Только один раз в жизни... 3

Зура Итсмиолорд
3.                Сын, не забывай, чей ты.


       Амин моментально подхватил отца, приподнял бурку и  снова уложил. Подойдя к окну,  резким движением разорвал пленку, натянутую на оконный проем. Показалась снежная шапка  Алатау - самого северного хребта Тянь-Шаня. Золотые солнечные лучи играли на снежном ковре. Вид гор вызывал тоску по Родине. Юноша  прикусил нижнюю губу, которая выдавала его состояние. Боясь расплакаться при отце,  он низко наклонил голову.
- Амин, подойди ко мне. Присядь, - пытаясь быть строже, едва слышно произнес Яхшат.
- Дада, я постою, - дрожащим голосом ответил сын.
- Нет. На сей раз ты присядь. Я должен покинуть этот бренный мир. Мне пора уходить. А ты - моя надежда и опора. Я оставляю тебя вместо себя. На твои плечи ложится груз моей ответственности. Помни, что ты в ответе за своих шестерых братьев и единственную сестру. Берегите мать.
Амин ломал пальцы рук, не поднимая глаза на отца.
- Дада, я позову нани и схожу за льдом. Я смогу добраться до той вершины и вернуться раньше, чем этот лед растает. Только ты оставайся с нами. Живи, - заплакал юноша.
- Не смей! Никогда не смей плакать. Ты - мужчина. Чеченец плачет только один раз в жизни. Когда приходит в этот мир. Своим криком он оповещает, что пришел бороться со злом  и  плачет от того, что еще не в силах  бороться с ним, потому что слишком мал. Помни, что Аллах посылает нам столько, сколько мы можем вынести. Сын, не забывай чей ты. Не забывай седые вершины кавказских гор, холодный камень вековых башен, шум журчащего родника, полет горного орла, галоп скакуна, запах земли родной.


        Яхшат -  из общества ч1анти, которые  живут высоко в горах, почти у самой границы с Грузией. В основу этнонима ч1анти, возможнолегло словосочетание "ч1ог1а анти», что переводится, как крепкие анты.
         В истории чеченского народа ч1анти играли ведущую роль в общественной жизни во всем Аргунском ущелье. Даже река Аргун  там называется Ч1анти-Орга.

          Яхшат закрыл глаза, и  память вернула его к многовековой  боевой башне. Это самый древний архитектурный памятник в Аргунском ущелье. Она стоит на правом берегу  речки Доьра-эрка. Там некогда находилось поселение с мощным замковым укреплением.
           Автор сего  скромного повествования подтверждает, что стрельница на левом берегу  горной реки стоит по сей день.

            Жители Т1ера Ц1уьника, Шел Ц1уьника и Доьра составляют одну этническую группу и называют себя доьрхой. В переводе с персидского «дор» означает горный проход, ворота. Действительно, Доьра напоминает горный проход, и в былые времена доьрхой вели наблюдение за Аргунским ущельем и ущельем Доьрхой-эрк. Они взимали  подорожную плату со всех путников, которые проходили по ущелью.

             По преданиям старины предок Яхшата Тон пришел сюда из  селения Ч1антио Ц1ово-Тушетии  соседней Грузии. Его сын Итон основал Итон-Кхалле - город Итона.
Там небо обнимается с землей. Месяц цепляется за вершины гор. Рассыпая золотые звезды,  башни Созвездий освещают  дорогу путнику. В быстротекущей воде водится форель. По склонам гор пасется скот. Люди занимаются скотоводством, овцеводством, вялением шерсти.  Производят сыр и домашнее масло.
            С приходом советской власти  размеренное течение жизни не изменилось. Люди сами выживали в суровых условиях гор, не получая от государства никакой помощи.
Уже не строились  пятиэтажные боевые и  двухэтажные жилые башни, которые в средневековье возводились в неприступных местах и имели оборонительный характер.
            Дом Яхшата - большой. Имеет три раздельных входа. Вдоль дома – терраса.
 
       Перед выходом из дома в день депортации  Яхшат выгреб три уголька. А один бросил обратно в очаг со словами: "Да не погаснет огонь в этом доме".
Если бы ему сказали, что гордому Кавказу суждено тринадцать лет ждать своих сыновей, то  не поверил бы. Преданный советской власти, участвовавший в боях за установление советской власти, Яхшат не мог допустить мысли, что эта власть предаст его веру в новую жизнь.

- Свою папаху и бешмет я завешаю тебе, Амин. Мать ваша знает, где мы спрятали оружие. Береги сестру. Позволяй ей иногда оплакивать Родину. Рассказывай  ей о Родине. Подробно, все, что ты знаешь. И если появится малейшая возможность, забери мои кости с собой на Кавказ. Если судьбе будет угодно, чтобы вы оставили это место, об одном прошу: навести меня. Только один раз в жизни. Ла-иллахьа илль Аллахьа.

   Амин провел рукой по безжизненному лицу отца, прикрыв веки.


                ***

          Апрель 1995 года.
          Казахстан. Алматы.

          Высокий худощавый старик в каракулевой папахе  стоит на кладбище, опираясь на трость. Его единственный внук Амади читает суры из Корана.
На могильном камне  прадеда высечены слова: "Яхшат, 1903-1945. Ц1а бен."( Только один раз в жизни).

Действительно, мы живем только один раз.