Митькин вопрос

Владимир Народнев
        Сибирь. Лето... Я   в  отпуске – приехал   навестить    мать.  Как   заведено  в   нашей  деревне,   мне  положено   нанести  визиты  вежливости родственникам и соседям.
-« Чтобы  все  было по-людски» -получаю  напутствие  от  мамы  и,  перейдя  дорогу,   направлюсь  к  дому   Савелия  Антоновича.
   Он  рад  моему  появлению  и  после  рукопожатий  с   объятиями   начинает   неторопливо   расспрашивать  о  житье-бытье,   о  ценах, зарплате,   о  семье  -  это  как протокол , который  мы  обоюдно  соблюдаем  с  давних  пор  -    уже  лет  тридцать. Я  тоже  стараюсь   вникнуть   в   хлопоты   дяди  Савы  -  он  отвечает,   слегка   покрякивая   при  этом. В паузах  иногда  добавляет: "Эх,  жизь..да..."

                Я  закуриваю,  чтобы  нить  нашей  беседы  не  прервалась   и  подчеркнуть,  что   понимаю   все  печали  и  заботы   от  которых     деревня,  а  особенно  старики,  просто  устали,  а  жить  иначе  уже  и  не  могут. К  этой    мысли  мы   и  приходим  в  конце  разговора.
               
«Дед! Ты  где?»-звонко и  пронзительно  вспарывает  нашу  идиллию  мальчишеский  дискант.
-   «Кто  это ?» - спрашиваю  Савелия  Антоновича.
 –« Да  Митька, правнук, Светкин  сын - ты  его наверное и не  видел... Позавчерась  привезла  его  на  неделю, говорит,  пусть  поживет… Да  пусть  живет - поможет  чё-нибудь…» .

  Митька, заметив  незнакомца, на  мгновение  тушуется,  но  природная  смекалка   выручает  его:
- « А   вы  с  Севера ? Сын   бабушки  Ксении?»   -  Я  киваю  в  ответ.  Изучающее  смотрю  на  него.  Сообразил  ведь: надо  первым спросить,  чтобы  инициатива  была  на его  стороне … Разумом  еще  не  понимает,  но    интуиция  сработала. После  обмена  информацией    Митька  уже   снова  в  своей  боевой  форме - опасности  нет-  и  можно  вести  себя  как   и  прежде.

  – А  вы  на  самолете  прилетели?
-  Да,  с  Камчатки   самолетом  только  можно   добраться..."
-А  там хорошо ?
- Как  и везде - нормально..
-А  мама  говорит, что хорошо  там  где  нас  нет..
-Правильно  говорит  твоя  мама..

          Митька   замолкает.  Срывает  травинку,  крутит  её  пальцами,  затем  прикусывает ,  о  чем-то  думает   и  неожиданно   спрашивает:
- «  А  в  раю  хорошо.. ?» 
 -Теперь  молчу  я... Состояние  ступора,  казалось  забытое  со  студенческой   скамьи, накатывает тяжелой волной…  Что ответить?               

-« Говорят  хорошо,  только  не  все  люди  верят  в  загробную  жизнь,  сомневаются ..»
-А  Вы  верите.. ? -  Митька  пристально  смотрит  на  меня,  прищурив  один  глаз.
-Я  верю.
-А  дед  говорит,  что  если бы люди  верили  - то  давно  Земля  бы  опустела – все  туда  убежали…
                Тоже  верно – грешникам   в  Рай  дороги  нет…  Надо  здесь, на  Земле  освобождаться  от  грехов  земных , тогда  и  попадешь  может  быть  в  Рай...»  - что-то  меня  несет. Не  моя это тема - надо закругляться…
   
        Митька  переминается с ноги на ногу, молча  слушает мои  нравоучения.
 - Дед,  я  искупаюсь  пойду,  ладно... ?»
 - Иди-иди  ,  далеко  не  заплывай …Бабушке  не  говори,  а  то  она  нам  даст  прикурить  обоим..."  Услышав  «курить» - достаю сигарету ,  прикуриваю  и  делаю  несколько  глубоких  затяжек.
   
      Митька   уже  бежит  по  пыльной  дороге.  Иногда  останавливается ,  стряхивает  с  босой  ноги  впившийся  камешек ,  переходит  на  шаг  и  снова  бежит..   А  я  ещё  долго  буду   вспоминать  его  голос  - чистый  и звонкий.  И   Митькин  вопрос:  «А  в  Раю   хорошо... ?»