травничиха

Игорь Богданов 2
   Т Р А В Н И Ч И Х А   рассказ   11 февраля  19999г написан   ( 10.04.06.)       

Травничиху я ещё живой застал, но об её странных способностях ничего не могу сказать, не помню таких. А вот бабка помнит и ничего не забывает. «Вот дурной у неё глаз был, хоть ты меня режь!» - и кулаком своим старушечьим по кухонному столу пристукнет. «Конешна, - скалится сквозь сигаретный дым её взрослый сын Генка. - Ты ещё скажи, что она на метле из печной трубы вылетала». - «Нет, вот этого не видала, врать не буду», - божится бабка, не поняв юмора, и, отворив дверцу столбянки, принимается кочергой ворошить прогоревшие поленья. Она задумчиво смотрит, как головешки таинственно мерцают, иногда вспыхивает голубоватый огонёк и тут же гаснет. Нет, рано ещё вьюшку закрывать, -  решает бабка и откладывает кочергу. Уже постаревший сын листает старую подшивку из газет. Все тихо, по-семейному, уютный вечер в деревенской избе. За окном воет ветер. Неожиданно на кухне, за стенкой, падает что-то с ужасным грохотом... Бабка вздрагивает и непроизвольно крестится. «Кошка-дура опять ухват опрокинула», - говорит она сама себе, встаёт и на нетвердых ногах бредёт в кухню. Кухня тёмная, но не страшная. Вообще-то она неверующая, но, как говорится: я не трус, но я боюсь. В Бога не верит, а вот в нечистую силу верит. Хоть ты её режь, хоть убей, верит в домового, в лешего, в дурной глаз. А в доброго, милого, обаятельного Христа  не верит - и всё тут. Единственный, кто ей симпатичен -  Николай-Чудотворец, и то потому, что у её матери, бабки Гаши, на кухне в углу висел. И матка её, Лизку, раз в неделю его протирать заставляла. Вот бабка его и разглядела, да ещё ей после этого кусок сахара давали, если перед праздниками дело было. Вот такие дела да случаи (бабкина присказка).
 Она включает свет на кухне и видит белую лужу молока возле ножки табуретки. В молоке плавает черное перо(воронье, решает бабка). И главное, кошки нигде и в помине нет. Сначала бабка пугается, потом её берет досада за пропавшее молоко. Она начинает искать разбитую банку, но её нигде нет (это уже совсем плохо, даже скверно). Стараясь не думать дальше, она начинает искать даже там, где банки и сроду быть не могло, никакой, ни битой, ни целой. Но она всё ищет и ищет, а её всё нету и нету. «Вот верно закатилась куда-то», - цедит сквозь зубы бабка.  Берет с буфета новую чистую банку и ставит её на подоконник, на место якобы упавшей и разбившейся банки. Дальше она наливает в неё молоко. Её действия логичны, с одной стороны, и абсурдны, по сути. Бабка застывает от этого своего открытия в немом отчаянии (Господи, да что же это, совсем с ума я съехала, что ли!). Но дело сделано: миропорядок, хотя бы внешне. Подоспевшая кошка вылизывает даровое молоко. Бабка терпеливо морщится и ждёт, когда кошка закончит (хоть молоко не пропало, и то ладно).  Наконец кошка закончила, но не спешит уходить, а усаживается и старательно вылизывается. Куда ей спешить. Бабка берет голик и отпихивает кошку ногой: «Пошла вон, дура, расселась тут посреди кухни». Та трется, надеется получить ещё подачку, но получает легонько голиком по широкой спине. Кошка неспешно уходит. Бабка заметает перо под печку. Даже дотронуться до него боится. « Травничиха, - бормочет она. -Ну точно, кроме неё больше некому». Это она и про перо, и про молоко, и про грохот падения не разбившейся и не найденной банки. Дальше она выключает свет на кухне. Теперь в голове у старушки полный порядок: всё соединилось в простую и понятную схему, причина и следствие. Можно спокойно идти спать.   
Правду рассказывали про Травничиху, что если в лес пойдешь и повстречаешь на пути её, можно возвращаться домой, ничего не найдешь в этот день. Сама она подобные домыслы начисто отрицала. Будучи женщиной одинокой, она однажды призналась, что деревенские замужние бабы ревновали к ней своих мужей и наделили её незаслуженно дурным глазом. Она и не спорила, всех дураков не переспоришь. Пусть боятся, если им так нравится. И бабка продолжала верить в её способности, даже после её смерти. А муж бабкин умер сразу после войны от ран, Травничиха тогда в деревне ещё не жила. Вот такие дела.

             К о н е ц .