Угрешские лебеди

Елена Николаевна Егорова
    Рассказ тринадцатый из книги для младших школьников
    "Благородный Тузик"

    Иллюстрация Марии Мичуриной, 12 лет

Почти весь август Митя и Ира провели в деревне с Митиной бабушкой Надеждой Петровной. У родителей отпуска закончились, и они приезжали только на выходные. Впрочем, Маргарита и Светлана выкроили время, чтобы последние деньки каникул побыть с детьми в Ежевичном на свежем воздухе. Когда подруги вошли в горницу, то обомлели от изумления: все стены завешаны яркими Митиными рисунками.

А дело было так. Когда улетели вороны со своим воронёнком, мальчик заскучал и нарисовал их себе на память на нескольких листах в альбоме. Потом он изобразил ласточку: как она ловила мух с пальца в парнике, как потом улетела. Дальше - больше. Митя и раньше любил рисовать, но такого «рисовального бума» у него ещё не случалось. Сначала мальчик принялся изображать своих любимцев: Тузика, Розу и по памяти Барса в разных позах. Потом в его альбоме появились коровы с телятами, овцы, гуси, куры, яркие бабочки, гусеницы, жуки и прочая живность. Пробовал он рисовать портреты друзей и пейзажи, но это пока не очень-то у него получалось. К приезду мамы и крёстной Митя утроил импровизированную выставку своих художеств.

«Да тут целый вернисаж! – воскликнула Маргарита. – А у тебя талант, - продолжила она, обращаясь к крестнику, - Надо учиться. Покажу-ка твои работы одному знакомому художнику. Он преподаёт в нашей детской художественной школе и как раз набирает класс в этом году. Может, и тебя возьмёт».

Сказано – сделано. Митины рисунки художнику понравились, и мальчика приняли в художественную школу. Преподаватель оказался не солидным мэтром в галстуке-бабочке, как вначале воображал Митя, а энергичным молодым человеком, несколько лет назад закончившим Суриковский институт. «Максим Александрович», - представился он на первом занятии. Но потом ученики называли его между собой просто Максом.

Макс оказался очень хорошим, но строгим и требовательным педагогом. Вначале Мите было скучно рисовать учебные натюрморты, рельефы с гипсовыми букетами, гипсовые глаза, уши, носы и декоративные узоры. Но постепенно он понял, что такие упражнения похожи на гаммы в музыкальной школе: они развивают мастерство и «ставят» руку.

Зимой Максим несколько раз возил свой класс в московские художественные музеи. Это не были обычные экскурсии. Ребята посещали всего один-два зала, зато Макс подробно рассказывал им про каждого художника и почти про каждую картину, посвящая в некоторые тайны мастерства. Увлечённые ученики и не подозревали, как много времени тратит их молодой преподаватель на подготовку к таким занятиям.

Весной началось самое интересное – субботние выезды на пленэр. Происходило это так: выбиралось какое-нибудь историческое место ближнего Подмосковья. Там сначала для юных художников проводилась экскурсия, а после обеда ребята и сам Макс писали этюды с натуры.

В пасхальную неделю Максим повёз класс в Николо-Угрешский монастырь, расположенный всего в нескольких километрах к юго-востоку от Москвы. Отправиться туда на этюды ему посоветовала через Митю Надежда Петровна. Экскурсии по монастырю водила её давняя подруга Инна Васильевна. Митина бабушка иногда бывала у неё в гостях и знала, какое это красивое и благодатное место.

День выдался ясным и тёплым, как нередко бывает в конце апреля в Подмосковье. Ребят впечатлили белые стены монастыря с башнями, походившими на кремлёвские, только в уменьшенном размере. За стенами сквозь начавшие распускаться ветки деревьев хорошо просматривались золочёные луковки церквей, величественный Преображенский собор и высокая колокольня. У святых ворот группу встречала Инна Васильевна. Она была одета в бордовый костюм модного покроя с длинной юбкой и изящную современную шляпку, но при всём этом показалась Мите элегантной дамой начала XX века.

Инна Васильевна повела юных экскурсантов по обители. Она рассказала, что Николо-Угрешский монастырь основал святой благоверный князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. По преданию, обитель стоит на том самом месте Угреша, где прославленному князю явилась икона святого Николая Чудотворца. Ребята потом поставили в храме свечи перед современным списком с этой древней иконы. Ещё Инна Васильевна поведала, что Николо-Угрешский монастырь был царским. Его даже называли «второй лаврой». Сюда приезжали на богомолье великие московские князья и цари. Такие паломничества назывались «Угрешскими походами». Потом обитель пришла в упадок и возродилась в XIX веке благодаря святому преподобному Пимену Угрешскому, который был очень мудрым и рачительным настоятелем. «На строительство жертвовали богатые благочестивые купцы. Многие храмы и келейные корпуса были возведены на средства Павла Матвеевича Александрова, - продолжила экскурсовод, - Он и дал деньги на достройку колокольни. Посмотрите, ребята, какая она высокая и стройная. А знаете, что символизирует купол в православии? Нет? Я вам расскажу. Он символизирует пламя свечи, горящей перед Господом. Посмотрите, как переливается золочёный купол колокольни на солнышке, и поймёте, почему наши предки нарекли её «Угрешской свечой». Ну что, полезете на колокольню? Сегодня последний день, когда каждый может позвонить в колокола».

Ребята во главе с Максом взобрались на четвёртый ярус, где висели колокола маленьких и средних размеров. Выше были уже только куранты и купол колокольни, а ярусом ниже – 20-тонный колокол-благовестник, звонить в который не разрешалось. Налюбовавшись видами с колокольни на монастырь и пойму Москвы-реки, каждый из ребят по несколько раз ударил в небольшой колокол. Это была незабываемая радость!

Потом экскурсия по Николо-Угрешскому монастырю продолжилась. Слушая Инну Васильевну, юные паломники совсем забыли о времени. Они побывали в храмах и в монастырских музеях, поклонились мощам святых. Самый впечатляющий иконостас - в большом Спасо-Преображенском соборе. Инна Васильевна поведала, что собор пережил сильное разорение в XX веке, когда монастырь на долгих 70 лет закрыли. Он возрождён к 2000 году трудами не только братии монастыря, но и многих мирян, которые и деньги жертвовали на благое дело, и помогать строителям и реставраторам приходили.

Из просторного собора группа вышла на улицу. Ребята испили святой воды из мраморной чаши в Никольской часовне, а потом их повели к прудам, в которых зеркально отражались храмы, сады и стены обители. Виды вокруг были на редкость живописные.

Старинные пруды расположились по руслу когда-то протекавшей здесь речки Угреши. Это сущий рай для птиц. Здесь и осанистые упитанные гуси, и хохлатые утки. По воде скользит пара белых лебедей. Обособленно от них держится четвёрка чёрных лебедей. Под водой, если внимательно приглядеться, можно заметить золотистых карпов, щук, толстобоких сазанов и рыбёшку помельче.

Инна Васильевна рассказала, что когда Павел Матвеевич Александров был уже смертельно болен, ему на глаза попалась заметка в газете о продаже мальков карпов, и он загорелся идеей купить их для монастырских прудов. «Меня уже не будет с вами, а вы станете рыбку кушать и вспоминать грешного раба Божьего Павла добрым словом», - со слезами умиления говорил он монахам, приехавшим проведать его. Митя ничуть не усомнился, что сейчас в пруду плавают потомки тех самых «александровских» карпов, выпущенных в пруд 150 лет назад.

Но особенно запомнился мальчику рассказ экскурсовода о чёрных лебедях. Сначала их была одна пара. Лебёдушка снесла два яйца, но вскоре погибла от какой-то болезни. Тогда чёрный лебедь сам сел на гнездо. Однако птенец вылупился только из одного яйца. Когда он подрос, то и ему, и старому лебедю приобрели молодых лебёдушек. «Поэтому чёрные лебеди и держатся на пруду часто все вместе», - закончила повествование о прекрасных птицах Инна Васильевна.

Обойдя с группой пруд, она привела юных паломников на скотный двор монастыря. Кого здесь только нет! И коровы, и куры, и перепёлки, и индюки. По оранжерее важно прохаживаются павлины и фазаны. В отдельном просторном загоне живут благородные олени. А кролики самых разных окрасов: белые, коричневые, палевые, кремовые, чёрные, серые, пятнистые! К восторгу ребят послушники монастыря разрешили их покормить, выдав из мешка каждому по морковке.

Когда дети вышли со скотного двора, их внимание привлёк крупный белый гусь. Он вылез из пруда и стал переходить асфальтированную дорожку, тяжело шлёпая своими мокрыми оранжевыми лапками. А направлялся он прямо к хорошенькой синеглазой девочке лет трёх-четырёх, которая ела пирожок, купленный в монастырской палатке, и с интересом смотрела, как другие гуси пасутся на траве. Молодая мама стояла неподалёку, не спуская глаз со своей малышки. На девчушке был красивый розовый комбинезончик и забавная белая шапочка с вышитой кошачьей мордочкой и кошачьими «ушками на макушке». Но гусю было безразлично, во что кроха одета. Он деловито подошёл, выхватил из рук малышки недоеденный пирожок и быстро расправился с ним, подбрасывая в воздух и клювом отрывая кусочки. К удивлению Мити, девчушка вовсе гуся не испугалась, а, подбежав к маме, затараторила: «Мам, а гусь мой пиложок кидал-кидал и весь слопал! Мам, ты мне длугой пиложок купишь? А давай бабушке позвоним и пло гуся скажем!..» Митя заключил, что малышка часто в монастыре кормит гусей, потому и не боится их.

После обеда в монастырской трапезной весь класс расположился вокруг пруда на этюды. Митя принялся рисовать тихую заводь, в которой отражалась деревянная Петропавловская церковь, покрашенная в синий цвет, с белыми резными наличниками. На переднем плане Митя изобразил четвёрку чёрных лебедей, а на дальнем плане – пару белоснежных. И хотя мальчик не успел до вечера завершить этюд, Максим похвалил его, потому что увидел, что картинка выходит очень живая и добрая.

Дома Митя несколько дней тщательно дорисовывал свою картинку, чтобы подарить бабушке 3 мая на день рождения. Надежда Петровна уехала в Ежевичное на неделю раньше остальных членов семьи готовить дом к летнему сезону и ещё не видела новой работы внука под названием «Угрешские лебеди». Подарок стал для неё приятным сюрпризом.
Прошло несколько месяцев.

В середине сентября бабушка поехала в гости к Инне Васильевне, а Митя напросился с ней. Очень уж ему хотелось снова побывать на Угреше. Стояло бабье лето, и в обители было необыкновенно красиво. После воскресной службы в Спасо-Преображенском соборе никто не спешил домой. Инна Васильевна заинтриговала Митю, сказав, что на пруду его ждёт приятный сюрприз. Оказалось, у пары чёрных лебедей в июне вылупились птенцы, да целых пятеро! За лето лебедята здорово выросли – до половины размера взрослых птиц - и стали уже не похожи на гадких утят. Местами ещё покрытые светло-коричневым пушком, они начали оперяться: на крылышках у них проклюнулись маленькие чёрные пёрышки. Лебедята паслись на травке у пруда, дети и взрослые бросали им крошки хлеба. Озабоченная лебёдушка была тоже на берегу. Она стояла на одной лапке, поджав вторую, и зорко наблюдала за своими птенцами. Лебедь-родитель плавал поблизости.

Тем временем одна маленькая девочка в сиреневом плащике, с большим белым бантом в светлых волосах кормила лебедят так увлечённо, что и не заметила, как очутилась прямо среди них. Лебёдушка тревожно кликнула: «А-а! А-а!» Папаша-лебедь проворно вылез из воды, подбежал к девочке сзади, захлопал крыльями, словно шлёпая её чуть ниже пояса, и зашипел. Девочка, как ни странно, особенно не перепугалась, не заплакала, а просто повернулась и направилась к своему папе, стараясь не задеть лебедят.  Грозный лебедь бежал за ней, хлопая крыльями и хватая красным клювом за край плащика. Прогнав маленькую нарушительницу на асфальт, лебедь отстал от неё, развернулся и стал загонять своих птенцов в воду. Через минуту всё лебединое семейство уже плавало у берега…

«Нарушительницей» оказалась та самая смелая малышка, у которой весной гусь отнял пирожок. Митя не сразу узнал её, потому что за лето она заметно вытянулась и одета была совсем по-другому. Отец взял дочурку на руки. «Пап, я же его лебедяток колмила, за что он меня отлупил?», - спросила она с недоумением в синих глазах. «Ты слишком близко подошла к птенцам, Олечка, а лебедь ведь не знал, что ты не хочешь сделать его деткам ничего плохого, вот и стал их защищать, - объяснил малышке отец. - Не надо тебе так близко подходить к птенцам, а то лебедь и ущипнуть больно может». «Ладно, пап, больше не буду, - согласилась Олечка, - Пойдём лучше калпов поколмим». И они пошли к другому берегу пруда, куда приучены приплывать за кормом крупные карпы.

Митя с бабушкой и Инной Васильевной ещё долго любовались грациозными чёрными лебедями и проворными лебедятами, кормили их, бросая крошки в пруд. Потом в художественной школе Митя рассказал ребятам про лебединое семейство, показывая свою зарисовку, сделанную дома по памяти.