Город Балашов

Вадим Филатов
(Фантасмогория абсурда)

"И прибыл собственною персоною в Балашов и возопи:
- Запорю!
С этим словом начались исторические времена". (М.Е. Салтыков-Щедрин)

1. Общая характеристика
Волнистая равнина вся исхлёстана серыми колдобинами, пёстрый городок Балашов посреди неё — как копейка на заскорузлой ладони у нищего. Главная улица — Карла Маркса, — на которой живу сам я, ведёт от первого ж.д. вокзала  до реки Хопёр.  Весною в половодье Хопёр вливается во дворы на Низах, заполняет улицы — тогда горожане влезают на чердаки, удят рыбу из слуховых окон и с крыш, плывут по дворам в свои скворечники-туалеты на лодках.  Осенью над городом подолгу зависают лохматые облака, поливая крыши домов обильным дождём.  Бурные ручьи размывают  и так никуда не годные дороги до состояния абсолютной непроходимости, вода реки становится серой, свинцовой и сердитой; городок замирает, люди выходят на улицы только по большой нужде и, сидя дома, пиют горькую и ругают начальство. Зимою снег падает густо и обильно, с тяжкими вздохами, засыпая улицы города и прохожих по самое не балуй. По ночам в лесополосе заунывно воют волки; звёзды рассыпчаты, синеваты и суровы, а зловещая Венера зелена, точно камень изумруд.

2. География.
В Балашове есть два ж.д. вокзала (один построен исключительно для приёма-отправления поезда «Балашов-Москва») и аэродром. Треть населения живёт на районе Комбинат, который назван в честь неработающего комбината плащевых тканей. На Комбинате есть памятник голой ткачихе и четыре пятачка. Выпив местного пива "Екатерина Великая" на первом пятаке, необходимо пройти и выпить то же самое на втором, а потом на четвёртом. Что касается третьего пятака, то никто из местных не знает, где он находится, потому что  этот пятак тайный. Поэтому и пиво выпить на нём приходится тоже чисто виртуально. Деревни, расположенные внутри города называются Япония и Козловка. Там, говорят, вечером можно свободно получить по щам. Я туда не хожу и потому не получал. Ровно в полночь во всём городе уличное освещение демонически гаснет, после чего на улицах нераздельно господствуют силы зла. Самый жуткий район - Ветлянка, зайти туда можно, а выйти  нельзя. На Ветлянке с высокого холма открывается поразительный вид на широкую равнину, где расположены городская свалка и кладбище. По-над равниной вьётся едкий дым, над кладбищем сужают круги вороны и мусор со свалки. Ночью здесь иногда можно наблюдать самопроизвольное передвижение надгробных памятников, которые поднимаются на район и стреляют у прохожих закурить, сюрреалистические пляски бомжей и скелетов, а также захватывающие дух гонки гробиков на колёсиках.

3. История.
В 18 веке в местном лесу прятался душегуб Василий Балашка. Он периодически выходил из леса, резал прохожих и шёл пропивать награбленное в кабак. Очень скоро кабак разбогател и расширился. Так возник город, который, в честь Балашки, назвали Балашов. Статус города этой деревне дала в 1780 году Екатерина Великая и поэтому здесь в её честь недавно назвали пиво. В 19 веке о существовании Балашова почти никто, включая его жителей, ничего не знал, да и сейчас практически никто не знает. Хотя историк Саратовского края А. Леопольдов так описывал город в своем «Статистическом описании Саратовской губернии», изданном в 1839 году: "Домов в городе Балашове 239. Вообще город худо устроен и походит на деревню. Главное занятие жителей его состоит в земледелии. Особенно примечательного в городе ничего нет. Город образован в 1781 году из дворцового села; в 1799 году вновь обращен в село, а в 1804 году снова стал городом." В 1905 году  здесь произошла первая русская революция: черносотенцы под руководством городовых собрали толпу земских врачей-отравителей, разбили кому-то из них очки, затем с помощью пинков и тумаков, препроводили всех на вокзал, посадили в паровоз и изгнали в Москву. Летом 1917 года Балашов посещал Борис Пастернак у которого в местной деревне Мучкап жила любовница Лена Виноград. Она вдохновила его написать стихотворение "Мухи в мучкапской пивной". Во время гражданской войны в уезде развернулось антоновское движение, в Балашове большевики судили и расстреляли атамана Миронова, город посетил Лев Давыдович Троцкий. В годы советской власти были разрушены все церкви и закрыта синагога, остался только лютеранский храм, который потом переделали в православную церковь. Но бабки в церковь ходить боялись потому что их за это ругали на собраниях. В балашовском лётном училище проходил переподготовку Джохар Дудаев, а из пушномехового техникума ("пушнаря") в своё время был отчислен за неуспеваемость Басаев. Когда последний получил печальную известность, преподаватели пушнаря боялись, что он вернётся в Балашов и в отместку их взорвёт. Главное место встречи балашовцев, которое изменить нельзя - Дмитриевский рынок: треть горожан здесь торгует, треть покупает, а остальные просто слоняются без толку. В лихие девяностые рынок попытались захватить жжигиты с Кавказа, но местные бандиты стали от них  отстреливаться. И отстрелялись, так что на рынке  - невероятно, но факт! - до сих пор торгуют русские. В последние годы Балашов попадал в новостные ленты благодаря инциденту с массовым распитием местными жителями отравленных стеклоочистителей, из-за чего часть балашовцев пожелтела. А также в связи с делом "балашовского маньяка", который жил в Козловке, сурово пианствовал и по ходу зачем-то  убивал собутыльников и закапывал их у себя в огороде.
На гербе Балашова изображены два арбуза и три селёдки.

4. Балашовский драматический театр.
      Единственный в городе кружок творческих людей, за что во все времена администрация его люто, бешено гнобит. Ибо все это чиновникам непонятно и вообще нефиг. В 90-е годы им удалось снести дореволюционное здание театра. Вместо него в центре города возник котлован, который находится там до сих пор. Во время выборов возле ямы многие годы вывешивают растяжки, призывающие голосовать за всевозможные правящие партии. Новый наезд на театр произошел в 2011 году, когда на помещавшемся там избирательном участке большинство голосов получил кандидат от "Справедливой России". Кроме того, чиновники позавидовали на актеров за большие зарплаты. Потому что сами они все бедные и постоянно вынуждены заниматься распродажей своих тел на улице Карла Маркса. Поэтому актерам урезали зарплаты, а режиссера отдали под суд. В театре произошла голодовка, бюросраты еще больше осерчали и стали кидаться в актеров какашками.
      
5. Опись градоначальникам и прочим людишкам, известным в Балашове.
5.1. Градоначальники.
5.1.1. Коргунов. Правил до моего появления в Балашове. Мутный тип. Построил в центре пешеходную улицу с фонариками и заставлял всех собирать бумажки по городу.
5.1.2. Фаизов. Варяг, которого прислали из Саратова. На самом деле татарин. При нём продолжили собирать бумажки и Балашов, несмотря на тотальную нищету и невообразимые  дороги почему-то занял второе место среди малых городов России по благоустроенности. В связи с этим городу выделили 17 миллионов на постройку нового помещения театра. Однако деньги, понятное дело, кто-то сразу же сп...л и театр по-прежнему ютится по колхозным клубам. Фаизов, будучи татарином и любителем шахмат, открыл в Балашове мечеть и шахматный клуб. Потом неожиданно сделал ход конём и уехал обратно в Саратов, потом в Пензу, там проворовался и был осужден.
5.1.3  Пётр Раков. Развалил станцию скорой помощи и построил на этом месте свой особняк.
5.1.4. Паскаль. Француз. Бывый прохвост. Отстал в 1812 году от наполеоновской армии, заблудился, затем пришёл в Балашов и сделался главным врачом больницы. Потом его обвинили в воровстве и он подался в градоначальники, рассудив, что на этом посту его никто не заметит. Но здесь ему пришлось побороться с конкурентом, вместе с которым он состоял в масонской ложе единожопов. Чтобы победить его, Паскаль перекрыл собою движение на дороге и устроил на раскладушке голодовку, а когда победил, то сразу начал свирепую чистку сторонников своего поверженного противника. В этот момент город охватил ужас, все настолько перепугались, что местные казаки провозгласили со страху Паскаля своим кошевым атаманом. Торговал греческим мылом, ветошью и лекарствами. По доведении обо всем этом до сведения царя похвалы не получил. Бит кнутом и, по урезании языка, сослан в заточение в саратовский острог.
5.1.5. Щея. Выклевала все яйца Паскалю.

5.2. Народ.
5.2.1. Игорь Кульков. Балашовский кинорежиссёр. Снимает и монтирует высокоинтеллектуальные фильмы в стиле "арт-хауз".  Движение телеги озвучивает путем перекатывания картошки в бочке. Роли у него исполняют местные жители. Подарил мне кассету со своим фильмом "Уходящая натура". Там есть эпизод, где главный герой садится в центре Балашова в восьмой автобус, едет по улице Володарского, выходит почему-то уже в Москве и сразу получает там в репу. Очень сюрно.
5.2.2. Великан с ружьем. Директор стрелкового тира при детской спортивной школе, Виктор Федорович Гусев. К нему постоянно приходили дети, даже вышедшие уже из школьного возраста - приходили поговорить. Он любит иронизировать над местными и общероссийскими жуликами и ворами, рассказывает о соревнованиях, в которых принимал участие.  Обе его дочери, продолжая традиции отца, работают тренерами - преподавателями по стрельбе в Саратове. В начале 2011-2012 учебного года Виктор Федорович позвонил мне и спросил, почему наш ребенок, Слава, давно не приходил на стрельбу. Слава отправился в тир на следующий день и пострелял в последний раз. В это время в тир стали приходить другие дети, а Гусеву позвонили из детской спортивной школы. Он закрыл тир и попросил Славу постоять у входа и говорить детям, что он скоро придет. Дети ждали его. Наконец он возвратился и рассказал, что его уволили. Взял свои вещи и ушел насовсем.
5.2.3. Отец Александр. Старейший балашовский священник, но сейчас служит редко.  Внушает прихожанам трепет. На проповедях постоянно ругался на старух за то, что пердят в храме. Во время освящения даров перед Пасхой, освящая чей-то "мерседес", по ходу отечески велел моей жене немедленно остограммиться, чтобы не замёрзнуть.
5.2.4. Паша Кишкопаров. Персонаж эпохи лихих девяностых. Держал ресторанчик, где впервые в истории Балашова некая девица показала стриптиз. Потом она сошла с ума. Кроме того, прославился тем, что во время празднования дня молодёжи на центральной городской площади взобрался на сцену, чтобы вести концерт и зачем-то прилюдно снял трусы. 
5.2.5. Катя Кейб. Абсолютная чемпионка мира по сумо. Красавица, спортсменка, женщина - супер.
5.2.6. Бабка "Смерть психиатрам". Бывшая учительница литературы, а теперь - городская сумасшедшая. Постоянно ездит в автобусах и выкрикивает дорогие лозунги: "Балашовцы - овцы!" и "Смерть психиатрам и всему медперсоналу!", а также ругает поматерно местных говноначальников и Путина. Иногда показывает задницу. Кроме неё в Балашове есть ещё пара-тройка психов потише и даже один гомик. Но здесь это такая редкость, что его поместили без шума и пыли в музей.
5.2.7. Чиновник. А в администрации обитает чиновник. Зовут его Абкакий Абкакович. Фамилия ему К. В детстве он тырил коз, если что. Все на него как бы плювали. Он маленький, плюгавенький, слепынький, морщистый и с носом во всё лицо. Работает Абкакий тютюлярным советником по... в общем, вопросам. Целый год, не переставая, он носит одни ботинки и только раз в год меняет прокладки. Абкакий сильно непривлекательный и никто из чиновников и стюдентов не хочет отдавать ему честь. Даже секритутки не желают. Никто не знает откуда пришёл этот ничтожный бюрократ в офис... А из администрации все время идет по городу нехороший дух. Сильно попахивает говнецом. Жители ближних домов приходят в администрацию возмущаться. Первый же посетитель сует Абкакию под нос бумажку и тот сразу начинает бегать по чиновникам и подтирать их, если что. Абкакий ужасно трудоёмкий и безумно обожает свой гигиенический бизнес. Вот такой вот чиновник
5.2.8. Дружкин. Добрый Дух всего Балашова. Сейчас в изгнании, поскольку упыри из быдлораспивочной выжили-таки его из пединститута, и он покинул город Б. на реке Х. Но обещал вернуться. 5.2.9. Я сам. Здесь заканчивается это моё замечательное сочинение.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ, ИЛИ ГОРОД БАЛАШОВ - 2

Куда ты гонишь телят, Макар? Там же волчьи норы и кругом Поволжье.
Они ж еще совсем не повзрослели.
Не утешит сказкой, не загонит в угол, не заставит плакать, не накормит ложью
Евангелие от Макиавелли

(Бранимир Паршиков)

В начале июля 2013 года я приехал на лето в город Балашов. Решил написать о том, что здесь происходит.

ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.

Раньше эту функцию выполняло местное педучилище. Но, как известно, всем хочется жить, и тупым — тоже. Вот поэтому тупые живут, а остальных — выживают. Теперь там рассказывают байки про князя Ореха и скирдуют. Однако свято место пусто не бывает. Недавно, по сообщению сайта "Балашовер", в  администрации города прошли депутатские слушания на которых заценили экономическую эффективность работы городских предприятий. Лучшую оценку получило похоронная контора "Ритуал". Поэтому город с полным правом можно переименовать в Ритуал-град.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЩЕИ.
Нынешнюю главу города зовут Щея. Узнав про успехи гробовщиков, она распорядилась закупить для "Ритуала" еще два катафалка. Озлобленные обыватели, которые, натурально, ненавидят Щею, разразились в "Балашовере" едкими замечаниями о том, что её саму нужно вывезти на одном из катафалков. Наряду со злопыхательством кем-то был написан философский комментарий, гласивший, что "жизнь в Козляндии не имеет смысла". Прочитав это, Щея натянула до подмышек болотные сапоги и отправилась исследовать русло местной речки-говнотечки, с целью узнать, кто, когда и откуда обильно сливает туда фекалии. Выяснилось, что всегда, отовсюду и все. В это время выше по течению выстроились в полном составе ехидные лилипуты - жители хитрого городка Дуркадака и дружно мочились в речку. Над водой поднялось душистое облако аммиака и скоро накрыло Балашов, Засратов и Мудищево. Нанюхавшись всласть, Щея почесала копытом шею и ускакала в Долину Нищих.

МРАКОБЕСИЕ.
В Балшове запретили продажу разливного пива и все ларьки позакрывали. Поэтому сегодня уже нельзя выпить пива "Екатерина Великая" ни на первом пятаке, ни на всех остальных. "И возле дома у ларька теперь уж не попьешь пивка, осталось узел завязать и удавиться". То есть можно, конечно, выпить, но только виртуально. Кроме того, на первом пятаке зачем-то снесли торговые ряды, ну а без них это уже никакой не пятак, так что его, практически, уже нет. Впрочем, народ не унывает, поскольку, "наш притончик гонит самогончик". Один местный дед несколько лет назад приглашал всех подряд выпить с ним самогону, а потом закапывал их у себя в огороде. Решил, по примеру врачей, заиметь свое личное кладбище. А на центральной площади каждую ночь открывается передвижная распивочная и одновременно публичный дом на колесиках. Сюда съезжаются на своих тачках молодые люди, включают оглушительную музыку и до утра бойко торгуют водкой и шлюхами. Словом, куда не глянь - и снова кругом сплошное мракобесие. А вот Санкт-Петербург, к примеру, не пошел на поводу у мракобесных мАсковских антиалкогольных постановлений - в мае я летал туда из Архангельска в командировку и с удивлением обнаружил повсюду магазинчики "24". Ясное дело - культурная столица.

ВОРОВСТВО.
Полтора года назад мы затеяли в Балашове капитальный ремонт своего дома. И не было ни одной строительной бригады, которая не умыкнула что-нибудь с собой на память. Не говоря уже о настойчивом стремлении кинуть все, что движется на деньги. Потомки купцов, мля... Год назад сдали в аренду дом сельской семье Хвастуновых - молодому Хвастунову, его толстожопой жене и очень маленькой, похожей на карлика, шустрой старушке-маме. Старушка явно была у них мозговым центром. Она строила всех на раз, а вокруг нас радостно прыгала, потирала сморщенные ручонки и глубокомысленно приговаривала: "Год - это срок..." Подписали договор аренды на год, они радостно помахали нам и мы уехали, от греха подальше, в Архангельск. Постояльцы пожили в доме один день, радостно оценивая объемы барахла. На следующее утро пересдали дом от нашего имени другим сельским жителям, подогнали газель и, на виду у изумленных соседей вывезли все, нажитое непосильным трудом, вплоть до старой посуды,постельного белья и поношенной одежды. Когда мы вернулись, обнаружили, что кладовка взломана, старинные книги оттуда пропали, обычные книги свалены на пол, по ним ходили ногами, часть из них отнесли в туалет и использовали для подтирания, приготовления шашлыка и прочих бытовых нужд. Что тут скажешь? Лучше всего ставят подножки карлики, это их уровень.

ОГОРОДНИЧЕСТВО И РЕМОНТ.
Диски и видеокассеты воришки не взяли - видимо не знают, что это за непонятная хрень и зачем это нужно. Не случайно, в голливудовских фильмах прототипами зомби обычно выступают так называемые "реднеки", то есть, сельские жители. Поэтому в Балашове растут как грибы магазины дачного инвентаря и стройматериалов - в свободное от хождения по рынку время все занимаются бесконечными ремонтами и огородами, а книжные магазины (и киоски с дисками) практически все разорились и закрыты за ненадобностью, ибо книги совершенно иррационально, на подсознательном уровне, ненавидят. Когда администрация города наехала на режиссера местного театра, торжествующие обыватели разразились ликующими комментариями в "Балашовере" в духе того, что "не надо нам тут театера, это все баловство, нам реек, досок и пассатижей надоть!" Недавно к нам пришли посмотреть дом на предмет покупки молодые муж с женой. Мужик зачем-то полез под дом, где проходит канализация, а тетка попросила у меня фонарик, чтобы посветить ему. Узнав, что фонарика нет и не было, она с изумлением спросила: " - А как же вы туда лазиете?" Пришлось ее успокоить в том отношении, что я в эти дыры "не лазию". Ну просто мне не приходило такое в голову. Но она продолжала на меня дико смотреть, как типа на человека, побывавшего в маскво и не видевшего Кремля. Неудивительно, что по городу то здесь, то там, с озабоченным видом рассекают пространство и время всевозможные дачники и ремонтники обоего пола. Многие выглядят и разговаривают так, что... в Архангельске, например, такие только на помойках сидят, но с точки зрения здешней среды они социализированы и вполне адекватны. Через весь город проходит огромный овраг, который подобные персонажи превратили в гигантскую помойку и массово скидывают в него мусор, который потом лежит и гниет буквально в паре метров от их домов, прямо под окнами. К слову, люди, описывающие примеры выдающейся тупости и воинствующего кретинизма и при этом горделиво приговаривающие, что, типа, "эту страну не победить!"... их действительно хочется спросить: вы е...нутые или как?

БЕДНЫЙ ЕВРЕЙ.
Несколько лет назад вернулся сюда из Израиля к своей маме пожилой еврей. Жизнь у него там не задалась. Может быть, бизнес не попер. А, скорее всего, утомил там евреев своими поучениями. Первое время он хорохорился, постоянно курил в общем коридоре и, натурально, выносил всем мозг и учил жизни. Особенно его возмущало, что дома в Балашове некрашеные. На день города надевал белые штаны, устраивался за столиком посреди народных гуляний и пил из маленьких стаканчиков красное вино, в то время как народ исступленно поглощал родимые "Балтики-Девятки" и, безусловно, беленькую. Шли годы и несчастный еврей стал появляться на публике все реже. И, наконец, совсем перестал выходить из квартиры. Как-то я заглянул к нему за сигаретами. В помещении было жутко накурено. Сам еврей сидел с ногами на кровати, небритый, с абсолютно безумными выпученными глазами и яростно стучал по клаве. Наверно, звал на помощь соплеменников, чтобы вызволили его, как того бегемота из болота. Вот так вот Балашов поглотил несчастного человека и при этом смачно пукнул. А многие деревяшки в городе так и стоят некрашеные. Впрочем, как и в Архангельске. Бедный, бедный еврей...

СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ.
Все люди разные и одновременно одинаковые. Все любят цитировать. Только одни цитируют Ницше, а другие облеванную бомжиху Топчую. Если вы хотите, чтобы вас знали незнакомые, старайтесь быть ближе к природе. "Будь попроще и люди к тебе потянутся". Именно к такому упрощению безнадежно стремился Толстой. Станьте простыми, и вы сможете жить растительной жизнью. Ведь на самом деле растительная жизнь - она притягательно-сладкая. Почему? Очень просто. Чтобы быть абсолютно счастливым, нужно быть абсолютно простым, как все те, о ком я вам здесь поведал. Чего и всем вам желаю.