Антиутопия Реальности или Реальность антиутопии

Оксана Аболина
Все слышали о параллельных вселенных. Это любимая тема фантастов да и многих фэнтезийных авторов. Дескать, существуют миры, бесчисленное число миров, которые совпадают в целости с нашим, но в какой-то момент происходит микроизменение, и тут начинается расхождение, которое ключевым образом изменяет ход истории. Иногда перегородка между вселенными по той или иной причине истончается и тогда происходят непредвиденные вещи: человек, меняясь местами со своим двойником, попадает из одного мира в другой, не зная об этом, и у него начинаются трудности с узнаванием и пониманием природы событий, поскольку в его жизни далеко не всё и совсем не так происходило, как у двойника. Вам никогда не казалось, что вы родились не в том мире, в каком существуете? Я не имею в виду социальные изменения в обществе, которые происходят постоянно и с трудом воспринимаются консервативным сознанием. Я говорю о таких изменениях, которые в вашем изначальном мире категорически не могли случиться, попросту потому, что они для него невозможны, абсурдны. И оглядываясь вокруг, вы думаете: Боже, куда я попал?! А я знаю, куда вы попали. Вы окунулись в мир антиутопии.

Антиутопия - описание любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. (Википедия)

Мы все родом из детства. А значит, мы оттуда, где обязательно, как бы трудно ни приходилось, есть надежда. Такое уж свойство детства, даже самого беспросветного - надеяться на лучшее, верить в то, что в будущем всё будет гораздо лучше, чем теперь. Что когда-нибудь мы вырастем, и наши необъятные проблемы (у кого прыщи, у кого одиночество, у кого страх, у кого зависимость от окружающих, а у кого - и что-то намного более ощутимое: голод, боль, чужбина, нищета, деспотизм взрослых, смерть близких) останутся позади. И вот однажды детство проходит, и наступает прекрасное далёко. И не то, чтобы оно застенчиво и тихо наступает, то на пятки, а то на больные мозоли - это бы еще можно стерпеть. Но оно наступает мощно. Со всех сторон. Ведя прицельный огонь. Как бы совсем не раздавило, не подстрелило...

В детстве я прочитала "Утопию" Томаса Мора. Хотела еще "Город солнца" Кампанеллы, но его в библиотеке не было, поэтому перекопала всё, что было доступного вокруг и около этой книги. Утопии мне не понравились. Что это за идеальное общество, в котором есть рабы? Хотелось надеяться, что в будущем человечества всё будет гораздо светлее и радостнее. Не может не быть светлее и радостнее. Да не тут-то было... Идеальный мир в представлении утопистов оказался чудовищен. Он навсегда отбил охоту к подобной литературе.

Отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора. (Википедия)

За утопиями наступила череда зарубежной фантастики. Она вызвала не меньшую неприязнь, чем утопии. Особенное отвращение вызвал "Конец вечности" Айзека Азимова, который можно считать скорее антиутопией, чем фантастикой, но мне тогда это было неведомо. Даже рассказы добрейшего Рэя Бредбери вызывали отторжение - ведь люди будущего выглядели меркантильными, эгоистичными, прагматичными и отношения их строились не на любви и взаимоподдержке, а на корысти. Поэтому Стругацкие с их Горбовским, Каммерером... с их верой в прогресс человеческих отношений... прошли на ура (ну да, они же тогда еще молоды были, пора "Града Обреченного" и других поздних вещей для них еще не пришла).

А потом - перестройка. А с ней Хаксли, и Оруэлл, и Замятин... и всё это мне дико не нравилось... и всё равно это нужно было прочитать, потому что у этих книг, несмотря на всю жестокость предсказанных ими миров, была притягательная, почти запретная сила. Что-то такое эти авторы видели, что не могло никому понравиться, что казалось абсурдом, а для них это было логичное продолжение человеческой истории. Они это увидели раньше других.

Прошло еще немного времени, и вдруг оказалось, что антиутопия - это не страшный прогноз на будущее, это не описание грядущего фантасмагоричного кошмара - это печальный диагноз того самого мира, в котором мы живём. И чем дальше, тем больше этот мир похож на самую злую карикатуру на него. А теперь скажите - в этом ли мире мы родились?

А мы по-прежнему мечтаем о светлом будущем. Мы мечтаем, что пусть оно будет не сейчас - когда-нибудь потом, на том свете. Потому что здесь ничего такого не будет, здесь мы все дети, и ждём, когда оно придёт, прекрасное далёко. И для кого-то такое мироощущение - признак инфантилизма, а для кого-то уверенность в том, что вера в добро и любовь изначально заложена в человека Богом.

Я, как и прежде, не люблю антиутопии. Но что заставляет меня писать уже третью подряд? Я не знаю. Хочется верить, что это никогда не случится, но понимаешь, что любой придуманный мир нервно курит за кулисами, когда на сцену выходит ее величество - Реальность.