Мы репетируем

Рагим Мусаев
Нет, этого недостаточно!
С большим чувством!

Ференц Мольнар «Комедия в замке»


        Путь спектакля к премьере в нашем театре тернист и опасен. Поверьте, мы ничуть не преувеличиваем! И чего только не случается!

        В любом профессиональном, или просто народном, театре у актеров есть дублеры, а значит, есть гарантии. У нас же, если, не дай Бог, кто-то заболеет или возникают другие обстоятельства, спектакль приходится переносить, или же он вообще не доживает до премьеры! А если б вы знали, как трудно репетировать, когда отсутствует две трети участников спектакля!!!

        Однажды, когда до начала праздника по случаю 35-летия Художественной школы оставалось 30 минут, выяснилось, что один из актеров находится в Туле... Пришлось срочно перепоручить его роль другому актеру, игравшему эпизод, а его эпизод и вовсе отдать ведущему-экскурсоводу. Зато как благодарно приняла публика эту «режиссерскую находку»: ведущий вмешивался в сцену инквизиции, расстреливая из пистолета палачей бездыханной жертвы!

        Да-да! Наша главная проблема – собраться вместе! Были случаи, когда полный состав был только на самой премьере! И винить-то ведь некого!!! Все мы люди, все мы человеки! И у всех у нас масса всевозможных проблем. Но главное – это не мешает нам все-таки творить (в хорошем смысле этого слова), а нашим зрителям видеть новые спектакли!

        При слове «репетиция» как-то сразу представляется режиссер, раздающий указания, и актеры, их выполняющие. Но у нас опять-таки все не так, как у нормальных людей! Даром мы что ли домашний театр! Ну нет у нас режиссера!!! Так уж сложилось, что каждый сам выстраивает свою роль. Конечно же, мы прислушиваемся к мнению друг друга, порой спорим, но всегда находим компромисс.

        Правда, надо признаться, что так было не всегда. Были и у нас режиссерские спектакли. Режиссер, конечно же, не был профессиональным. Татьяна Кочетыгова играла в первых постановках театра, но позже решила, что в качестве режиссера она принесет гораздо больше пользы. Надо отдать ей должное: спектакли в ее постановке стали гордостью нашего театра («Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду, «Комедия в замке» Ференца Мольнара, «Леди, дама, сеньора» по произведениям Б.Шоу, А.Франса и П.Мериме, «Стакан воды» Эжена Скриба…).

        Хотя, если честно, и тогда мы хулиганили, помимо воли режиссера. Так родилась знаменитая полька, исполнявшаяся на рояле в две руки и один палец в спектакле «Как важно быть серьезным». Главные герои Алджернон Монкриф (Дмитрий Карпов) и Эрнест-Джон Уординг (Рагим Мусаев) просто решили подурачиться. Их очень забавлял один факт: герой Дмитрия хорошо играет на рояле, а герою Рагима медведь оттоптал уши. А в жизни у ребят все немного иначе… Не предупреждая режиссера, решили совместить две руки Рагима и палец Дмитрия. Спустя годы этот номер исполнялся «на бис» на десятилетие театра.

        Но по ряду объективных и субъективных причин где-то с 1998 года мы ушли от режиссерской формы работы. Возможно, сказалось и мистическое влияние не знавшего режиссуры болотовского домашнего театра, временным двойником которого мы являемся.

        С другой стороны, очевидно, что режиссер в любом театре нужен. В 2008 году двое гашинцев поступили учиться профессии режиссера. Но выучиться - это не самое сложное. Самое сложное – совместить знания режиссуры с нашей труппой. А труппа у нас с характером! И с традициями театра домашнего. Руководить таким театром сможет скорее не режиссер со своей железной волей, а один из старших членов семьи. Причем его авторитет должен держится не на его статусе постановщика, а на безусловной любви и уважении всех членов семьи.

        Трудно сказать, хорошо ли это, плохо ли, но мы такие, какие есть! И только зритель решает: нравится ли ему то, что он видит, или – нет! А мы оптимисты, и думаем, что да, нравится!