Все лучшее детям

Анна Трахтенберг
Меня всегда напрягал этот лозунг: с одной стороны, своей фальшью, с другой – именно тем, что весь наш народ принял его как руководство к действию, не задумываясь о печальном воздействии на поколения.… Многие с возмущением не поверят, но родился он совсем недавно, в ранние советские времена, когда родители (оставим в стороне государство) детям отдавали не лучшее, но единственное и последнее…. Движение было естественным для периода абсолютной и всеобщей нищеты, но как-то незаметно утвердилось почти на век, почти важнейшим моментом воспитания. Скорее всего, оно, поддержанное лозунгами и песнями, больше всего понравился самим детям, которые, повзрослев, пережив новые лишения, распространили его через своих отпрысков уже и на вполне благополучные времена.
И стало это еще одним элементом, перевернувшим пирамиду патриархальности вверх ногами. Т.е., то, что веками делалось стыдливо украдкой, переместилось во главу угла. Ведь всегда первый, самый большой и жирный кусок доставался отцу, взрослым мужчинам-кормильцам, тем, кого полагалось уважать и почитать – дети же (дармоеды) должны были знать свое место. Так строилась система отношений в семье, когда старшие навсегда оставались авторитетом. Тогда невозможна была ситуация, чтобы старенькая старушка усаживала здорового недоросля на единственное свободное место, переминаясь на слабых ногах рядом (с тяжелым ранцем и продуктами в руках), подростки не устраивали истерик, требуя себе последние новинки моды, взрослые дети не считали, будто родители должны уступить им свое жилье, потому что уже отжили свое…
На все эти мысли натолкнула меня история, случившаяся недавно в ближайшем кругу: шестнадцатилетняя школьница забеременела – такое всегда случалось…. Молодому отцу уже 24, и родители с радостью устроили им свадьбу – но какую! С лимузинами, подружками, массой гостей и свадебным путешествием не то на Карибы, не то на Мальдивы…. Все понимаю: дело житейское, но зачем же из большой жизненной ошибки – как ни крути – устраивать такой праздник и награду!? Из последних, доложу вам сил (мама девочки уже была замечена в попытках одолжить 15000 рублей на жизнь). Невеста рыдает и грозится не прекратить слез, если ей не оборудуют кухню предоставленной квартирки по последнему слову техники и моды, а родители обеих сторон вовсе не олигархи – так, нормальные средние предприниматели. И это в тот момент, когда капризному ребенку стоило бы хоть в этот последний момент намекнуть об ответственности взрослого человека, что уже не все лучшее ей, а пришло время  подумать о собственном потомстве и о благодарности папам и мамам, которые выручают и в этот трудный момент, многим жертвуя из своей жизни.
Фэн-шуй просто одним из важнейших правил устройства дома считает необходимость первоначально выделить лучшую комнату родителям. Мудрые китайцы всегда понимали, что во главе всего – уважение к старшим (***вэнбины потом сильно и у них попортили картину). И вы, конечно, можете незаметно отложить лучший кусочек своему любимому чаду, но он-то точно не должен об этом догадываться…
Догадываюсь, у большинства мои слова вызывает сильный внутренний протест – именно потому, что такое представление о воспитании ("все лучшее детям" ) глубоко внедрилось в сознание нашего человека, а возразить по-настоящему не позволяет смутная догадка о том, что такой подход на самом деле не совсем правилен... Действительно, казалось бы, такой бескорыстный и благородный принцип… Нам отдавали все лучшее, мы тоже так должны поступать…
Очень хорошо помню свою некоторую обиду, глубоко, однако, скрываемую, на маму, которая любила хорошо одеваться и каждый год, скажем, покупала себе новые сапоги – в то время как мы с сестрой ходили  старшеклассницами в чем-то очень приблизительном. Но мудрая бабушка доходчиво нам втолковала, что так и должно быть, что если нет средств осчастливить всех сразу, то первое право у старшего.… В Латвии даже в самые советские 60-ые годы очень было принято, что школьники работают на летних каникулах. Все пляжи Юрмалы были наполнены подростками, разносящими мороженое и напитки, убирающими столы в легких кафе, мои одноклассники подсыпали щебенку на строительстве дорог, сама трудовую книжку получила перед десятым классом на заводе, где временно стала лаборантом. И это вовсе не от бедности – семьи у всех были вполне нормальные, но в то время советской власти в Прибалтике исполнилось всего лет двадцать, и очень сильны еще оставались старые традиции, не выветрились еще представления о собственности, о семейной иерархии, и молодежь очень четко понимала, что лишнего не получит, что если чего-то очень хочется, заработать на это придется самому. В  перестройку потом дети тоже ринулись зарабатывать, но движение как-то быстро сошло не нет.
Вокруг меня сейчас только и слышу от ровесников, от тех, кто прилично моложе, жалобы на взрослеющих детей, требующих то одно, то другое, включая раздел жилплощади – и все это с истериками, с оскорблениями… Молодым людям вдруг повально стало казаться, что им чего-то не додают, что родителям пора меньше думать о себе, что им стоит быть не такими эгоистичными…. И никто не хочет увидеть, что все тянется как раз от того лучшего…