***

Шамиль Нугаев
Шамиль Нугаев


ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТРАНЗИТНИКОВ В БАКУ

(Все вопросы, касающиеся этого материала, можно решить
по адресу: shamtan@mail.ru)




Первые впечатления.
Когда подлетаешь к Баку, главное, что поражает сухопутного жителя, это – Каспийское море. Оно такое огромное, что кажется – сам город и аэропорт находятся на острове в окружении воды, воды, воды. Спускаешься ниже и видишь частные домики с огородами, и вдруг с изумлением понимаешь, что это не огороды, а водоемы. Здесь бакинцы вместо помидоров и редиски на своих приусадебных прудах выращивают рыбу, в том числе и знаменитых осетров (к ним мы вернемся). Второе впечатление для незамыленного глаза  - здание аэропорта. Оно действительно необычно в своей архитектуре и ни на что не похоже. Улавливается элементы японской пагоды, мусульманской мечети, есть что-то от китайского монументального стиля периода Мао Цзе Дуна, но все очень современно и выдержано в бордово-коричнево-палевых тонах.
Раньше аэропорт назывался «БИНА», а теперь носит имя Гейдара Алиева. Вполне заслуженно, потому что именно он добился того, что бакинский аэропорт был признан одним из лучших в Европе. Здесь чисто. Даже можно сказать: чисто-чисто. Все служащие в зависимости от исполняемых обязанностей одеты в свою униформу, над которой потрудились дизайнеры: аккуратно, со вкусом и соблюдено главное правило хорошего тона – ничего лишнего. Разве что какая-нибудь азербайджаночка   прицепит брошку или воткнет что-нибудь в волосы, но тут уже ей никто не запретит. Важное наблюдение: женщины красивы, а  мужчины статные и достойные. Чувствуется, что работа в аэропорту – это престижно.
Приятное впечатление производит работа служб безопасности. Мужчины проверяют мужчин, женщины – женщин. Детей тоже «прозванивают». Но самое главное, что тщательному контролю подвергаются даже сотрудники аэропорта, включая больших начальников, когда они пересекают зону контроля. Один такой стоял, терпеливо подняв руки, а потом в ответ на просьбу секьюрити вытащил из карманов ключи, сигареты и зажигалку. Со стороны пассажиров такая сцена вызвала молчаливое одобрение.
Но обо всем по порядку.

Авиаперевозки как национальная идея или немного технической информации.

Управление государством вещь непростая и не всякому удается. Гейдар Алиев был одним из немногих лидеров СНГ, которые смогли развить экономику своей страны после развала СССР и сохранить в обществе разумный баланс. Простые азербайджанцы на улицах, таксисты, торговцы говорят примерно одно и то же: старший Алиев сделал для страны много хорошего, и младший будет просто вынужден сделать еще больше, чтобы не уронить себя в глазах нации.
Всем известно, что в Азербайджане много нефти, и она дает значительную часть ВВП страны. На втором месте всегда была торговля. Была. А при Гейдаре Алиеве вслед за нефтебизнесом по уровню прибыли уверенно встали авиаперевозки. Но сначала (как и в любом деле) было слово. Слово – как озвученная идея. Она заключалась в том, что использовать природное расположение страны между Европой и Азией и стать одним из перевалочных пунктов авиаперевозок. Первый президент независимого Азербайджана в 1997 г. дал установку на преобразование национальной авиакомпании «Азербайджан хава йоллары» в государственный концерн. Был заключен контракт с фирмой «Сименс» на поставку авиационного оборудования, и оно со временем себя оправдало. Новая система светотехнического обеспечения видимости взлетно-посадочной полосы позволяет (во всяком случае, так заявляется) сейчас принимать  и выпускать воздушные суда по европейскому стандаpту ICAO в любую погоду, даже при самой минимальной видимости. В бакинском аэpопоpту нелетной погоды не бывает, и он откpыт пpактически все 365 дней в году. Осуществляется  pасшиpение перрона на 220 тыс. кв.м в связи с наpащиванием мощностей аэpопоpта. Сpазу же после выпадения снега с помощью совpеменной специальной пеppонной техники стоянки воздушных судов, pулежные доpожки пpиводятся в состояние ноpмального функциониpования. Дpугим тpебованием безопасности полетов в условиях снегопадов является предотвращение обледенения поверхностей воздушных судов. Поэтому, прежде чем вылететь, самолет после посадки пассажиров обрабатывается специальной жидкостью против обледенения.
А недавно состоялось открытие нового грузового терминала общей площадью 12 тыс. кв. метров, на котором присутствовал уже сын первого президента Ильхам Алиев (второй президент независимого Азербайджана). По объему и технической оснащенности этот терминал считается одним из крупнейших не только в СНГ, но и в Европе, он. позволяет Азербайджану стать перевалочным пунктом для грузов, следующих из Америки и Европы в Азию и обратно. Техническая база терминала предусматривает хранение и обработку всех видов грузов, значительно повышая качество сервиса для клиентов, включая полный набор таможенных услуг, декларирование и доставку грузов. Перрон терминала может разместить 9 самолетов типа Boeing 747 или 15 самолетов типа ИЛ-76. Общая стоимость проекта строительства терминала составила $19,5 млн., который финансировался международной компанией International Handling Comрany.
Другими словами, Международный бакинский аэропорт, носящий сейчас имя Гейдара Алиева, действительно стал гордостью нации и приносит в казну большой доход.
Ну а нам уже пора от информативной части статьи переходить к ее эмоциональной составляющей.


Особенности национального обслуживания.
Как и на всякой престижной работе в стране в аэропорту работают только представители титульной национальности, свои. К «чужим» отношение разноплановое. К русским - спокойное; татарина встречают как дальнего родственника, который долго не был на родине; западных туристов стараются не пугать, но и не балуют, чтобы чувствовали, что дисциплина в аэропорту для всех одинакова. А вот к армянам отношение особое, их сразу выделяют из толпы и оказывают особое внимание. Со мной летел из Москвы транзитом через Баку в Кабул московский интеллигентный армянин с фамилией Саводян, что и было записано в его паспорте. Мы с ним намеревались промчаться на такси по достопримечательностям древнего города, поесть в хорошем ресторане, прогуляться по набережной и вернуться к отлету самолета. Но тут вышла заминка. Моего попутчика вежливо отозвали в сторонку и на чистом русском  языке посоветовали не выходить в город, чтобы избежать неприятных эксцессов на улице (все-таки многовековую азербайджано-армянскую неприязнь еще никто не отменял, а AZAL не хочет неприятностей для своих пассажиров). Мой попутчик возмутился и стал кричать, что не потерпит ограничения своих прав (весь полет мы с ним обсуждали, как будем есть в бакинском ресторане свежеприготовленную осетрину и запивать коньяком).  «А вдруг Вас побьют на улице? – спросил сотрудник службы безопасности аэропорта, - Или кошелек отберут?». Здесь мой двухметровый попутчик окончательно вышел из себя и, перейдя на родной язык, заговорил так страстно и убедительно, что в зале прилета наступила тишина и к нему бросилось сразу несколько человек в униформе. Чтобы понять, что же произошло надо сделать остановку и пояснить, что господин Саводян родился в Баку и его первым родным языком был азербайджанский. Услышав родную речь бакинских улиц  со специфической  терминологией старой Кубинки (криминальный район, снесенный по приказу Гейдара Алиева) служители воздушных перевозок потеряли дар речи: такому дяде, весом полтора центнера, объясняющемуся на языке бакинских клошаров, действительно ничего не могло грозить в родном городе. Ему были принесены высокопарные извинения, но не тут-то было. Взыграла армянская кровь! «Никуда не выйду из аэропорта! Буду сидеть здесь!» - Саводян демонстративно уселся на первую попавшуюся скамейку и отрешенно уставился в потолок. Азербайджанцы растерялись, они, явно не хотели обидеть пассажира, тем более земляка, да еще такого колоритного.
Анекдот в тему. Армянин в Бакинском аэропорту покупает билет в Ереван. Ему говорят: НЭТУ. Армянин кладет в паспорт сто долларов. Ему опять: НЭТУ. Он подкладывает еще сто. НЭТУ. Не может быть, чтобы не было билета в Ереван!. - ГОРОДА ТАКОГО НЭТУ!          
Опять об осетрах.
Тут пришлось взяться за дело мне. Пообщавшись под косыми взглядами Саводяна с одним из начальников аэропорта, я нашел компромисс. Очень простой: чтобы наш армянский транзитник не затаил на земляков обиду, нам в кафе подают по большому куску жареной азербайджанской осетрины, а к ней азербайджанский хрен, азербайджанский лаваш и – козырную карту - бутылку армянского коньяка (!!!).  В кафе все быстро накрыли, и мой массивный попутчик при виде любимого трехзвездочного напитка развел в стороны огромные ладони и задумчиво произнес: «Ведь всегда можно договориться!». Чуть подсоленная нежная осетрина  в сочетании с кусочком пресного лаваша и глотком настоянной крови виноградной лозы  – это божественно! Ну а когда с нас отказались взять за это угощение деньги, мой армянский попутчик произнес сакраментальную фразу: «Ну, как на Родине побывал!».
О необходимости быть на чеку.
Но в городе мы все-таки побывали, потому что рейс на Кабул (там шел ливень и дул сильный ветер) перенесли на следующий день. В принципе, мы могли потребовать бесплатного ночлега в гостинице аэропорта, но очень уж хотелось увидеть азербайджанскую столицу. Проезд до центра Баку стоит около 50 тыс. манат (1 долл. –5 тыс.).  Но цену лучше оговорить сразу, потому что таксисты любят лукавить «Садись, брат, дешево довезу», а потом оказывается, что проезд обходится не в десять долларов, а во все тридцать. Дорога занимает около получаса, город тихий спокойный, транспорта не много, что очень радует после московских пробок. Архитектура успокаивает, располагает к созерцанию, восточный стиль органично сливается с европейским средневековьем. Саводян сразу привел меня к высокой старинной башне и сообщил, что с нее сбрасывали неверных жен, которые падали и разбивались о булыжную мостовую.  На улицах спокойно, люди приветливые, очень много молодежи. Особенно привлекают внимание девушки-полукровки - чуть смуглые, со слегка выдающимися скулами, каштановыми волосами, карими или голубыми глазами. Очень стройные. Одеваются как хотят, исламские нормы уж точно в одежде не учитываются. Почти все знают русский, но говорят и на английском и турецком.   
В Баку полно комфортабельных отелей: ISR PLAZA, Hyaat Regency, Grand Hotel Europe, Crescent Beach Hotel, Irshad Hotel, Absheron, Intourist, Baku, Gyandjlik, Caspian, Southern. Но мой попутчик возжелал остановиться в когда-то самой престижной гостинице «Азербайджан». Она расположена почти на самом бульваре, который разбит вдоль кромки моря. Бакинцы любят там гулять семьями. Вид шикарный, особенно вечером, когда зажигаются огни на плавучих ресторанах и  частных яхтах. А вот сама гостиница как будто заморожена со времен СССР.  Нам дали огромный номер в две комнаты с холлом, балконом, ванной, санузлом. Но мебель, ковры, занавеси, телевизор, выключатели, смесители, ванна, унитаз – все это было родом из Союза. А главное, нам категорически отказались сообщить, сколько все это стоит. Сказали только, что расчет будет справедливый. Как только мы вернулись с прогулки, в номер внесли ужин: лангет, картофель, осетрину двух видов, салаты, лаваши, фирменный национальный лимонад (очень вкусный!) и литровую бутылку водки. Стоило свинтить с водки крышку, как по потолку и стенам забегал ярко-красный зайчик – азербайджанское ноу-хау – источник питания находился в голышке бутылки. А вслед за зайчиком раздался телефонный звонок. Саводян поговорил по-азербайджански  усмехнулся и спросил меня: «Тебе девушка нужна?». Я, честно, сказать, задумался. Попутчик что-то буркнул и повесил трубку. Через минуту вошли две тети третьей молодости и слегка навеселе.  Они принесли с собой тарелки, вилки и рюмки, сели за стол. «А где девушки?» - поинтересовался у них Саводян. «Да ты на себя посмотри! – взвилась одна из дам – Сам уже дедушка!». Мой армянский товарищ растерянно развел руками: «Вы, наверное, покушать пришли?». Дамы поднялись, сказали, что-то длинное на своем языке, энергично вышли, хлопнули дверью - со стены упал и повис на проводе выключатель.
Мы славно поужинали, полюбовались ночным видом на море и решили лечь спать. Но по комнате продолжал носиться красный бутылочный зайчик, который было видно даже через закрытые веки. «Наверное, он погаснет, когда мы выпьем всю бутылку!» - высказал предположение Саводян – «Это они специально, чтобы армян спаивать!». Мы вынесли водку в коридор и заснули. Посреди ночи кто-то сбил бутылку ногой, и она долго-долго громыхала, уносясь куда-то вдаль. Утром мы за все (включая такси в аэропорт) заплатили шесть тысяч деревянных долларов. Но не в этом суть! Самое главное, это когда есть что вспомнить. И рассказать!