Школьный класс перед началом урока. Очень шумно. По классу летают бумажные «голубки». Одни мальчики играют в карты, другие кричат, хлопают партами, девочки бросают друг в друга скомканные бумажки. Громче всех кричат Катя Телятникова и Коля Мухин.
К а т я Т е л я т н и к о в а Колька, изобрази муху.
К о л я М у х и н (забирается на парту, раскинув руки и вытаращив глаза, имитирует жужжание мухи)
З-з-з-зы, з-з-з-зы
Весь класс смеется.
К а т я Т е л я т н и к о в а (восхищенно) Похож, не зря тебя Мухой прозвали.
П е т я О р л о в Похож, и Марья Ивановна так считает, даже в дневник родителям написала « ваш сын на уроке изображал из себя муху».
К о л я М у х и н (сердито) А тебе-то что? Я после школы на артиста пойду учиться, во мне талант – любое животное могу показать.
К а т я Т е л я т н и к о в а А слона можешь?
К о л я М у х и н Могу.
(изображает слона, размахивает головой, шевелит ушами, пытается издавать трубный звук)
У-у-у-уу.
К а т я Т е л я т н и к о в а Настоящий слон, только уши маловаты.
П е т я О р л о в Телятина, не делай из Мухи слона.
К а т я Т е л я т н и к о в а Это я, Телятина?!
(Бьет Петю учебником по голове)
Вот тебе, зубрила!
(Петя хватает Катю за косу. Коля толкает Петю в бок. Все в классе начинают толкаться и лупить друг друга учебниками. Неожиданно входит Марья Ивановна. По неизвестной причине лоб ее заклеен пластырем крест-накрест).
М а р ь я И в а н о в н а (Строгим голосом) Немедленно прекратите!
(Ребята разбегаются по местам, в классе воцаряется тишина)
Прошу садиться.
К о л я М у х и н (Орлову в полголоса) Ну, погоди Петюня, еще получишь на орехи.
П е т я О р л о в (Высокомерно) Свободен, насекомое. Орел мух не ловит.
М а р ь я И в а н о в н а (С шумом бросает классный журнал на стол)
Всем успокоиться. Начинаем урок.
(Замечает насмешливые взгляды учеников, многие с трудом сдерживают хохот. Оборачивается, на классной доске крупными буквами написано:
МАРЬЯ ИВАНОВНА, ВЫ СЕГОДНЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ВЫГЛЯДИТЕ!
Так, кто это написал? По почерку вижу, что Тяпкин. Да… Мало того, что ты опять ничего не выучил, так решил еще и поиздеваться над учителем.
Садись, «два».
В а с я Т я п к и н Почему «два»?! За что «два»?! Откуда мне знать, что вы на лоб пластырь прилепили. Слова не дали сказать!
М а р ь я И в а н о в н а Хорошо, рассказывай.
В а с я Т я п к и н Что рассказывать?
М а р ь я И в а н о в н а Стихотворение.
В а с я Т я п к и н Я не выучил.
М а р ь я И в а н о в н а Не выучил, а еще обижается. Учиться надо Тяпкин. Вдумчиво заниматься, слушать учителя на уроке. Скажи-ка нам Тяпкин, ты хотя бы одно стихотворение за свою жизнь выучил?
В а с я Т я п к и н Выучил.
М а р ь я И в а н о в н а Какое?
В а с я Т я п к и н Пушкина.
М а р ь я И в а н о в н а Ну, расскажи нам.
В а с я Т я п к и н А-а-а, эм-мммм…
(мучительно пытается вспомнить хоть что-нибудь из Пушкина, Коля Мухин шепчет, Вася громко повторяет)
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Взрыв хохота в классе. Марья Ивановна в бешенстве. Вася Тяпкин оправдывается)
Я не виноват, это все Мухин, он подсказывал. Я Пушкина не в зуб ногой…
М а р ь я И в а н о в н а Мухин! Вон, отсюда!
(Коля Мухин развязанной походкой покидает класс, выйдя в коридор, он остается у дверей, подслушивает и подглядывает за тем, что происходит на уроке)
Это не класс, а сумасшедший дом какой-то!
Давайте разберем последнее сочинение.
(Достает стопку тетрадей)
Полное отсутствие красивой и грамотной речи, при этом изобилие грамматических и стилистических ошибок.
(раскрывает одну из тетрадей)
Вот, например, Катя Телятникова пишет: « На пригорке стояла девочка с головой в белом платочке...
В это время к Коле Мухину в коридоре приближается директор школы Иван Иванович
И в а н И в а н о в и ч Ты почему не на уроке Мухин?
К о л я М у х и н Тут, такое дело… Можно сказать несчастный случай.
И в а н И в а н о в и ч Какой еще несчастный случай?
К о л я М у х и н В общем, Марья Ивановна, ну это….
И в а н И в а н о в и ч Что Марья Ивановна? Да говори ты толком!
К о л я М у х и н Марья Ивановна, шла к нам на урок, а один мальчик, из нашего класса, с разбегу дверь толкнул. Дверь открылась и ударила Марью Ивановну по лбу. Страшное дело. Мы конечно первую помощь оказали, обработали рану, но нужен врач. Вот и я и пошел.
И в а н И в а н о в и ч А как Марья Ивановна?
К о л я М у х и н Да вроде ничего. Только…
И в а н И в а н о в и ч Что только?
К о л я М у х и н Есть тревожный симптом.
И в а н И в а н о в и ч Какой еще симптом?
К о л я М у х и н Заговаривается.
И в а н И в а н о в и ч Как это?
К о л я М у х и н Все время повторяет одно и то же.
И в а н И в а н о в и ч Что же она повторяет?
К о л я М у х и н Говорит: «Это не класс, а сумасшедший дом какой-то!»
Да вы сами убедитесь.
(Иван Иванович открывает дверь, и входит в класс. Ученики встают).
И в а н И в а н о в и ч Здравствуйте, что у вас тут происходит?
М а р ь я И в а н о в н а Вот, полюбуйтесь Иван Иванович, это не класс, а сумасшедший дом какой-то.
И в а н И в а н о в и ч (замечает пластырь на лбу Марьи Ивановны, говорит встревоженно)
Вы себя как чувствуете?
М а р ь я И в а н о в н а (игнорирует вопрос) Просто сумасшедший дом какой-то! Издеваются над учителем, не учат уроки, безобразничают…
(Иван Иванович берет под руку Марью Ивановну и уводит из класса).
И в а н И в а н о в и ч До конца урока всем сидеть тихо, с мест не вставать. (Уходит)
В классе начинается бурное веселье. Мальчики кричат, хлопают партами, девочки бросают друг в друга скомканные бумажки. Громче всех кричат Катя Телятникова и Коля Мухин.