Блёстки и пёрлы глава пятая

Клавдия Лейбова
ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Сначала я написала эту главу как отдельный небольшой рассказ, но подумала – и решила включить его в серию рассказов о том, как я была экскурсоводом. Потому что, в конце концов, и экскурсоводу полезно побыть просто человеком, которому показывают и рассказывают, что иногда бывает приятно, и это – именно тот случай.

- Ну, как прошли твои Итальянские каникулы? – спросила меня подруга.
- Отлично, только были очень короткими.

Никаких путевых очерков не будет, только маленький рассказ о поездке, потому что все спрашивают и надо как-то упорядочить впечатления.

Мои дорогие, поездка мне очень понравилась. Во-первых, нам посчастливилось – был превосходный гид. Зовут Никита М., он художник. Внешнее осуществление соответственное. Знание истории, архитектуры, литературы, отличное чувство юмора, прекрасный язык – по этому поводу я кратко выразилась так: гид говорил со мной на одном языке. То есть, мне это подходило, не знаю, как остальным. В программе были Пиза, Флоренция, Милан и на обратном пути - Люцерн (Швейцария).

Пиза была «с колес» – что не помешало  нам изумиться видом Пьяцца дей Мираколи, или Площадью Чудес, как называют здесь Соборную площадь. А Габриэле  д;Аннунцио вообще обозвал ее  Кампо дей Мираколе,  что означает Поле Чудес. Надо же! Я вспомнила очень живо, попав на эту площадь, как в первое мое посещение Питера увидела Дворцовую площадь – примерно то же ощущение открывшегося чуда, дух захватывающего. Белоснежные (общее впечатление) Собор, Баптистерий и Падающая башня, гениально расположенные, с какой стороны ни глянь. Башня в Пизе - далеко не единственная падающая башня даже и в Италии, в Болонье, например, есть две, но эта мраморная колокольня с множеством колонн, безусловно, самая красивая из них.  Наверное, когда вокруг зеленая трава и синее небо, Поле чудес именно так и выглядит – чудом, нереально грандиозным и нереально красивым. Почти театральным.

Когда мы после суток с лишним на колесах и ногах распростерлись в гостинице на довольно удобных кроватях, я сделала эпохальное открытие: человек должен спать лежа! К слову скажу: наша гостиница располагалась в городе Монтекатини, где родился Карло Коллоди, который придумал Пиноккио, сиречь Буратино. Так что можно сказать, что мы жили на родине Буратино, который, как вы понимаете, давно уже - главный сувенирный бренд города Монтекатини.

Флоренция была на следующий день. Это оказалось очень важным, потому что не с устатку.
Флоренция – особая статья. Никак не могу понять, за что ее так Блок «обложил»:

Умри, Флоренция, Иуда,
Исчезни в сумрак вековой!
Я в час любви тебя забуду,
В час смерти буду не с тобой!
О, Bella,смейся над собою,
Уж не прекрасна больше ты!

И так далее. Но все же потом:

Но суждено нам разлучиться,
И через дальние края
Твой дымный ирис будет сниться,
Как юность ранняя моя.

Флоренция жива и прекрасна и сегодня. Такого просторного Собора - Санта Мария дель Фьоре - я не видела никогда. И рядом совершенно прелестная колокольня.  Начинал ее строить Джотто. Стройная, изящная, нарядная, элегантная, вся устремленная ввысь, хоть и не оканчивается предполагаемым по первоначальному плану шпилем. Прелесть, одним  словом, и я позволяю себе это определение, потому как нет в ней никакой монументальности.

В самой «дальней» точке флорентийского дня маячила Галерея Уффици, что было одной из моих давних «мечт». В Галерею мы попали  в короткий промежуток свободного времени. Очередь длиннейшая, и был риск не уложиться в отведенное время.  Тогда, реально оценив свои возможности, мы решили посмотреть Боттичелли, Микеланджело и Леонардо. Только это мы и успели.

Пышность, богатство, невообразимая роскошь, изысканность собрания – такие несколько издержавшие себя определения приходят на ум мне, уже кое-что в своей жизни повидавшей, но все равно онемевшей от созерцания этого пиршества цвета и гармонии. Очень хочется поделиться впечатлением от одной из картин Боттичелли. Я ее в репродукциях никогда раньше не встречала. Картина называется  «Благовещение». Канонические Архангел Гавриил и Дева Мария. Ее поза совершенно поразительна – тело изогнуто в нескольких направлениях, она как будто отталкивает от себя чудесное и страшное пророчество гостя, лицо одновременно радостное и испуганное  - знанием предназначения и неотвратимости судьбы ее ребенка. И на лице Гавриила нет обычной благости, лицо человека, принесшего сложную весть. Совершенно светская картина, житейская просто и, как всегда у Боттичелли, изумительно написанные лица и реалии. Почти у всех Мадонн Боттичелли одно лицо.

О Флоренции я знала еще, что она вызывает так называемый «флорентийский синдром», или «синдром Стендаля» - перенасыщение впечатлениями от созерцания прекрасного. Во время прогулки по Флоренции Стендаль решил заглянуть в знаменитую церковь Святого Креста (Santa Croce). Он даже не догадывался, что уже через несколько минут с ним произойдет то, что войдет в историю как «синдром Стендаля». «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю», – описал случившееся впечатлительный Анри в своих записках об Италии и таким образом сделал все, чтобы в будущем его личностью заинтересовались не только литераторы, но и психологи. Нечто подобное пишут о Иерусалиме. Теперь, как говорится, задним числом, вспоминаю, как "странно" было мне в этом изумительном городе, а я не понимала, отчего. Такие же ощущения у меня возникают часа через два пребывания в любом музее – надо быстро уйти или передохнуть,  по крайней мере. Но мне такая реакция кажется абсолютно нормальной и естественной. Любая передозировка, вероятно, опасна, даже и произведениями высокого искусства. В сущности,  хорошего и не должно быть слишком много…

Милан мы смотрели под непрерывным  проливным дождем. Мой зонтик, сложенный в целлофановый пакет, сох  потом дома  от миланской небесной воды несколько часов. И тем не менее, мы увидели и полюбовались Миланским Собором, он -  второй по величине в мире. Собор не облицован мрамором, он мраморный. Его венчает такой лес шпилей, зубцов с тысячей статуй, а на самом высоком шпиле – Мадонна, которую здесь называют «Мадоннина», что означает трогательное «Мадонночка». Обошли и осмотрели знаменитую галерею Витторио Эмануеле, постояли под куполом этого роскошного сооружения. Там совершенно потрясающие мозаичные полы с разными розетками. В одной такой,  как раз под куполом, выложен бычок, про которого известно вот что: надо встать пяткой бедняге на причинное место, покрутиться, задумав желание, и тогда тебе будет счастье. По этой причине – кому же счастья не хочется? – это самое место у бычка стерто на нет, его время от времени реставрируют. Вот ведь как упорно человечество желает счастья на дурняк!

Ах, какие типы попадались нам! Они выходили из кафе, которых тут большое множество, из магазинов и магазинчиков, просто гуляли по улицам, такие разные и такие колоритные! Один был – ну, чисто Марчелло Мастрояни в лучшие свои Феллиниевские годы,  - в белоснежном костюме, белых мокасинах и в шляпе! Красавец! Не все были столь шикарны, попадались какие-то совсем другого типа, низкорослые, черненькие и злобноватые на вид. Иногда удавалось увидеть темпераментно беседующую группу,  которая, казалось, сию секунду затеет драку и корсиканскую поножовщину, но они просто так разговаривали. Вообще, было постоянное ощущение де жавю, ведь я и мое поколение – дети итальянского кино от его нео-  до его сюрреализма…

Миланский театр ла Скала весьма скромен на вид, но мы-то знаем, что он велик и что он – храм итальянской оперы. А, стало быть, и мировой. Колыбель, по крайней мере. Церковь Санта Мария делле Грация, где находится знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо, мы даже снаружи не увидели – она в лесах. А попасть туда можно, если предварительно договориться , причем за довольно длительное время. Это – для сведения путешествующих.

На обратном пути нас привезли еще в  швейцарский город Люцерн, по которому мы погуляли часа полтора. В сумерках и огнях он казался совершенно игрушечным и чудесным. Мы прошлись по набережной реки Ройс и через мост Капелльбрюкке, построенный в начале четырнадцатого века. Он считается  символом Люцерна.  Старинные картины украшают по сей день стропила кровли. Во время пожара в 1993 году мост сильно пострадал, но после реставрации вновь обрел свой традиционный вид. Маленькая деталь: в обоих концах моста,  на который надо взойти по семи ступеням, сделаны приспособления для инвалидов в виде металлических площадок. Их при надобности человек может привести в действие сам.

В общем,  поездка была замечательной, но короткой. В детстве моих детей был такой стишок, очень подходящий:

«Отчего ты плачешь, киска?» 
«У меня пустая миска.
Съела я кусочек сала,
И теперь мне грустно стало».
«Отчего же стало грустно?»
«Оттого, что было вкусно…»

Вот и мне грустно стало, что всему прекрасному так быстро приходит конец.

Но мой отчет будет неполным, если я не расскажу о некоторых происшествиях, с нами случившихся. Во-первых, во Флоренции нас «арестовала» полиция. А было так: на пути нам попалась итальянская дама, которая сама водит экскурсии для русских. И в нашем гиде она усмотрела конкурента. Дама вызвала полицию, которая не замедлила явиться. Экскурсию прервали, Никите пришлось предъявить документы и объяснять, что он работает в Германии и там же платит налоги, а вовсе не утаивает их от Италии, на что дама эта все напирала. Стражи порядка и налоговой невинности долго рылись в каких-то книжечках, но так и не сумели найти пункт, по которому нас могли бы оштрафовать. И отпустили, украв у нас минут сорок драгоценного времени.

По этому поводу я подарила Никите утешительный стишок под названием

Флорентийские хроники

Как хотела во Флоренции
Прогуляться по Уффици я,
Но нарушили конвенцию
И схватила нас полиция.
Только злобные тенденции
Так ничем не увенчалися:
Мы прошлись и по Флоренции,
И с Уффицей повстречалися.

А потом немножко подумала и присоединила еще две Хроники:

Пизанские хроники

Пиза, Пиза, ты прекрасна,
Как отель с пятью звездами.
Злая Генуя напрасно
Прежде воевала с вами:
Днесь отмечена одной
Туристической звездой!

Миланские хроники

Как обещала, не обманывая,
Накрыла туча нас в Милане.
В такую б непогодь поганую
Лежать под пледом на диване.
Облом часа четыре битые
От хлипких зонтиков зависеть,
Но мы плетемся за Никитою,
И хочется все время писать…

Ну, а второе происшествие было такое: наш сменный водитель, который на следующий день должен был нас везти домой, в том числе и через Альпы,  напился до неприличности  и его сняли с маршрута, очень оперативно заменив другим.

И напоследок байка, рассказанная гидом Никитой и, якобы, услышанная от итальянца: когда Господь создавал разные страны, Италия оказалась последней. А у Него оставалось еще в запасе много всяких красивостей, которые и пришлось выложить. И подумал Он,  что это не очень-то справедливо.

И тогда Он создал итальянцев…