ДИНА

Ефим Марихбейн
Кинотеатр "Ленинград".
Заканчивался показ фильма Станислава Ростоцкого "Белый Бим Черное Ухо".
В зрительном зале безутешно, навзрыд плакали дети.
Не осталось душевных сил удерживать в себе сострадание к удивительной собаке.
Судьба Бима, прошедшего круги ада, искалеченного, жестоко избитого, столько перетерпевшего в поисках своего хозяина, который попал в беду, остро волнует человеческую совесть.
Гавриил Николаевич Троепольский, поведавший эту историю, привел нас
на передовую линию борьбы добра и зла.
В бесконечной, холодной Вселенной благородное сердце Бима -
огонек, путеводная звездочка к Вере, Надежде, Любви.

Мы с дочерью шли домой после увиденного и пережитого в подавленном состоянии.
На улице Пестеля встретилась девочка со щенком на поводке. Замерзшая и зареванная.
-Дяденька, пожалуйста, возьмите собаку! Она осталась одна. Завтра ее усыпят.
В родословной - овчарка и лайка. Месяцев шесть от роду. Светло-бежевый окрас.
Захлестнула жалость, когда подумал, что эти  прекрасные, выразительные глаза скоро перестанут cмотреть на белый свет.
Так 12 марта 1981 года в нашем доме появилась Дина.
Кошки, хомяки, птицы бывали, собака - впервые.

И началось!
Она грызла, рвала, ломала, била, опрокидывала все, что попадалось на ее пути.
Громкий лай вызывал нарекания соседей. Прогулки превращались в серьезные
испытания. Вскоре я сорвался и у Инженерного замка крепко ей всыпал, с трудом поймав после очередного побега. Назавтра - поиски до утра.
Дина нервничала: новый дом, незнакомые люди.   
Но когда были изодраны в клочья несколько томов Большой советской энциклопедии, все оправдания улетучились. Увидев меня, Дина бросилась под стол, на свое место. Здесь и была наказана. Поводком. Грубейшая моя ошибка! Крупные слезы покатились у нее из глаз. Почувствовал себя злодеем.
-Прости!

МЫ ПРОЖИЛИ ВМЕСТЕ 8 ЛЕТ, 2 МЕСЯЦА, 5 ДНЕЙ.

Трудный это был период в моей жизни И если бы не Дина...
Она спасала меня, не давала скатиться в депрессию, сломаться, пасть духом.
Всегда ждала, бурно радовалась встречам. При общении с ней теплело на душе, уходила усталость, забывались неприятности.
Дина была доброй, умной, располагала к себе, дружила со многими.
Она не дрессировалась, не получала вознаграждение за выполненные команды и хорошее поведение. Только "спасибо", ласка, похвала.
Со всеми держалась на равных, с чувством собственного достоинства.
Всегда аккуратна, чистоплотна.

Много лет я работал в Малом театре оперы и балета.
По вторникам спектаклей и репетиций не было. Иногда в такие дни брал Дину с собой. Многочисленные помещения, разнообразные запахи, встречи с театральными кошками. Она освоилась быстро.
Любимое место - сцена. Исследовала карманы, принюхивалась к декорациям, бутафории, дремала в кулисах.
Однажды Дина подошла к рампе, села перед оркестровой ямой и...замерла. Антрактный и противопожарный занавесы были подняты.
Она долго смотрела в зрительный зал. Чернобровая красавица на огромном, пустом планшете! Казалось, исполняется отрывок из какого-то неведомого, сказочного спектакля. Полумрак обострял восприятие, будил фантазию.
Работники театра останавливались, захваченные необычным зрелищем.

В Михайловском саду по вечерам собиралась со своими питомцами большая компания собачников, которая веселым табором кружила допоздна.
Как-то, гуляя здесь с Диной, посадил ее, отошел подальше и позвал.
Она понеслась по центральной аллее, готовая снести все на пути ко мне. Сейчас выскочит сама из себя.
КТО ЕЩЕ ТАК ПРОСТО, ИСКРЕННЕ ВЫРАЗИТ БЕЗГРАНИЧНУЮ ЛЮБОВЬ И ПРЕДАННОСТЬ, ТАК ВЕРИТ И БОГОТВОРИТ?!
Каждый раз, когда иду по этой аллее, вспоминаю те минуты. И накатывает такое...

Дина спасла женщину, собравшуюся броситься с моста в  Фонтанку. Ухватилась за пальто и держала из последних сил.  Подбежав, я увидел - тело трясется, шерсть  дыбом, глаза  на выкате.

Белокурая кошка Сонечка  дружила с Диной  много лет. В холода грелась, прижавшись к собачьему боку. А когда подруга повредила веко левого глаза, участвовала в лечении. Обнимет "пациентку" за шею передними лапами и начинает вылизывать больное место.

Дина любила купаться: летом - на озере в Юкках, зимой - в ванной.
После мытья выскакивала  в коридор, "челночила" и многократно
отряхивалась. Расчесывая ее, я не скупился на ласковые слова.
Она расцветала, глаза лучились. Счастлива была в эти минуты безмерно!

Ей нравилось принимать гостей. Услышав звонок, бежит в прихожую, поздоровается и ведет в комнаты. Особые отношения складывались с детьми.
Им позволяла любые шалости. Начинались совместные игры, катание
малышей на спине, цирковые представления.
-Динуля, голос!
-ГАВ!ГАВ!ГАВ!
-Пожалуйста, не так громко.
-гав-гав-гав.
-А можешь совсем тихо?
Она  внутренне напрягалась и шепотом выдыхала:
-а-а-а-ф-ф-ф...
Ребячий смех и аплодисменты.

Вынужденные прогулки в дождь, метель, крепкий мороз.
Посещения ветеринарной лечебницы.
Сбор каштанов на Кленовой улице. Я держал коробку, в которую она опускала находки.
Поездки к дочери в пионерский лагерь. Приходилось добираться на переполненных
электричках и автобусах. Сжатая людьми и вещами Дина терпела, не огрызалась. Знала, что едем к Лане, которую очень любила.
Когда я уходил на работу - несчастные глаза, опущенный хвост, понурая походка. Все, конец света.
Ложусь спать. Дина  забирается на диван, устраивается в ногах. Утром
обнаруживаю, что сам свернулся калачом, а она распласталась в свободной позе.
И еще, еще, еще. Бесконечно.

Меня увезли в больницу в скверном состоянии. Много времени там находился с сердечной пароксизмальной тахикардией.
Вылечили. Выписали.
Открывая входную дверь, услышал взволнованный голос Дины.
Она бросилась ко мне, чуть не сбила с ног, вскочила на задние лапы, обняла,
да, обняла!, излизала лицо, шею, руки, стала носиться по квартире с визгом и лаем, призывая всех разделить ее немыслимое счастье.
Изъюлилась, терлась о ноги, совершала невероятные прыжки.
Хвост вот-вот отвалится от крутежа.
А глаза излучали такой восторг, такую радость, что подкатил ком к горлу.
Она долго не могла успокоиться, насмотреться, старалась прижаться, положить лапу на колено или руку.
И сторожила, чтобы я опять куда-нибудь не исчез.
РАЗВЕ МОЖНО ДО КОНЦА ПОНЯТЬ ВСЮ ГЛУБИНУ ПЕРЕЖИВАНИЙ ИССТРАДАВШЕЙСЯ СОБАЧЕЙ ДУШИ ?!

Но вскоре с Диной что-то произошло.
Она отказывалась от еды, выглядела вялой, угнетенной, много лежала, с трудом
ходила. Мы еще успели с ней добраться до лечебницы.
Потом пришлось срочно приглашать врачей  домой.
В последний день, когда позвал гулять, не встала, только слабо пошевелила хвостом и горестно вздохнула.
Вечером уговорил выйти. Она в нерешительности задержалась у парадной.
Посмотрела налево - в сторону Инженерного замка, но решила идти в сквер на Соляном переулке.
Медленно ковыляла по дорожкам, оглядывалась вокруг: на сто восемьдесят первую школу, на деревья, скамейки, ограду. Прощалась...
Подошла ко мне, стала рыть землю. Не поверил своим глазам.
Домой мы смогли вернуться в час ночи.
Дина легла у окна, повернулась в мою сторону.
Этот взгляд не забуду до последнего своего часа.
Она верила - рядом со мной ей ничто не угрожает. Вытащу из любой беды,
как делал неоднократно раньше.
Но несчастье пришло неожиданно, ухудшение нарастало стремительно.

Дальше - боль, черная тоска.
Дина с трудом залезла на диван. Лежала в неудобной позе, тихо скулила.
Под утро долго тянулась левой передней лапой вниз и как-то слезла-скатилась-сползла на пол. Я опустился рядом, положил  ее голову  на колени.
Мы были одни на Земле. Окаменели. Признаки жизни - только в глазах, которые,
не отрываясь, смотрели друг на друга. Многое сейчас потеряло смысл.
Не все ли равно человек я или собака, собака она или человек.
Есть только два неразделимых, потерянных, страдающих существа.
Я цепенею, вспоминая эти минуты.
Произошла катастрофа. Рухнули последние надежды. Осталось совсем мало времени. Придавила необходимость принять суть этого - навсегда!

ТРИ ТЫСЯЧИ ДНЕЙ, ОТПУЩЕННЫХ НАМ С ДИНОЙ, УХОДИЛИ В НЕБЫТИЕ.

Дыхание становилось все реже, все слабее. Самый последний вдох и еле различимый выдох. В пять часов сорок минут Дина ушла.
Наступило 18 мая 1989 года.
Глаза, уже потухшие, остановились на мне.
Я уткнулся лбом в лапы. Она протягивала их людям в знак доверия и дружбы.
-ДЕВОЧКА МОЯ...МОЯ ЛЮБИМАЯ ДЕВОЧКА...
Обнял ее и завыл.
Подошла Соня, села рядом.

Жутким был тот день.
Тьма в голове, сердце у горла, передвижение на автопилоте.
Договорился о рытье могилы. Нашел машину. Помыл и расчесал Дину.
Сидел, не помню сколько времени, на полу, прижавшись к ней.
А потом: комната - коридор - прихожая - лестница - парадная дверь.
-Прощайте, моя квартира, дом, улица Пестеля, места, где бывала.
Прощайте все, кто меня окружал, был частью жизни, кого любила.
Спасибо вам. Прощайте.
Эти слова произнес на улице я, за Дину.
Она лежала в гробу, завернутая в белое семейное покрывало, оставшееся мне от родителей. С ней - любимая игрушка.
Последнее пристанище...

Что же произошло с Диной?
Диагноз поставлен не был. Ветеринары  высказывали разные версии, так как обследование сделать не успели.
Один из врачей, видя мое состояние, сказал:
-Ваша собака очень скучала. Дождалась. Но сердце не выдержало
переживаний такой силы.
Она умерла от счастья, безмерной радости, увидев вас после долгой разлуки.

Через неделю в Спасо-Преображенском соборе отпевали Г.А.Товстоногова.
Стоя около Георгия Александровича, я помянул и Дину.

Вскоре - опять больница. Назревала операция на сердце. Но обошлось.
Низкий поклон врачам и медицинским сестрам.

С уходом Дины опустело в доме, стало тихо, серо, плоско.
Пусто стало в душе и у ног моих.
Столько лет рядом крутилось, виляло хвостом, тыкалось носом,
трогало лапой, лаяло, просило есть, звало гулять, стремилось к общению  чудесное существо, член семьи, заступница, лекарь.
Как оказалось, никто и ничто заменить ее уже не сможет.

Прошли годы. Живу в комнате, где когда-то поселилась Дина.
А задолго до этого, в 1952-м, сюда въехала наша семья: мать, отец, родная сестра Лариса и я. 
Большой, круглый, темно-коричневый, раздвигающийся стол объединял нас, родственников, друзей в будни и праздники, был свидетелем многих событий.
Под ним Дина, не задумываясь, и выбрала себе "место".

Первое, что вижу, просыпаясь, - ошейник и нашу общую фотографию.
Глубокие царапины на дверях от когтей я не закрашивал даже во время ремонта.
И через много лет Дина напоминает, как ей было тоскливо, может быть, срочно требовалась прогулка или она проголодалась.
Мы часто думаем, что наши близкие могут подождать, потерпят, простят.
Надеемся, что многое впереди, еще не вечер. Да! Как же!
Там, впереди - новая жизнь, другое будет время. Если будет.

Дина оставила яркий след на земле, добрую память у всех, кто с ней общался.
Она была благородной личностью с добрейшим сердцем. Своими поступками,
внешним видом радовала окружающих, вызывала приятные чувства, улыбки, хорошее
настроение. Щедро дарила положительные эмоции.
Дина всколыхнула во мне с новой силой сочувствие к страдающим, обиженным, бесприютным. И стремление помочь, защитить, понять.

Перечитываю повесть "Белый Бим Черное Ухо".
Потом долго щемит сердце, но возвращаюсь к ней снова и снова.
И не только из-за того, что Дина и Бим соединились в одну печаль, в одно
восхищение. Видимо, каждый раз проверяю - заплесневел, запаутинился, заскорлупился ли я.
Чтобы уберечь, спасти Бима на ошейнике написали: "Не обижайте его, люди!"
Сейчас надо бы это сделать многим. И не только братьям меньшим.
В год смерти Дины была переиздана книга о Биме.
Напечатано триста тысяч экземпляров!

Собака. Человек и собака. Сколько литературных произведений, кинофильмов, живописных работ, историй в памяти людей!
Капля из этого океана.
Во время блокады в Ленинграде состоялся уникальный парад на Дворцовой площади. Шестнадцать собак - кожа да кости - шли, пошатываясь от слабости.  А рядом - такие же изможденные люди.
Совсем недавно они были на грани голодной, холодной смерти и вместе! преодолели невероятные, немыслимые испытания.
-БОЖЕ, благодарю тебя!
Одновременно с гордостью за этих людей и собак, согрела сладостная мысль:
"Не все еще потеряно на Земле нашей."

17 мая 2004 года у гастронома в угловом доме, на пересечении
Литейного проспекта и Фурштатской улицы, я увидел...Дину!
Сорвалось сердце, задрожали, обмякли руки и ноги, пересохло во рту.
Стоявший рядом мужчина рассказал, что эту собаку, родившуюся  в  Кременчуге, зовут Даша.
Ровно пятнадцать лет назад именно этот день был самым последним в жизни Дины.

Я часто приезжаю к ней.
На  могилке растет дерево. Качаются ветки, шелестит листва.
Увидеть ее, пожать протянутую лапу - какое это было бы счастье!
Смеркается. Но мне не уйти, не оторваться от этого места.
Однажды подумал: "Хорошо бы здесь...рядом  ...навсегда..."
Тормошу память, срываю корку забвения, оголяю душевную рану, горюю о невосполнимой утрате, имя которой - Дина.
Все возвращаюсь в тот период жизни, который был немыслим без нее.

Добрый человек, читающий эти страницы!
Спасибо ВАМ за понимание и сочувствие.
Пусть Дина побудет живой еще немного.
ВЫ помогли это сделать. Спасибо!


В ночь на 20 июня 2006 года  приснилось невероятное!
Мы с Диной в Летнем саду. Хороший день, тепло.
Подошли к скульптуре братьев Гропелли - "Эвтерпа, муза лирической поэзии".
Стоим, смотрим.
Вдруг...В сказках такое происходит довольно часто. Но здесь, при мне!
Дина ОБЕРНУЛАСЬ женщиной удивительной душевной теплоты, с божественно
прекрасными глазами!
Моя мечта, мой небесный свет!
-Ты?!...!
-Я...
Сброшены годы. Исчезли препятствия, которые не давали подняться над бытом, суетой, земным абсурдом. Пропало чувство вины за недостойные деяния.
Мне были отпущены грехи. Я сам простил себя наконец!
Стало легко, светло, свободно.
Она взяла меня за руку и мы пошли.
Солнце, деревья, цветы, птицы, скульптура из далекого прошлого, обжигающая
реальность этих минут.
А впереди - долгая фантастическая жизнь вместе!!!

Я...ЗАДОХНУЛСЯ...ОТ...СЧАСТЬЯ...