Чудотворный образ Державной иконы Божией Матери

Владимир Воробьёв
«Перед Твоей Державною Иконой стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной, влечёт к Себе мой умилённый взгляд.
В годину смут и трусости безславной, измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный, Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу, Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу, всех окормлю, утешу, примирю».
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница, омой в слезах свой осквернённый стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит».
                С.С.БЕХТЕЕВ

       Державная икона Божией Матери явила себя русским православным людям в Церкви Вознесения (с. Коломенское) 2/15 марта 1917 года, в день отречения Царя мученика Николая Александровича от Престола. Когда икону отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной и земной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зелёной подкладке и с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях находился Богомладенец, благословляющий мир.

       Необычайно для лика Богоматери был строг, суров и властен взгляд Её скорбных очей, наполненных слезами… Дали знать о происшедшем Патриарху Тихону, и он сам приехал прославить явление этой иконы. И приказал в акафист Державной иконе Богоматери собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России; и велел назвать полученное - «Акафист акафистов».

       Весть о явлении новой иконы быстро распространилась в России. Большое число богомольцев стекалось в Коломенское. Пред иконой были явлены чудеса и исцеления телесных и душевных недугов. Зная исключительную силу веры и молитвы Царя мученика Николая, Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, - мы можем не сомневаемся в том, что это Царь умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную, Царскую власть над народом, отвергшим своего Государя – Помазанника Божия.

       Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего падения. Она Приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православной Самодержавной власти народной была попрана во имя самовластия сатаны. Потому и строг, и суров, и скорбен взгляд Её дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и Материнской  любви. Потому и пропитана мученической кровью русской Её царская порфира, алмазные слёзы русских истинных мучеников украшают Её корону.

       Символ этой иконы - ясен для Духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слёзы, после покаяния Русский народ будет прощён, и Царская власть, сохранённая Самой Царицей Небесной, будет России, несомненно, возвращена. Иначе, зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?

       С радостным страхом и покаянным трепетом русский народ начал молиться «Державной» иконе Божией Матери по всей России, а сама икона стала, в безчисленных копиях, украшать храмы русские. Появились дивный канон и акафист этой иконе, слушая который в церквах все падали на колени.

       Прошло немного лет – жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся пред её копиями по всей России. Были арестованы тысячи верующих и расстреляны составители службы и канона, а иконы - изъяты из всех церквей. Исчез, также, и подлинник «Державной» иконы.

       Митрополит Серафим (Чичагов) по этому поводу писал: «Но росли беззакония и грехи наши. Божия Матерь отступила от нас, и скрылись  Святыя чудотворныя иконы Царицы Небесной. И пока не будет знамения от Святыя и чудотворныя иконы Матери Божией, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что такое время будет, и что мы до него доживём»...

       «В день 72-ой годовщины злодейства в Екатеринбурге, - пишет А. Ильинская, - 17 июля 1990 года, впервые, Государь с Семьёй были помянуты за Литургией. И сразу явилась Та, Которая все эти годы невидимо управляла страной, ведя нас к покаянию, - Пресвятая Матерь Державная! 27 июля, в канун памяти Святого равноапостольного князя Владимира, икону доставили в родное Коломенское из домовой Церкви издательского отдела Патриархии. А 29 июля в коломенском храме Казанской Божией Матери состоялось и прославление иконы «Державная».

       Местное церковное предание, положенное кем-то из прозорливых угодников Божиих и хранимое старожилами, связывает возвращение сей чудотворной иконы с началом освобождения Церкви и России от богоборческого ига. Оно гласит: «Как станет Царица Небесная на своё место (законное) - так бедам конец». Этим (законным) местом является не Казанская, как ошибочно считают многие, а церковь Вознесения, где чудотворный образ был храмовым.

       Весной 1991 года в Москве произошло ещё одно чудесное событие: в храм Святителя Николая Перервенской обители принесли Державную икону Божией Матери, которая благоухала, источала миро не менее полумесяца. Икона была благодатна и отличалась от общепризнанного её списка. На небесно-лазоревом фоне написан благостный лик Пресвятой Богородицы, глаза её настолько умилительные, исполненные любви ко всем тем, кто приходит к ней с молитвой, что просто невозможно оторвать взор от любвеобильного Лика.

       На короне Богородицы - крест, держава в её руках тоже имеет крест наверху и сама перекрещена крестом, как лентой. И у Богомладенца, и у Господа Вседержителя - именословное благословение. Чистые и светлые тона преобладают в иконе. Смотришь на излучающий безграничную любовь лик Божией Матери и веришь – Пресвятая Богородица по милосердию и великой милости приняла под Свой Покров многострадальную Русскую землю, восприняв и трон, и скипетр, и державу...

       По прошествии стольких лет богоотступничества и богохульства, Пресвятая Богородица, по неизреченной Своей любви к чадам Отца Небесного и по особому попечительству о  России, вернула Свою икону, вновь явив её православным. Знаменательно, что по милости Божией обретены ныне и мощи Святителя Тихона, составившего акафист этой иконе: «Видящи, Всенепорочная, с высоты небесного жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь верных рабов Твоих, яко гневнаго ради Божия посещения Христова вера поругаема бывает и нечестивым зловерием, благоволила еси явити нам икону Твою Державную, да вси христолюбивии люди усердно молятся пред нею, верно вопиюще Богу: Аллилуия» (кондак 2).

       Однако, грех клятвопреступления и попущения цареубийству, независимо от прямых изуверов-убийц, лежал всё же на всём русском народе - как на живших тогда, так и на их потомках. Архиепископ Иоанн (Максимович) писал: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно, клятвопреступление, Цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю ещё до Его отречения и вынудили последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним. В грехе Цареубийства повинны не только физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший Его арест, унижение, ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым следствием тяжёлых грехов и возрождение её возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что нельзя было иначе. Не высказывая прямого осуждения революции, восстания против Помазанника, русские люди всё ещё продолжают участвовать в грехе, особенно, когда отстаивают плоды революции…»

       Вот слова Г. Николаева: «Если, вслед за Леонтьевым, считать Самодержавие живой душой России, то 2 марта - это дата смерти русского государственного организма, конец русской истории. Тайный смысл русской пост истории: Россия лежит в гробу, чает воскресения «на малое время» по слову Святого Иоанна Кронштадтского, «помилования и спасения», о которых писал Мотовилову Преподобный Серафим Саровский. Не погребённый же труп «раскрещивателя» - это, воистину есть памятник, внятное (для «имеющих уши») напоминание о прещении и клятве. По этой причине – мавзолей (до помилования) рукотворно не разрушим, а если и будет разобран, обернётся это самочиние лишь новыми судорогами безпамятства».

       Тем не менее, как считают писатель, публицист В. Карпец и поэт, драматург В. Микушевич - «Самодержавие у нас никто не отменял, оно у нас было и есть. «Удерживающий» не отъят постольку, поскольку Державная икона Божией Матери, явленная в день отречения, показывает Царицу Небесную. Она увенчана царским венцом, облачена в царскую порфиру и держит в руках скипетр и державу. У нас нет Царя, но есть Царица. И только к Ней мы должны и можем обращаться, исповедовать Её Царицей Руси. Вот что такое Самодержавие сейчас, до тех пор, пока будет явлен тот последний Царь, появление которого предсказывали Святые и Старцы. До тех пор, пока он не явлен, у нас есть Царица и Её Самодержавная власть. Поэтому при любом прави-тельстве в России - будь то диктатура, демократия - в любом его здании и в залах заседаний должен стоять пустой трон, находиться Державная икона. Любое правительство должно осознавать себя как сугубо временное и твёрдо исповедовать как принцип Самодержавие, какая бы не была форма власти»...

       В «Послании Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи», летом 1993 года, было принесено покаяние за убийство Царя от лица всей Церкви и всего народа: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, грех этот лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех её чад - усопших и ныне живущих - приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех его чад, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, этнического происхождения, религиозной принадлежности и отношения к идее монархии и личности последнего Русского Императора».

       Русская Православная Зарубежная Церковь ещё в начале 80-х годов считала, что прославление Царя мученика и вознесение к Нему молитв может открыть путь к воскресению России и спасти её от окончательной погибели в руках богоборческой власти: «В нас теплится надежда, что когда весть о прославлении Государя во главе Новомучеников Российских достигнет ещё верующего православного Русского Люда на Родине, который вместе с нами, осознав тяготеющий над ним, Россией грех цареубийства, с покаянными слезами будет молить Господа о прощении, в молебном пении всем сердцем будет призывать в помощь Царя Мученика: «Святый Царю - Мучениче и Страстотерпче Николае, со всеми Новомучениками Земли Русския, молите Бога о нас грешных», - тогда, Верим, Светлая Душа Государя - печальника Страждующей России поклонится Престолу Божию и сотворит сугубую молитву о спасении России и о нас грешных. И Господь, внемля нашему покаянному воплю и услышав Святую молитву раба Своего смиреннейшего - нашего Царя Мученика Николая II, в силе СОТВОРИТЬ ЧУДО и, сняв с совести Русского Народа тяжкий грех цареубийства, дыханием Своих уст сдунуть с лица Земли Русской коммунистическое иго и всю нечистоту богоборческой власти. У Господа всё возможно! И Он в силе печаль на радость переложить и ВОСКРЕСИТЬ ПРАВОСЛАВНУЮ СВЯТУЮ РУСЬ. Аминь»…

       Ныне Царственные Мученики, все Новомученики прославлены (канонизированы) и в России. РПЦ и РПЦЗ идут к объединению и слиянию. «Державная» икона Божией Матери совершила своё Царственное и Молитвенное шествие по миру вместе с делегацией Московской Патриархии.

       Впереди нас ждут общенациональное покаяние и Разрешительная молитва Патриарха Московского и Всея Руси, «обретение» Православного Царя - Помазанника Божия. А Царю  предстоит «второе Крещение Руси» (воцерковление нации), собирание Земель Русских в мощную Империю, предсказанную Святыми и Старцами, противодействие антихристовым силам и планам. Пресвятая Богородица передаст ему взятую на Себя в 1917 году Царскую власть. Что касается сроков - они зависят, прежде всего, от Православных христиан.


       Подробнее об иконе "Державная" - в книге «Россия перед Вторым  Пришествием», изданной в Москве "Адрес-Пресс", 2001 Г. (с. 226-242).

       РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "БЛАГИЕ ВЕСТИ", г. ТАГАНРОГ, 2008 год