Z-триз. дискуссия. 14. м. меерович-1 в. сорокину

Виктор Сорокин
***

В.Сорокину

Сонечка, Виктор, добрый день!

Месяц назад были проездом в Москве, останавливались у Кати, она сказала, что вы ей периодически звоните. А теперь письма.

Хотя они предназначались и не нам, а Ю.Тамбергу и В.Герасимову (предполагаю, что Владимиру Михайловичу, коллеге Литвина), было приятно узнать, что Виктор /…/ не теряет интереса к своему начинанию созданию Z-общества, хотя идея, на мой взгляд, достаточно утопична по причинам, которые я высказывал в предыдущих письмах. Но безумство храбрых – вот мудрость жизни! А поскольку я сам тоже стремлюсь к мудрости, то тоже делаю, что могу, в этом направлении, но другим путем...

В отношений писем. Не зная письма В.Герасимова, в дискуссии участвовать не считаю для себя возможным. А вот в отношении СОМНЕНИЯ даже только твои высказывания, Виктор, дают возможность высказать свое мнение.

Начнем с фразы «Я как-то не обнаружил в ТРИЗ четкого признания достоинства принципа сомнения. Отсюда и заведомая самоограниченность (в том числе и интеллектуальная) этой системы мышления».

Здесь, на мой взгляд, справедливо только одно: ТРИЗ это действительно система мышления. Но ОСНОВА этой системы – объективность законов РАЗВИТИЯ искусственных систем, то есть существование в динамике. Причем развитие через преодоление противоречий, а появление и разрешение противоречия немыслимо без сомнения стороннего критика, постоянно побуждающего выбирать наилучшее решение (B.Copoкин). Не противоречит ли здесь B.C. сам себе?

А вообще напрашивается ехидный вопросик: сомневается ли сам B.C. в том, что говорит? Если нет, то он, очевидно, закостенел в мышлении (см. функции сомнения). А если да, то можно ли то, что предлагает B.C., принимать как истину?

Есть смысл, вероятно, различать отдельные виды сомнения. Ибо есть ...сомнения-предатели. «Они проигрывать нас часто заставляют там, где б могли мы выиграть, мешая нам попытаться» (Шекспир).

И ниже еще несколько необоснованных упреков в адрес ТРИЗ. В частности, что ТРИЗ пока не осознала самого главного – научиться управлять этим управлением, развивать его. Без такого осознания ГСА не написал бы еще в 79 г.: «По-видимому, возможности управления процессом мышления безграничны. Их нельзя исчерпать, потому что разум, величайший инструмент познания и преобразования мира, способен преобразовывать и самого себя («Творчество как точная наука»). Эти слова, кстати, эпиграф к моей книге. И то, что ТРИЗ со временем должна стать основой науки о Теории Сильного Мышления, тоже достаточно старая идея ГСА.

Еще пару мест, которые вызывают неприятие: доброта (хотя бы к себе подобным) это уже не доброта, а голый расчет. И какими тогда должны быть конкретные формы воспитания? И для какой тогда цели можно легко найти эти формы?

Вот такие впечатления от этого письма. Они совсем не означают, что я отказываюсь от идеи вообще, просто считаю, что надо более четко отработать идеологию. И готов сотрудничать в этих вопросах дальше, так как считаю, что только развитие мышления каждого члена общества способно изменить это общество. Этим мы и занимаемся, и кое-какие результаты есть (см. Справку о конференции и доклад «Эволюция ТРИЗ...»).

Пишите! Кстати, у нас появилась своя Е-mail: markСОБАКАlama.intes.odessa.ua
У нее пока только один недостаток: не все страны дальнего зарубежья могут писать нам русскими буквами. Но, если понадобится, можем выслать вам файлы перекодировки, они встраиваются в стандартный IBM-компьютер. А пока нам пишут латинскими буквами, как когда-то посылали телеграммы.
Всего вам доброго! Привет от Ларисы. В качестве довеска к привету – книга.
[Одесса,] 27 мая 1996г.
Марк [МЕЕРОВИЧ]

Р.S. Совсем забыл: не так давно наконец-то внимательно прочитал Раису Борисовну Лерт «Не поминайте лихом». Какая изумительная женщина! И какой язык! И точность мысли! Спасибо за книгу. У Р.Б. что-нибудь еще издано? С удовольствием прочитал бы.
Еще раз всего!..