Маркиз де Сад

Константин Рыжов
Донасьен-Альфонс-Франсуа маркиз де Сад родился  в Париже в июне 1740 г. в семье графа де Сада, королевского посланника в Германии и России.  Род, к которому он принадлежал,  считался древнейшим и знаменитейшим в Провансе. Маркиз получил хорошее домашнее образование. Затем он в течение четырех лет воспитывался в привилегированном коллеже Луи-ле-Гран, где преуспел в изучении древней литературы и математики.   В 1754 г. он был зачислен поручиком в королевскую гвардию, а в 1757 г.  был утвержден в должности корнета в  элитарном  карабинерском полку. После двухлетней службы де Сад  перешел капитаном в Бургундский  кавалерийский полк. Он участвовал в Семилетней войне, но едва в 1763 г. был заключен мир, покинул армию. В том же году он женился и в первый раз оказался за решеткой. Причиной для ареста послужила жалоба нескольких проституток, обвинивших де Сада в том, что он во время интимной близости подвергал их жестоким истязаниям. Правда, на этот раз он провел в тюрьме считанные дни. В 1768 г. его вновь арестовали по аналогичному обвинению и держали  в заключении несколько недель. В 1770 г. де Сад вернулся на военную службу в чине майора, а в 1772 г., уже будучи полковником, оказался замешанным в новом скандале. Находясь в Марселе, он устроил оргию с четырьмя проститутками и ради забавы угостил их отравленными конфетами. Две девушки едва не умерли. Шутку маркиза квалифицировали как покушение на двойное убийство.  Был отдан приказ о его аресте. Между тем де Сад совратил свою свояченицу (сестру жены) и вместе с ней скрылся в Италию. Через несколько месяцев его арестовали и заключили в Миоланском замке. В мае 1773 г. при помощи жены и друзей маркиз бежал из своей темницы. В течение четырех лет он вел полуподпольное существование, не особенно сильно скрываясь от полиции. В его замке Лакосте, где он создал настоящий гарем из юных девушек,  то и дело происходили скандальные оргии.  Понадобились неоднократные жалобы его тещи, г-же Монтрей (она жестоко ненавидела зятя), чтобы власти стали действовать более энергично. Наконец, в 1777 г. де Сада арестовали в доме одной из его любовниц и препроводили в Венсенский замок.  Теперь он задержался в тюрьме надолго: после семи лет пребывания в Венсенне, его перевели в 1784 г. в Бастилию, где он находился по июль 1789 г.

Четырнадцать лет, проведенные в одиночной камере, не могли пройти бесследно. Маркиз де Сад писал жене: «Уверяю вас, что тюрьма – пагубное место. Одиночество укрепляет навязчивые идеи, и человек стремительно и неизбежно меняется». В другом письме он признается, что темная  сторона его  натуры быстро и неуклонно овладевает его умом. Стараясь заполнить вынужденный досуг, маркиз много читал, а потом сам взялся за перо. Писал он легко и быстро, причем самый плодотворный период его творчество пришелся именно на годы заключения в Бастилии. Все то, что не могло быть реализовано  в его авантюрной и беззаконной жизни, теперь осуществилось в его романах.  С 1784 по 1790 годы он исписал двадцать объемистых тетрадей. В эти годы были задуманы или набросаны все его самые известные произведения. В 1785 г. де Сад закончил свой первый роман «120 дней Содома», в 1787 г. завершил «Жюстину, или Несчастья добродетели», в 1787-1788 гг.  пишет большинство новелл, включенных потом в сборник «Преступления любви». В 1788 г.  был составлен сборник «Короткие истории, рассказы и фаблио» (в своем полном виде он увидел свет только в 1926 г.). Тогда же де Сад пишет один из лучших его эпистолярных романов «Алина и Валькур».

В то время как маркиз сочинял свои романы, Франция была охвачена революционным брожением. 14 июля 1789 г. восставшие парижане взяли Бастилию. Однако де Сада там уже не было – за десять дней до исторического штурма его перевезли в лечебницу для душевнобольных, расположенную в Шарантоне. Из-за этого его заключение продлилось еще на несколько месяцев – он вышел на свободу только  в марте 1790 г. Вполне естественно, что де Сад не питал никаких симпатий к старому режиму и восторженно приветствовал зарю революции. С момента своего освобождения он всячески проявлял любовь к народу. Лишившись всех имений, не имея иной материальной поддержки, он решил жить своим пером. В январе 1791 г. де Сад дебютировал в качестве драматурга. Театр Мольера поставил  его драму «Окстьерн или Последствия беспутства». Пьеса имела успех. В том же году вышли два издания «Жюстины».

Центральная тема всего творчества де Сада – это борьба добродетели и природы. Но если у его предшественников  природа торжествует и несет  с собой истинную добродетель, то у де Сада две эти реальности несовместимы. Кризис французского Просвещения, наметившийся уже у Руссо, ясно обозначившийся у де Лакло, у де Сада достигает своего фатального конца. Он доводит  антирелигиозные аргументы до того предела, которого рационалисты и философы века Просвещения хотели бы избежать или предпочитали не замечать. Идею абсолютной свободы, выросшую на дрожжах Просвещения, де Сад попытался реализовать  в качестве принципа обыденной жизни и утвердился в убеждении, что нравственность, оторванная от своего религиозного источника, должна увянуть, словно цветок, лишенный корней. В связи с этим в гиперболизированной, утрированной форме решается один из знаковых вопросов эпохи: вопрос о свободе. Свобода для героев де Сада состоит в преодолении любых запретов, в нарушении всех человеческих заповедей. Нет предела разуму – говорили  просветители – нет божественных ограничений, есть человеческое желание. Да, есть желание, утверждает де Сад, но естественное никак не связано с моралью; разум не имеет границ, и он может доходить до самого изощренного извращения.

«Жюстина, или Несчастья добродетели». В своем посвящении автор писал: «План романа (хотя это отнюдь не вполне роман) несомненно новый. – Превосходство добродетели над пороком, торжество добра, покорение зла – вот содержание произведений в этом роде. Но вывести повсюду порок торжествующим, а добродетель жертвою, показать несчастную, на которую обрушивается беда за бедою, игрушку негодяев, обреченную на потеху развратников: дерзнуть  вывести положения самые необыкновенные, высказать мысли самые ужасные, прибегнуть к приемам самым резким – и все это с единственной целью дать высший нравственный урок человечеству, это значит идти к цели  по новой, мало проторенной дороге… Мы хотели изобразить  преступление таким, какое оно есть, - торжествующим, счастливым, упоенным собой. Мы хотели изобразить добродетель такой, какой мы встречаем ее в жизни, - всегда униженной, всегда страдающей, всегда стойкой и всегда несчастной». 

Две дочери парижского банкира, Жюстина и Жюльета оказываются после смерти их отца совершенно разоренными и предоставленными сами себе. Настоятельница монастыря, в котором они воспитывались, спешит выгнать их с несколькими экю в кармане и узелком одежды в руках. Старшая  Жюльета быстро устраивается в жизни -  она идет к сводне, неплохо чувствует себя в публичном доме, куда та ее помещает и, наконец, выходит замуж за одного из своих клиентов графа Лорзанжа. Младшая Жюстина, совсем не похожая на сестру, решает, напротив,  посвятить себя добродетели. Она ищет работу у портнихи, но ее отсылают, едва удостоив ответа. Усталая от длинной дороги и изнемогая от голода, она идет к своему священнику. Но святой отец, взбешенный тем, что она противится его ухаживаниям, также выгоняет ее. Квартирная хозяйка посылает ее просить помощи к некоему богатому откупщику Дюбуру. Старый распутник принимает ее хорошо, но просит взамен денег и платы за квартиру не быть очень строгой. «В настоящее время  не принято, - говорит этот благодетель, - помогать даром своим ближним; теперь уже известно, что дела милосердия суть только удовлетворение гордости. Но этого мало,  требуется вознаграждение более реальное. Например, с таким ребенком как вы, можно получить все удовольствия сладострастия». Жюстина с омерзением отталкивает его и убегает, не желая ничего слышать. Квартирная хозяйка опять берется хлопотать за свою подопечную и находит для Жюстины место в доме светской распутницы мадам Дельмонс. Бедняжке поручено надзирать за туалетной, мыть биде, выносить судно и выполнять другие унизительные обязанности. Дельмонс прилагает огромные усилия, стараясь совратить Жюстину, но все тщетно. Речи распутницы внушают добродетельной девушке только страх и отвращение. Видя свое бессилие, Дальмонс приходит в ярость и обвиняет Жюстину в краже дорогих часов. Так несчастная оказывается в тюрьме. Здесь она знакомится  с другой заключенной, г-жой Дюбуа, которая сообщает ей, что готовит побег и собирается с этой целью поджечь тюрьму. Предприятие удается. Двадцать один человек сгорают заживо, а г-жа Дюбуа и ее подруга оказываются на свободе. Их ожидают разбойники, - старые сообщники этой энергичной женщины, посвященные в ее планы. В лесу четыре полупьяных негодяя делают несчастной  Жюстине самые  гнусные предложения и грозят, в случае сопротивления, зарезать ее и похоронить под деревом. Тут слышится шум шагов. Разбойники бросаются на дорогу и вскоре возвращаются, убив трех человек. Четвертого, по имени Сен-Флоран, они приводят с собой в качестве пленника. Едва негодяи засыпают, Жюстина освобождает Сен-Флорана и бежит вместе с ним. Когда они уже вне опасности, Сен-Флоран наносит своей спасительнице сильный удар тростью по голове. В то время, пока  она лежит без чувств, негодяй насилует ее и обворовывает, а затем спокойно уходит. Бедной девушке действительно ни в чем не суждено удачи. Все, кого она встречает на своем пути, отъявленные мерзавцы. Едва придя в чувство, Жюстина видит двух молодых людей: графа де Брессака и его лакея. Не замечая девушки, оба отдаются горячей страсти. Нечаянное любопытство едва не стоило Жюстине жизни. Но потом де Брессак решает воспользоваться девушкой в своих интересах и устраивает ее камеристкой  к своей матери. Спустя короткое время он предлагает Жюстине отравить графиню. Ведь молодой негодяй с нетерпением ждет наследства, а мамаша между тем не торопится умирать. Жюстина делает вид, что соглашается, но вместо этого предупреждает г-жу де Брессак. Однако предотвратить преступление она не в силах. Старую графиню привязывают к дереву, подвергают жестоким пыткам, а потом травят собаками. В руку Жюстины вкладывают нож, и граф де Брессак ее рукой наносит смертельный удар своей матери. Несчастную запирают в комнате, но ей удается бежать. Вскоре Жюстина находит убежище у одного хирурга по имени Родэн, который содержит пансион для мальчиков и девочек. Этот Родэн, разнузданный маньяк, страдает манией анатомировать живых людей, чтобы  выяснить некоторые  сомнительные вопросы анатомии и выбирает  жертвы для опытов в своем пансионе. Он не щадит даже собственной дочери Розали, которая ждет, заключенная в погребе, своей очереди быть анатомированной. Жюстина пытается устроить Розали побег, но в момент, когда она близка к осуществлению своего плана, является Родэн  и его приятель Рамбо. Далее следует изощренная сцена пыток, которым два садиста подвергают несчастную девочку. Замучив ее до смерти, они зарывают труп в саду, а Жюстину выгоняют из дома...

Чтобы заслужить популярность, де Сад отрекся от своего титула и превратился в патриота по убеждению и по имени, в гражданина Сада.  Он аккуратно посещал  якобинскую секцию Пик. Здесь он вскоре обратил на себя внимание радикальными речами, и был избран секретарем. Именно он редактировал известную петицию, в которой секция Пик требовала посвятить все церкви  новым божествам Разуму и Добродетели. Но вскоре Сад, заподозренный как дворянин в сочувствии к контрреволюции, был обвинен в преступной умеренности и в декабре 1793 г. заключен в тюрьму. На свободу он вышел уже после падения якобинцев  в октябре 1794 г. Покончив с политикой, он вновь обратился к литературе и издал в 1795 г. роман «Философия в будуаре» (написанный им во время последнего заключения). Книга  эта построена в форме семи диалогов, которые должны объяснить юной девушке явления  политической и половой жизни. В ходе диалогов госпожа  де Сент-Анж  и ее друг Дольмансе вводят юную и невинную Эжени  в причудливый мир сексуальных наслаждений, подвергая ее при этом содомии и даже порке.  Мать девушки является  спасти ее, но Эжени  находится уже под таким сильным влиянием своих друзей, что добровольно помогает им раздеть и изнасиловать  свою мать.

В 1796 г. появилось  продолжение «Жюстины» - роман «Жюльета или Благополучие порока». В 1797  г. оба романа были переработаны, объединены в единое произведение и переизданы в десяти томах под названием «Новая Жюстина». Первые  четыре тома представляли собой расширенный вариант истории о Жюстине, в шести последних томах рассказывалось  о судьбе  ее сестры Жюльеты.  В 1798 г. увидел свет другой роман  де Сада «Полина и Бельваль». В 1800 появились «Преступления любви», «Золоэ и два  спутника». В последнем романе под вымышленными именами фигурировали первый консул Бонапарт  и его жена Жозефина. Последствия этого дерзкого шага не замедлили сказаться. В марте 1801 г.  де Сада арестовали и опять упрятали в тюрьму, на этот раз окончательно. С апреля 1803 г. и до самой смерти он пребывал в Шарантоне. Умер де Сад в декабре 1814 г.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213