Фотография в старой газете

Татьяна Алейникова
Работая  в архиве с газетами довоенной поры, обнаружила интересную фотографию.
Снимок был пожелтевшим, но  лицо мужчины показалось знакомым. Я узнала товарища отца, он жил недалеко от нас.Подпись гласила, что молодая семья занята выпуском производственной  газеты.
В заметке рассказывалось, что жены железнодорожников ведут большую общественную работу, которая по-настоящему сплачивает  молодые семьи. На фотографии 1940 года я увидела  красивую и счастливую пару. Белокурая, с длинными вьющимися волосами и тонкими чертами лица женщина, была мне незнакома. Я знала  жену отцовского приятеля, крупную черноволосую женщину с грубоватым лицом.  Ошибки быть не могло. Я знала их дом на соседней улице.  Удивляло, что в нём  было две входных двери. Однажды спросила отца, зачем вторая, но он промолчал.

Потом уже некому было задавать вопросы. Разгадка разрешилась неожиданно,  как это часто бывает в жизни. Руководитель архива, разговорившись со мной, признался, что мы - бывшие соседи. Его семья до войны жила неподалёку от нас. А я рассказала о старой фотографии  в газете, назвала фамилию молодой пары. По его реакции я поняла, что он знает эту семью, но  профессиональная  сдержанность  заставила его промолчать. Помедлив, он спросил, не попадалась ли мне книжка нашего земляка, выпущенная несколько лет назад при финансовой поддержке  завода. На нём всю жизнь проработал автор. Найти её не составило труда, в профкоме книги еще оставались. Не так часто рабочие пишут воспоминания.

 Я нашла то, о чём никогда не упоминали мои  родители.  В  этой искренней, написанной просто, откровенно, без  изысков, скромной книжечке в бумажном переплете, было столько  событий,  эпизодов,  подробностей  жизни людей окраины, того, о чём иногда проговаривалась бабушка. Жизнь подростка в городе, оккупированном немецкими войсками. Ужас и неразбериха первых дней  войны, с детства знакомые фамилии соседей, рядом  с которыми  прошло моё детство. Я поняла, о чём не хотел говорить  профессиональный архивист. В книге прочитала, как отец  мужчины с фотографии хлебом-солью встречал немцев, жена ушедшего на фронт редактора  стенной газеты, вместе со свёкром дарила цветы «освободителям». С одним из них она ушла навсегда из города и из памяти знавших её.

Я часто думаю, как встретил сына с фронта отец, благословивший невестку на побег с немецким офицером. Мне рассказал мой собеседник, что он прожил довольно долго, но я никогда не слышала о нём. Имя его сына в разговорах отца мелькало часто. Я дружила с  детьми, жившими по соседству с этой семьей, участки разделял невысокий забор. Во дворе старика никогда не было видно.
Ах, эти старые фотографии, и неистребимое женское любопытство.

Послесловие
Встреча в архиве   случились незадолго до моей поездки в Германию. Я поехала по частному приглашению,  к старым друзьям.  Времени  свободного там было много. Я садилась на велосипед, объезжала хутора и селения  по великолепной трассе,  оборудованной  на месте бывшей железнодорожной ветки. Заезжала на кладбища, ухоженные, утопающие в цветах. На одном из них  моё внимание  привлек скромный надгробный камень, находившийся в стороне от  могил, в глубине кладбища.  На нём было выбито русское имя.  Как -то я поинтересовалась у женщины, поливавшей цветы на могиле  мужа, не знает ли она,  кто упокоился под этой скромной плитой. Меня удивила  надпись.  Только имя, без дат рождения и смерти. Преклонных лет фрау, поняв по акценту, что не праздное любопытство  побудило меня обратиться к незнакомке, уточнила, русская ли я. Я кивнула утвердительно. Назвала своё имя. Оно было таким же, как на камне.  Она  рассказала историю, услышанную от местных жителей. Сама она переехала в эти  теплые края  лет сорок назад. Русская женщина появилась в этих местах в 1946 или 47 г.г. с мужем - бывшим немецким офицером. Война была позади, ему удалось сдаться американцам, он недолгое время пробыл в лагере. После проверки, а это был офицер – танкист, тяжело раненный на Курской дуге, он был отпущен. Родные не приняли его супругу, они переехали в эти места, но обосноваться толком  не успели. Молодая женщина погибла  при невыясненных обстоятельствах,  муж тоже исчез. Похоронили её хуторяне, знавшие только имя. Видно было, что  за могилой никто не ухаживал- ни холмика, ни цветка.  Перед отъездом на Родину, я снова заехала сюда. Захватила  скромный  букетик  и свечу. Зажгла, постояла молча.  Вспомнила   старую газету,  пожелтевшую фотографию. Выжила  ли та красавица  в  кровавой бойне  или  покоится  в безымянной  могиле, наспех вырытой где-то среди  бескрайних русских  полей.  Кто знает…

http://fotki.yandex.ru/users/favor/view/227240/?page=2