Крейсер Максим Горький

Соловецкий Юнга
               

22 октября 1935 года был заложен первый большой корабль Советского Военно-Морского флота – лёгкий крейсер «Киров».
30 ноября 1936 года под звуки «Интернационала» крейсер сошёл на воду. Над кораблем взвился флаг нашей Родины.
7 августа 1937 года «Киров» впервые совершил выход в море. Корабли сопровождения вскоре остались далеко за кормой.
Крейсера типа «Киров» были самыми быстроходными в мире кораблями этого класса. Они превосходили иностранные,  равного с ними водоизмещения, по вооружению и живучести.
«Киров» ещё находился на стапеле, когда коллектив конструкторов во главе с А. И. Масловым получил задание на его корректировку. Так появился проект крейсера «Максим Горький», который был заложен 20 декабря 1936 года.
30 апреля 1938 года крейсер спустили на воду. 12 декабря 1940 года под звуки Государственного гимна Советского Союза  на кормовом флагштоке «Максима Горького» взвился военно-морской флаг СССР. Корабль вошёл в состав Краснознамённого Балтийского флота.
В экипаж  крейсера (более 900 человек) входил мой брат Михаил. От него я и знаю некоторые боевые подробности из жизни корабля.
22 июня 1941 года «Максим Горький» в сопровождении эсминцев «Гневный», «Гордый» и «Стерегущий» вышел в свой первый боевой поход с задачей прикрыть постановку мин в устье Финского залива. Отряд прикрытия понёс потери: немцы упреждающе заминировали акваторию Финского залива…
В 3 часа 20 минут 23 июня у мыса Тахкуна шедший головным эсминец «Гневный» подорвался на мине. Взрывом оторвало его носовую часть вплоть до мостика. Корабль потерял ход. «Гордый», сняв с него личный состав, потопил корабль артиллерийским огнем.
В 4 часа 20 минут раздался оглушительный взрыв: подорвался «Максим Горький». Корабль с полного хода ткнулся носом в воду и замер. Лавина воды обрушилась на палубу. Носовая часть оторвана по орудийную башню… Крейсер задним ходом, кормой вперёд 24 июня пришёл на Таллинский рейд и после укрепления носовых переборок 27 июня прибыл в Кронштадт. Удручающую картину представлял собой «Максим Горький». Носовая оконечность по 45 шпангоут осталась на дне морском. На срочные ремонтно-восстановительные работы Кронштадтский морской завод затратил полтора месяца.

В августе 1941 года «Максим Горький», включённый в западную группу артиллерийской поддержки, стал на огневую позицию у Ленинградского торгового порта. В сентябре немецкие войска начали генеральный штурм Ленинграда, и их бронированные полчища рвались к окраинам города.
На переднем крае обороны стоял крейсер «Максим Горький». Это были необычные для корабельной артиллерии стрельбы прямой наводкой. Комендоры орудий всех калибров видели в свои прицелы танки и автомашины противника, фашистских солдат. И залп следовал за залпом, снаряд за снарядом. Взрывы поднимали в воздух танки и автомобили, вгоняли в землю солдат.
Крейсер получил повреждения от нескольких попаданий снарядов. На боевых постах погибли люди. Всё меньше снарядов оставалось в погребах крейсера. К этому времени под ураганным огнём фашистской артиллерии к борту корабля подходила баржа, нагруженная снарядами всех калибров…
Но очередной взрыв в воде – и оборван буксирный трос, другой снаряд разорвался прямо на барже. Вспыхнул пожар. Горящая баржа, полная взрывчатки, приближалась к крейсеру.
Приказ командира: принять меры, чтобы не произошло навала и взрыва! Через несколько минут катер подошёл к пылающей барже. Огромными усилиями матросам удалось погасить огонь. Баржу подвели к кораблю, и снаряды, подаваемые на борт крейсера, тут же пошли в дело, сокрушая фашистов.
Настал день, о котором так мечтали ленинградцы. 15 января 1944 года командир крейсера капитан первого ранга А. Г. Ванифатьев приказал открыть огонь – и в ту же секунду раздался первый залп по вражеским батареям Вороньей горы. Фронт наступал. С каждым часом увеличивалась дистанция стрельбы. 27 января 1944 года с Ленинграда полностью была снята блокада.
Героическая защита Ленинграда вошла в историю как пример величайшей стойкости, мужества и советского патриотизма.