И здесь одиночество

Анна Трахтенберг
Только о любви в мировой литературе, может быть, чуть больше страниц, чем об одиночестве…
Человек одинок изначально, одинок всегда, и вся его жизнь – это судорожные попытки избежать одиночества, или вырваться из его когтей, заглушить его страдания... Мы с младенчества цепляемся то за родителей, то за друзей, за любовь, за работу, за алкоголь, придумываем себе хобби, долгими часами просиживаем на сайтах знакомств – только бы не быть наедине с собой… Но, если спросить кого-нибудь о том, что же это такое, каждый даст какой-то свой ответ – оказывается, и это чувство так же трудно определяется, как и любовь… Мне кажется, что двух вещей больше всего не хватает человеку: прикосновения и общения – отсюда одиночество тела, и одиночество души. От телесного большинство знает рецепты: малышу нужно, чтобы его обняла мама и почитала книжку перед сном, подростку, может, достаточно поржать вечером в подъезде плечом к плечу с себе подобными; молодому человеку необходима непременно любовь, ну, или хотя бы секс. Одинокая старушка ждет, что кто-нибудь принесет ей пакет молока и хлеб…
Но вот беда: одиночество настигает нас чаще всего с особенной остротой в семье, в рабочем коллективе или в дружеском кругу. Ребенок однажды решает, что родителям он не нужен, и они не понимают его, мать осознает, что дети больше не нуждаются в ней, у них свои жизни и интересы; супруги убеждаются, что им не о чем говорить между собой, друзья…
Одинокие души… И чем сильнее мы осознаем себя личностью, тем мучительнее мысль, что не с кем поделиться ни своими знаниями, ни переживаниями, ни чувствами… Ужаснее только одинокая душа без прикосновений…
И как же мы все справляемся с этим? Откуда берем силы: духовные и физические?
Но ведь справляемся же! И иногда даже чувствуем себя счастливыми…