Дырочка в занавесе

Рагим Мусаев
- А чем все это заканчиваться будет?
- Как обычно: все женятся,
публика аплодирует,
а актеры раскланиваются!

О'Мур «Из жизни провинциального театра»



        Вы думаете, что во время спектакля зрители сидят в зале? Вы правы. И не правы одновременно. Актеры тоже немного зрители. На кого смотрят они? На публику! Причем не только со сцены во время спектакля. Ведь есть же еще и дырочка в занавесе!

        Она есть всегда и везде. Если даже ее нет, то актеры ее непременно придумают. К примеру, когда мы играем в музее, мы подглядываем и прислушиваемся к тому, что происходит в зале, через приоткрытую дверь.

        Ведь настроение публики коварно как волна! Кажется, и текст смешной, и ситуация глупейшая, и актеры выкладываются, а в зале тишина. А иной раз и вещь серьезная, и герою пол листа до смерти, а они смеются! Он, видите ли, смешно голову повернул!

        Вот и волнуются актеры. И неизвестно, кто волнуется больше: старая гвардия или молодое поколение. Первые бояться оказаться не на уровне былых успехов, вторые стараются доказать свое право на успех.

        У актера, первым побывшим на сцене, за кулисами обязательно спросят, как настрой у публики? На каждом спектакле он свой. И начинается: «А помните, как на спектакле N было, палец покажи – смеются! А на премьере NN до 3 акта растормошить не могли, будто пустым стульям играли!» И ведь за 20 лет есть что вспомнить!

        Николай Корякин играет в театре с самой первой постановки. Рекордсмен среди мужчин – Дмитрий Карпов, на его счету 34 премьеры. Далее следуют Рагим Мусаев (32 премьеры) и Константин Лушников (16 премьер).

        Лидеры прекрасной половины труппы – Лена Карпова (24 премьеры), Инна Мосальская и Ольга Денисова (по 20 премьер) и Наталья Ширяева (17 премьер).

        Им на пятки наступают Оксана Николаева (12 премьер), Ирина Изгаршева (11 премьер), Вероника Корякина, Константин Денисов и Ольга Сурская (по 9 премьер), Марина Осташова (7 премьер) и Сергей Алтунин (6 премьер).

        Много это или мало? Разделите количество премьер на два, и вы получите примерное количество лет, отданных актером театру «У Гаши». Всего за 20 лет в наших спектаклях играло более 70 человек.

        Жалко, что какую бы то не были статистику сложно подвести по зрителям. Ведь даже гениальная игра на флейте ничто без гениального умения ее слушать. Так что и в зрительном зале без человеков - никуда!

        Мы гордимся тем, что на наши спектакли с одинаковым интересом ходят зрители всех возрастов: от пионеров до пенсионеров. Например, самым юным зрителем спектакля «7 историй про любовь» был четырехлетний мальчуган, и на этом же спектакле присутствовала 96-летняя леди!

        Обычно зрители начинают проявлять интерес к спектаклю задолго до премьеры. Что ставите? Когда играть будете? В день спектакля постоянные друзья театра непременно вспомнят былые постановки и поинтересуются, кто сегодня играет. Не секрет, что у публики давно появились свои любимцы, которых встречают аплодисментами, и провожают цветами.
Контакт со зрителями особенно усилился в последнее время, когда мы стали получать их отклики на страничке театра в Интернете.

        780325: «Впервые побывал на их спектакле в "Электронике" (речь о «Собаке на сене» - прим. автора). Впечатление - более чем прекрасное. Ребята просто молодцы! А некоторые настолько хороши, что могли бы рискнуть показать себя и на более высоком уровне. По иронии судьбы, за день до этого был в Тульском драматическом. Конечно, некорректно сравнивать профессиональный театр с самодеятельным, но наши смотрелись вполне прилично. Желаю успехов и всему коллективу и каждому в отдельности!» 19.05.2008.
Как вы понимаете, отзывы на сайте подписываются условными именами – «никами», но эта анонимность лишь добавляет им ценности. Ведь никто не заставляет посетителей сайта делиться своим мнением.

        Maximus: «Выражаю искреннее сожаление всем тем кто не смог посетить спектакль!!! («7 историй про любовь» - прим. автора) Его действительно лучше один раз увидеть, чем сто раз про него услышать ))) Мне очень понравилось!!! Актерам огромное СПАСИБО и БРАВО!!!» 01.09.2008.

        AlexCM: «Сегодня был на премьере «Обыкновенного чуда». Что сказать? Здорово! Ребята выступили на бис!!!! Зал просто в такт по окончании аплодировал!!! Я думаю они этого не могли не заметить, зал в ДК был почти заполнен, и я думаю никто из пришедших не пожалел о том что потратил почти 2,5 часа чтобы увидеть результат долгих трудов!!! Я думаю, остальные распишут более подробно, а те, кто не присутствовал – знайте, вы многое пропустили!» 14.02.2009.

        ЛВ: «Актеры не играли, а жили на сцене и сами постигали простые истины. Все (все!!!) играли отлично, а зал завороженно внимал, боясь расплескать свою радость от встречи с Любовью. Очень украсила спектакль музыка Алексея и песни на его слова. Волшебные звуки придавали всему ощущение нереальности. А как артисты пели!» 13.03.2009.
Ради справедливости отметим, что в сообщениях на сайте встречаются и критика, и активные обсуждения, переходящие в жаркие споры.

        327: «Сыграли на отрыв! («Если будешь ты со мной» - прим. автора) Понравились все. Если бы не видел ребят летом в парке в историях про любовь, поверил бы, что они самих себя играли. Главное все как в добром советском кино, красиво и со смыслом под добрую музыку. Сначала какие-то накладки были с техникой и светом, но их быстро замяли и забыли, потому что спектакль увлек полностью. Только танцевали мало, можно было бы и добавить. Все равно было круто!» 01.12.2008.

        Alex7178: «Каждый из актеров-«гашинцев» - личность. Каждый, как зерно, несет в себе что-то насыщенное, питательное для зрителей и партнеров. Но в спектакле, по крайней мере в последнем, эти зерна, как будто по полу были рассыпаны («Если будешь ты со мной» - прим. автора). Как раз и не хватило режиссерской руки, чтобы зерна эти собрать, перемолоть и каравай испечь. В том-то все и дело, что перешагнули самодеятельность и еще как далеко … Обращу внимание, что это замечания далеко не к самодеятельному театру, и даже не к народному, а к профессиональному, коим вы – «гашинцы» и являетесь». 15.01.2009.

        Вот так. Но если спектакль не вызывает споров, то и смотреть там было нечего. Вы не согласны?