дома, где жила Алёнкина семья, появилась новая кошка. Скоро она прижилась в подъезде и полюбилась жильцам за кроткий и приветливый нрав. Все её подкармливали. Баба Мотя с первого этажа, грузная пожилая женщина, прозвала кошку Розой из-за её необычной окраски. Вместе они сидели на лавочке у подъезда. Всезнающая баба Мотя говорила, что хозяйка Розы, одинокая старушка, умерла, и кошка стала бездомной. Время от времени Роза куда-то пропадала, но через два-три дня её снова видели на лавочке. Как объясняла баба Мотя, Розу брали случайные прохожие, которых привлекал её красивый окрас, но она сбегала от них, потому что тосковала по прежней хозяйке.

Через полгода произошло несчастье. Какой-то хулиган попал большим камнем Розе в глаз и ухо. Мордочка у неё опухла, глаз заплыл, но, к счастью, не вытек. Роза долго болела, боялась мальчишек и пряталась от них в подвал. Её красивая шубка потускнела. Потом рана у кошки затянулась, но правый глаз навсегда ослеп и помутнел. Роза снова сидела на лавочке с бабой Мотей, ласкалась к детям, отвечала еле слышным «мяу» на любое приветствие, как бы говоря: «У меня нет слов, чтобы выразить свою любовь к вам». В холодное время года Роза спала в подъезде, свернувшись ёжиком. И тут выяснилось, что правое ухо у неё после травмы оглохло: если левое ухо было прижато к полу, кошка не откликалась на зов.

В конце весны у Розы появилось трое очаровательных котят. Ей устроили лежанку в большой обувной коробке, постелив на дно обрезок старого ватного одеяла. Местные ребятишки каждый день бегали смотреть, не открылись ли у котят глазки, приносили Розе что-нибудь вкусненькое. Однажды запах съестного привлёк в подъезд бродячую собачку. Но как только она приблизилась к котятам, Роза под всеобщее одобрение жильцов задала пришелице такую трёпку, что несчастная спешно ретировалась, поджав хвост и жалобно скуля.

Скоро котята подросли, похорошели, и дети их разобрали по домам. Роза затосковала, всё время искала котят. Тогда девчонки принесли ей чужого котёночка. Роза сразу же приняла его, кормила, облизывала, таскала за шкирку, играла с ним и защищала от чужаков. Котёнок оказался немного похожим на приёмную мамашу: пушистый, беленький с редкими палевыми пятнышками на спине и круглыми глазками, за которые его прозвали Бусинкой, или сокращённо Бусей (это была кошечка). Буся обладала очень живым характером, всё время куда-то бежала, повсюду совала свой розовенький носик. Роза порой не успевала за ней, но следовала неотступно, видно, боялась, как бы Буся куда-нибудь не свалилась. И всё-таки не уследила. Алёнка с Павликом уже упросили родителей разрешить взять Бусю себе, но тут стряслась беда: ночью резвый котёнок упал в лестничный пролёт и сильно расшибся. Утром Алёнка нашла еле живую Бусю на первом этаже. Роза сидела рядом и недоуменно вылизывала ей шёрстку. Девочка сразу отнесла котёнка к тёте Маше, которая работала ветеринаром и жила в том же подъезде. Тётя Маша вылечила Бусю и оставила её у себя.

Роза печалилась без котёнка целую неделю, повсюду искала его, но потом, как это обычно бывает у кошек, успокоилась. Снова каждое утро жильцы видели её сидящей на лавочке, но уже в одиночестве: баба Мотя заболела и переехала к родственникам. Жизнь пошла своим чередом. В конце августа у Розы снова должны были появиться котята. Однажды утром Алёнка услышала, как кто-то скребётся в дверь. Это оказалась Роза. Ей было очень плохо и, жалобно мяукая, она просила о помощи. Алёнка впустила кошку. К обеду у Розы родились три мёртвых котёнка, но зато четвертый оказался живым и громко запищал. С тех пор Роза осталась жить в Алёнкиной семье и сразу же стала соблюдать все правила гигиены, присущие воспитанной кошке.

Котёнка назвали Мусенькой. Она быстро подросла, окрепла, стала очень пушистой. Её огромные чуть раскосые жёлто-зелёные глаза глядели на мир с испугом и удивлением. Как все котята, она заигрывала со своей мамашей, тормошила её, иногда пряталась, а потом наскакивала из-за угла. Роза снисходительно поддерживала эти начинания, но всё время следила, чтобы Муся не лезла, куда не следует. Через полтора месяца родители Алёнки решили отдать Мусю родственникам, но она так и не прижилась на новом месте, всего там боялась и плохо ела, поэтому пришлось вернуть её в родные пенаты. Роза облизала «блудную» дочь и приняла её обратно.

«Так мы завели сразу двух кошек, - сказала Алёнка. - У каждой свои повадки. Розонька неприхотлива в еде и общительна. Она с удовольствием запрыгивает ко всем на колени, ласкается и громко мурлычет. Только она не любит, когда её берут на руки против воли, но всё равно никогда не царапается и не кусается. Роза верховодит в кошачьей семье. Она прогоняет Мусю со своего места: начинает вылизывать её против шерсти. Муське это не нравится, и она уходит.

Муся очень любопытная, боязливая, привередливая в еде и своенравная. Она тоже красавица. Шесть у неё густая и шелковистая. Муся позволяет себя вычёсывать, хотя при этом ворчит: “У-у-у-у-у”. Хозяйкой она считает мою маму, по утрам ходит за ней по квартире, как собачка, и тихонько мурлычет. Потом ложится на пол и требует, чтобы её погладили».
«А где же Муся?» – спросил Митя.
«В Москве. Мы её в деревню не берём, она здесь всего боится. Один раз привезли её сюда, так она два дня под кроватью просидела, даже есть ничего не стала. Она у нас домоседка, – ответила Алёнка. – Зато Розе в деревне нравится».

«Розонька у нас молодец, - продолжила Алёнкин рассказ бабушка Валентина Игнатьевна, - мышей и крыс ловко ловит, хотя и слепая на один глаз. Цыплят не трогает, а от летучих мышей нас избавила. Мыши эти наш чердак облюбовали. Когда Розу в первый раз привезли к нам в Ежевичное, она в ночь сразу двух "летучек" подстерегла возле чердачного окошка, когда они вылетали. И летучие мыши оставили нас в покое. Видать, перебрались в какой-нибудь пустой дом. А Муся в городской квартире разве что иногда моль поймает или муху. Но мы её не меньше Розы любим. Муся всегда посочувствует, если кому-то плохо. Как-то раз я приехала в гости к дочке и внучатам, и там у меня сердце прихватило. Я приняла лекарства и лежала на кровати. Мне было так плохо, что я даже стонала. Мусенька легла ко мне под левый бок и урчала, пока приступ не прошёл».

«Муська у нас неженка, - сказала Алёнка, показывая Мите и Ирочке фотографию красивой пушистой двухцветной кошечки. - Она часто спит зимой у батареи, уткнувшись в неё носом, а когда запарится, спускается на пол и ложится, вытянув перед собой одну или две передние лапки, как собачка. Муся любит забраться на высокий шкаф и следить оттуда за всем происходящим. Она очень боится улицы и гуляет только летом на балконе».
Во время Алёнкиного рассказа Роза сидела у девочки на коленях, а потом соскочила на палас. Ребятам забавно было смотреть, как кошка точила об него когти, лёжа на боку и перебирая лапками, и так «прокатилась» из одного конца горницы в другой.