Курбан

Валентина Бурба
Толчком для написания этого рассказа послужила миниатюра автора Тоска Злогребучая  «Пистолеты-шпингалеты»,  которую можно прочитать здесь http://www.proza.ru/2009/12/01/594

Большая просьба указать на ошибки и опечатки . Конструктивной критике буду только рада.

                *************

       Сейчас мне уже 56 лет.  А на ближайшем горизонте, в конце января, и 57 пожалуют.
Но не об этом я хотела сообщить Тебе, дорогой  мой читатель.

       Захотелось мне поведать очень грустную историю, свидетелем которой я стала в  молодости.
       Служила я в рядах нашей доблестной Советской Армии, да, да, Советской, а не Российской, потому что это было при Советском  Союзе, когда для всего мира мы, вроде, построили социализм и нацелились в  коммунизм.  Мне,  наверное, надо было мужиком родиться, тогда бы я точно была на своем месте, потому что я, девушка, очень любила свою службу в армии, с удовольствием носила форму, почти соблюдала уставы и плевать хотела на все разговоры и косые взгляды со стороны гражданских лиц в мой адрес.

       Служила я простой писарихой  в эскадрилье. Наш полк базировался в Астрахани, был гвардейским со времен  Великой Отечественной Войны, имел славное боевое прошлое с 11 Героями Советского Союза, нес в мирное время боевое дежурство, защищая южные рубежи нашей необъятной даже сейчас в усеченном виде Родины. Забегая вперед, скажу – расформировали какие-то функционеры от политики  наш полк несколько лет назад, но меня уже там не было.

       Наши отцы-командиры  лояльно относились к женщинам-военнослужащим, в просторечии – солдаткам;  закрывали глаза на нарушения формы одежды – большинство девчонок стеснялись и не хотели носить форму – и прощали многое, если работаешь в поте лица, не халтуришь и не флиртуешь направо и налево со всеми подряд. Я, например,  продержалась в армии 15 лет.  В противном случае некоторые вылетали со службы досрочно. Чего греха таить, назовем вещи своими именами. Были и такие, которые целью службы в армии  ставили замужество. Летчики -  женихи завидные и престижные.   
       Что-то я отклонилась от темы.  Не о том речь.
       Речь пойдет об обращении с оружием.

       Раньше, в начале моей службы, на вооружении в армии  были карабины СКС. Потом их заменили на  автоматы Калашникова. После карабинов, громоздких и тяжелых, автоматы казались игрушкой.  Мне очень хотелось пострелять из автомата, но  мой комэска всегда был  против.  Сколько я ни просилась на стрельбище, он никогда не давал разрешения.  И спорить было бесполезно: приказы командира не обсуждаются.

       - Не бабское это дело держать автомат в руках и стрелять. Твое оружие ручка.
       - Как в гражданке ходить – так я солдат, а как стрелять, так я женщина!
       - Нечего дуться как мышь на крупу. Оружие не шутка.  Не дай бог, не туда стрельнешь, а я в тюрьму из-за тебя не хочу.

       Надо сказать, что наш комэска был немного перестраховщиком, свято соблюдал Наставление  по стрелковой подготовке,  Уставу караульной службы и других  положений  и требовал неукоснительного  их выполнения. Даже нас, «бойцыц», как он любил выражаться, заставлял их изучать, правда,  почти безуспешно.  Может,  поэтому у нас в эскадрилье было меньше всего нарушений дисциплины. А вот в соседней случилось ЧП.

       Ночью стоянки самолетов охранялись ротой охраны  АТБ*. Днем же  охрану стоянок осуществляли  наши бойцы. Каждая эскадрилья свои позиции охраняла своими силами.   И вот во время такого дежурства  и разыгралась драма.

       Каждый год в полк прибывало молодое пополнение. Из разных концов страны и ее республик. В этот раз большинство было из Туркмении и Таджикистана. Народ, я вам скажу дремучий и необразованный, с трудом  изъясняющийся на русском языке, не поддающийся никакой «дрессировке».  С ними долго  работали, прежде чем они усвоили в общих чертах правила несения караульной службы  и им доверили оружие.  С большой неохотой.

       И вот сидели в курилке  солдатики разной национальности, а с ними  и охранник-туркмен по имени Курбан. Карабин свой он поставил рядом, благо сидел с краю.  Сидели, веселились, травили анекдоты – перекур ведь.   И тут  подошел  к веселой честной компании еще один. Поздоровался, закурил. И взял карабин Курбана  в руки. Без разрешения.  Видимо решив приколоться, направил карабин прямо в живот Курбану, имитируя выстрел.

           Первое нарушение – запрещается давать свое оружие в чужие руки!

       - Сейчас возьму и выстрелю – что будет?
       - Поставь  на место, он заряжен  -  улыбаясь сказал Курбан.

  Второе нарушение – во время работы людей на стоянке оружие должно быть незаряженным!

       - Да, ладно, оно не заряжено! – Парень знал, что по уставу  карабин должен был быть «пустым»!
       - Я тебе серьезно говорю:  он заряжен – все также улыбаясь, повторил Курбан.

       Все с интересом наблюдали их шутливую перепалку. Никто даже в мыслях не допускал, что карабин мог быть  заряженным.

       - А давай проверим?
       - Не надо. Он заряжен. - Курбан ни минуты не сомневался, что  парень поставит карабин на место и не будет искушать судьбу.
       - А я сейчас стрельну!

       И СТРЕЛЬНУЛ!!! Прямо в живот. Пуля  прошла  наискосок через кишечник, задев почку и печень. 
 
       Выстрел  парализовал всех, кто сидел в курилке. Курбан держался за живот и продолжал улыбаться, а глаза  стали огромными как  бездонное карстовое озеро.

       - Вот дурак – только и смог он произнести. Он, наверно, и сам вначале не понял, что произошло. Не говоря уж о стрелке. Тот стоял истуканом с карабином в руке.

       Со всех сторон бежали офицеры, солдаты и прапорщики. Когда, первые секунды шока прошли, сразу вызвали скорую и отправили Курбана в   Кировскую больницу – она ближайшая от аэродрома была. 

       Курбан был жив, но без сознания. С ним поехали мой комэска, наш полковой врач и замполит.   Мой комэска поехал потому, что его жена  работала операционной  сестрой в хирургическом отделении больницы, он  сразу сообщил ей  о ЧП и пока они ехали  хирурги  в экстренном порядке готовили операционную.

       Операция прошла успешно,  пулю удалили и отдали Курбану на память.

       Два месяца полк лихорадило. Комиссия за комиссией трясли всех подряд. Горе-стрелка арестовали и держали на гауптвахте, пока шло следствие.  Немало седин прибавилось у начальства. Выговора получили  все.

       Все это время Курбан потихоньку поправлялся, и к исходу второго месяца ему разрешили вставать.   Прогноз был обнадеживающий,  парень шел на поправку и собирался после выписки  домой, в Туркмению. Его должны были комиссовать.  За ним приехали родственники  навезли всякой вкусной всячины и благодарно угощали всех врачей, медсестер, санитарок. Накормили и Курбана. А ночью он умер.

       Как показало вскрытие, тяжелая пища разорвала в кишечнике швы. И организм не справился. Медсестры плакали: парня вытащили с того света для того, чтобы родные его угробили…

       Стрелка судили, дали ему 2 года дисбата*, а не тюремный срок.  Его спасло то, что Курбан  после ранения прожил два месяца,  успешно поправлялся, и то, что Курбан  сам нарушил правила несения караульной службы.

       Вот такая грустная история.

АТБ – авиационно-техническая база
Дисбат – дисциплинарный батальон
Комэска – командир эскадрильи

Имя вымышленное.