Женское лицо искусства. Художница А. Кауфман

Койфман Валерий
         АВТОПОРТРЕТ А. Кауфман, 1780-е, Эрмитаж
Среди автопортретов знаменитых художников, висящих на стенах коридора Вазари во всемирно известной галерее Уффици, только один принадлежит женщине - немецкой художнице Ангелике Кауфман.

Имя это мало, что говорит нынешнему поколению любителей живописи. А ведь ею восхищался Гете: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается, при этом, так непостижимо скромна...».
Поэты посвящали ей стихи и оды. Заказать ей портрет считалось престижным в Европе, ее заказчиками были и венценосные особы, включая императора Павла I с супругой и Екатерину II Великую.

Кто же такая эта женщина из XVIII века, принятая в ряды самых престижных художественных Академий того времени, когда уделом женщины были, как говорили в Германии, «три К» («кирхе, киндер, кюхе»)?

Ангелика родилась 30 октября 1741 года в швейцарском городке Кур (Хур) в верховьях Рейна.
Спустя год ее отец, небогатый немецкий художник Иосиф Иоганн Кауфман с женой Клеофой и крошечной дочкой перебрался в Италию, где, переезжая из города в город, он расписывал небольшие церкви и делал заказные портреты.

Ангелику судьба одарила красотой, умом, добрым нравом, прекрасным голосом и огромным живописным талантом. Многие годы она сомневалась, какому из талантов отдать предпочтение.

Отец быстро оценил способности дочери и сделал за неё выбор в пользу живописи. Он  же стал для нее первым и единственным учителем.

С шести лет Ангелика училась и работала с нагрузкой и упорством взрослого человека, в девять лет - уже пробовала писать маслом, а в одиннадцать - исполнила в технике пастели первый заказной портрет местного епископа. Часто у ворот богатых особняков можно было увидеть хорошенькую девочку с папкой рисунков, которые она продавала, чтобы помочь деньгами семье.

С 12 лет девочка работала как профессиональный живописец.  К тому же она самостоятельно выучила несколько языков, много читала, не забывала о музыке (соревнование поэзии, музыки и живописи — частый сюжет картин художницы).
Известно, что в юные годы у нее был музыкант-возлюбленный. Он уговаривал девушку бросить живопись, а заодно и отца-тирана, убежать с ним и стать певицей.  После мучительных раздумий девушка выбрала живопись.

В 1754 году семья переехала в Милан, и вскоре дворцовая знать выстраивалась в очередь, чтобы заказать у юной художницы свои портреты. Ангелика, в духе  веяний «галантного века», изображала дам в виде красивых пастушек на лоне природы или в уютных будуарах.
Художнице были приятны поклонение и ранняя слава, но работала она практически без отдыха, не зная развлечений.
В 1762 г. Кауфман стала членом флорентийской Академии художеств, а в 1763 г. переехала вместе с отцом (мать к тому времени уже умерла) в Рим, где попала в художественную среду, увлеченную античностью.
Огромное влияние на формирование дарования Ангелики оказал известный немецкий ученый-археолог и историк искусства И. И. Винкельман. Его находки при раскопках Помпей и Геркуланума открыли перед восхищенной девушкой античное искусство и направили ее художественные интересы в сторону классицизма.
Винкельман высоко ценил талант Кауфман: «Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах...».

Полное профессиональное признание Кауфман получила в 1765г., когда в 24 года была принята в члены Академии Святого Луки в Риме, а спустя три года — в члены Французской Королевской академии. К художнице приходит и материальный успех.

В 1766 г. Ангелика Кауфман, заручившись множеством приглашений и рекомендаций, переезжает в Лондон. Пятнадцать лет, проведенные в Англии, были самыми плодотворными в ее жизни. Именно в это время на долю ее картин выпал наибольший успех, ничуть не меньший, чем у таких прославленных английских живописцев, как Гейнсборо и Рейнолдс.

Красивая женщина, прекрасная певица, музыкант и художница, она была богата, независима, принята в высшем свете и не знала отбоя от женихов.

С автопортрета того времени на зрителя смотрит милое, спокойное лицо, оживленное чуть заметной улыбкой. Но почему же столько грусти в лице художницы, на долю которой выпали великий успех и признание?
Причина кроется в ее женской судьбе, полной разочарований, обмана и обид. Президент Английской академии художеств Рейнолдс предлагал Ангелике заключить брачный союз, но она отказала ему.
Мстительный англичанин сделал ее жизнь невыносимой.
Но из Лондона Кауфман все же не уехала.
Личная трагедия отдалила Ангелику от высшего общества, теперь она общалась только с узким кругом интеллигенции и продолжала много работать, получая со всех сторон многочисленные заказы и знаки внимания.
Высшим признанием ее таланта стал факт избрания художницы в 1768 г. членом Английской академии художеств.
Престарелого отца очень волновало, что дочь после его кончины останется совершенно одинокой и беззащитной. B 1781г. он настоял на браке Ангелики с 51- летним венецианцем Антонио Дзукки (Цукки), гравером и посредственным художником. С ним Ангелика вернулась в Италию. Вначале они жили в Неаполе, где Кауфман работала при дворе Марии-Каролины.
Очень скоро ей надоело создавать красивенькие, похожие один на другой, заказные портреты придворных, и в 1781 г. художница переехала в Рим.

На автопортрете, написанном в 1787 году, который хранится в Уффици, художница сидит с карандашом у стола, на ее коленях папка с рисунками. Она в утреннем платье из тяжелого белого атласа, ниспадающего мягкими складками. Глядя на эту женщину, нельзя было не заметить ее ум и обаяние.

Именно эти качества очаровали Гете при первом знакомстве с художницей. Они стали близкими друзьями, беседовали об искусстве, ходили на выставки. Единственный дом, который поэт посещал в Риме, был дом Кауфман. Гете видел, как эта родственная ему душа, эта модная и процветающая художница была одинока в обществе бесталанного, скупого супруга, но не роптала на судьбу. Художница написала портрет Гете, относящийся к числу самых психологических и тонких изображений поэта. Встречи и дружба с Гете долгое время согревали душу стареющей Ангелики.

Художница оставила после себя разностороннее живописное наследие. Она писала на мифологические и библейские, аллегорические, исторические и литературные сюжеты. Работы художницы отличалась тонкой моделировкой композиции, виртуозным исполнением и прекрасным чувством колорита.
Правда, в картинах ей не всегда удавались мифологические сцены с обнаженной натурой, так как достаточных знаний в анатомии Ангелика не получила.
Художница увлекалась энкаустикой (живописью восковыми красками) и прекрасно справлялась с этой сложной техникой живописи, выполняемой расплавленными красками. Она отлично гравировала и много работала в области разработки мебели и интерьера, создавала сложные графические узоры для росписи посуды, была настоящим мастером портрета.

Творчество Ангелики Кауфман, привлекало высокопоставленных заказчиков из разных стран Европы, в том числе и из России, где ее работы стали известны благодаря князю Н. Б. Юсупову, любителю и знатоку искусства (в Эрмитаже хранится 11 картин художницы).

В 1795 году умирает Антонио Дзукки. Настало непонятное и чуждое Ангелике время.

Революция, Наполеон, французские флаги на дворцах Рима... Теперь одинокая художница чувствовала, что ее искусство больше никого не волнует. Последняя выставка ее работ прошла в 1797 году.

Уже с 1802 года у Ангелики Кауфман развилась серьезная болезнь сердца. Она тихо умерла 5 ноября 1807 г. в Риме.
Вся Академия Святого Луки проводила художницу в последний путь, а за гробом, как на похоронах Рафаэля, несли две последние картины, написанные ее рукой.
В римском Пантеоне впоследствии был установлен бюст Ангелики Кауфман - красивой женщине и талантливой художнице.

Ознакомиться с картинами Ангелики Кауфман можно на сайте             https://gallerix.ru/storeroom/1803414401/