Устюжский Чудотворец

Алесь Красавин
Блаженный Прокопий, Устюжский Чудотворец, Христа ради юродивый - днем ходил по городу, претерпевая насмешки, брань и побои. Отдыхать ложился он то на навозе, то на камне или на голой земле. Иногда он посещал своего друга и собеседника блаж. Киприана, основателя Архангельской Устюжской обители, но отказывался от любых удобств жизни. Однажды в стужу нашел сарай, где в углу лежали собаки; он лег около собак, чтобы от них согреться, но и собаки ушли от него. Прокопий сам себе сказал с сожалением: "Вот видишь, не только люди, но даже и псы гнушаются спать с тобой" - и пошел на обычный свой ночлег - паперть. И вот он чувствует отрадную теплоту: взглянув, видит перед собою ангела Божия с прекрасною веткою в руке: небесный посетитель, коснувшись веткою лица Прокопия, оживил страдальца: приятная теплота разлилась по всему телу его. Об этом блаженный Прокопий разсказал любимому клирику Симеону, отцу св. Стефана Пермскаго, под условием - не говорить о том другим до его смерти.

Интересная деталь. Прокопий часто носил в левой руке три кочерги. Замечено было, что когда носил их вверх головами, в тот год бывал хороший урожай; когда же оборачивал их головами вниз, бывал недостаток во всем. Дата кончины этого православного святого - 8 июля 1303 года.

***

Церковный историк Евагрий писал о юродивых следующее: «Между подвижниками, хотя и весьма немного, но есть и такие, которые через добродетель достигнув бесстрастия, возвращаются в мир и, среди шума, притворяясь помешенными, таким образом попирают тщеславие, – по словам мудрого Платона, последнюю обыкновенно снимаемую с души одежду. Любомудрие научило их есть без чувства и в харчевнях, и в мелочных лавках, не стыдясь ни места, ни лица, вообще ничего. Нередко посещают они бани и там бывают и моются большей частью с женщинами, покорив страсти так, что имеют полную власть над своею природою, и не склоняются на ее требования ни взглядом, ни прикосновением, ни даже объятиями девы. С мужчинами они – мужчины, с женщинами – женщины и хотят иметь не одну, а обе природы. Кратко сказать: в доблесной и богоносной жизни, добродетель противодействует законам природы и предписывает ей собственные законы, чтобы, то есть, она не принимала ничего необходимого до сытости. Закон повелевает им алкать и жаждать, а тело покрывать столько, сколько требует необходимость. Житие их на самых точных весах извешивается так, что, по мере восхождения их в противоположную сторону, тяготение становится неощутимым, хотя оно бывает весьма различно; ибо как в них смешаны противоположности, то благодать Божия, соединившая не смесимое /.../. Отсюда, если действует в них страсть, - им надобно быть мертвыми, и в гробах, а когда пробуждается молитва к Богу, они должны проявлять крепость тела и бодрость сил, хотя бы уже вышли из возраста. Обе жизни их сплетены между собою так, что пусть они вовсе оставили плоть, все продолжают жить и сообщаются с живущими, прилагая к телам пластыри, перенося к Богу глас молящихся, и подобно как в прежней жизни, совершая прочее, что не требует вещей необходимых и неограничено местом, - все продолжают слушать других и со всеми беседовать. Это какие-то борцы и безкровные бойцы, вместо открытых и роскошных обедов содержащие пост, и вместо сытных блюд не вкушающие, сколько это возможно, ничего. А когда приходит к ним странник, хотя бы рано поутру, - они принимают его с таким радушием и благожеланием, что выдумывают другой род поста, - едят нехотя. Удивительное дело ! как много нужно им для достаточного питания себя и сколь малым они довольствуются! Враги своих хотений и своей природы они служат хотениям ближних, чтобы всеми средствами изгонять удовольствии плоти, и чтобы правительницею была душа, всегда избирающая и сохраняющая наилучшее и богоугоднейшее. Блаженны они, следуя и здесь такому же роду жизни; но еще блаженнее, когда переселяются отсюда в жизнь другую, которой непрестанно жаждут и это вожделенное стремятся поскорее увидеть».


________
(данный текст является примечанием к основной статье ТРИКСТЕР: http://www.proza.ru/2005/07/09-33)