За вас!

Нил Чжан
Предисловие

                Человек – существо общественное, а посему жить в одиночку не может. Тоскливо ему одному. А в обществе жить – надобно дружить. Или нет? Монахи, отшельники, живут же в одиночку – значит, возможно? Говорят, им даже нравится. И всё же – нет. До отшельничества их всё-таки общество воспитывало, и воспитывало так, что они от него отреклись.  И то же самое общество воспитывает тех, кто жить без него(общества) не может, - властителей всех сортов. Суть любого властителя – определять  характер общения с собой: чем больше власти – тем больше «друзей». Итак, две полярные категории определены: отшельники и властители. А что посередине? Те, кто не годится ни  в отшельники ,  ни во властители – эти определяют круг своего общения сами: выбирают себе друзей.  И их большинство, посему и я в их числе.

Дружба

                Что же такое  - дружба человеческая? Понятия нравственные, как правило, определяют поэты и философы – обратимся  к ним:
«…Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается…»(М.Ю.Лермонтов);
«Души высокая свобода, что дружбою наречена…»(А.А.Ахматова)
                Два великих поэта – два абсолютно противоположных, «полюсных», взгляда на одно и то же понятие.  Один констатирует факт окружающей его реалии, другой – представление о высоких человеческих взаимоотношениях. Какой должна быть середина, т.е. большинство человеческих отношений? Иду за ответом к философу и слышу:
«Что такое лицо друга твоего? Это – твой собственный лик, но отражённый в грубом и несовершенном зеркале…
Стал ли ты чистым воздухом, уединением, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.
Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран, - не можешь иметь друзей.
Слишком долго таились в женщине раб и тиран. Поэтому неспособна она к дружбе: ей ведома только любовь»(Ф.Ницше)
«Повезло»  мне в жизни и с  «реалиями»  и  с  «представлениями». Первые заставили страдать  и разочаровываться, вторые – писать стихи.

Предательство

                Что человек чувствует, когда его предают? Боль. Жуткую боль – ощущение почти физическое, но место которого невозможно определить: болит всё – сердце, голова, глаза…, из рук всё валится, ноги подкашиваются… откуда-то изнутри эта боль поднимается к горлу, хватает за него огромными когтистыми лапами и начинает душить…  Ты пробуешь сопротивляться, не верить тому, что происходит – но задыхаешься всё больше и больше, ощущая эту жуткую,  непреодолимую боль…  В глазах темнеет. Мир вокруг покачнулся, и кажется, что всё сейчас рухнет и полетит в тартарары… Боль накрывает тебя огромной грязной лавиной.  Конец…

Диагноз

                С усилием открываю глаза: мир не рухнул… И только внутри тебя где-то глубоко осталась ноющая боль, как скулящая от голода и холода собака – так скулят преданные псы, жестоко оставленные на морозе хозяином.
                Что дальше? Нет веры в дружбу, когда тебя предают вот так обыденно, запросто, походя…   Но друзей выбираешь ты сам, сам определяешь тех, с кем тебе интересно, хорошо и надёжно…   Сам ли?  И действительно ли тебе было с ними так надёжно, как казалось?    Начинаю «ковыряться» в прошлом(без диагноза не обойтись: надо же излечиваться!) – и вот вдруг вспоминаю мелочь за мелочью, деталь за деталью: хотелось поддержать, помочь, защитить… вот радость за первые шаги друга к счастью, к благополучию… вот самоустранение для того, чтоб не помешать в любви…  А где же обратное?  Невзначай выдали твою тайну: сочли её не тайной… да, я помню: «тайно доверил другу то, чем душа согрета – он же в часы досуга выдал твои секреты: тут не корысть, не злоба, просто болтать охота…» - и это было прощено и забыто мной…, а потом в твой день рождения не обязательно готовить капустник, как готовятся к другим…  когда смертельно больна твоя мама, об этом не знают твои «друзья»…   Придуманная дружба!!! Её просто не было… не было… не было…

Оптимизм

                Я вычеркнула из своей жизни  графу «друзья»: «Наедине с самим собой перестаёшь быть один…»(Ф.Ницше).
                А душа всё ещё болит и мечется, как влетевшая в пустую комнату птица.  Неужели никого не оказалось рядом в ту минуту, когда мир вокруг пошатнулся, когда потемнело в глазах и острая боль пронзила всё твоё существо?!  Теперь я вспоминаю:  рядом оказались какие-то люди…, нет, не те, которых ждала, на которых надеялась. Это были другие люди, раньше они казались чужими, незаметными и незначительными в моей жизни… Да, это они подходят со словами утешения, ободрения, они подают свой голос в твою защиту. Благодаря им мир вокруг не рухнул и грязная лавина не снесла тебя с лица земли. Эти люди отвезли тебя вовремя в больницу и постоянно навещали тебя, давая тебе силу и надежду. Благодаря этим людям в твоих потемневших от боли глазах снова появился свет. Быть может, это и есть твои друзья?  Но ты пока ещё об этом не знаешь.

За вас, друзья...

Молюсь за вас, друзья мои!
Пусть дом ваш наполняет счастье!
Пусть будет повод  для  «аи»,
Пусть радость пульсом бьёт в запястья!
Я не устану повторять:
Дай Боже вам благословенья!
Преумножается пусть рать
Хранителей благих мгновений:
Молю  здоровья вам у Бога,
У Божьей матери  - любви,
Не переступит пусть порога
Боль… - храни вас Херувим!
Мои друзья, немного вас(враги не кляты):
Я научилась выбирать –
Законы дружбы чтим мы свято
И не умеем предавать.
Мой друг всегда уж дружбой прав:
Мне недосуг вершить судьи деянья,
Каков бы ни был твой строптивый нрав.
Необходима в дружбе верность – не сладких истин подаянье!
Ведь дружба – терпкая на вкус –
Не терпит приторности сладкой…
Я помню всё ещё укус
Красивых змей и их повадки:
И словесами обовьют,
И напоЯт слух сладким ядом…-
Дни испытания придут –
Вмиг  уползут,  и втуне рады.
Молюсь за вас – кто остаётся рядом,
Презрев приличия толпы,
За тех, кто улыбнётся взглядом,
Когда мне тычут пальцем сошедшие с моей тропы.

Послесловие

                Человек – существо индивидуальное: именно он определяет своё окружение. Каково окружение – таковы и последствия. Вот так-то!
                Оцени себя сам: кого достоин ты в друзья? Тех, кто оценивает тебя лишь с позиций «чем реально помочь можешь?»  Или  тех сплетников, всю жизнь с обидою живущих на кого-то? Они всё плачутся, а ты обязан только слушать, не возражая, - лучше же поддакнуть. Когда им плохо – готовы поклоняться хоть врагу, лишь дали б  «что-нибудь  поощутимей»,  а преуспели в чём – пошли презренье лить: вокруг все дураки, ослы тупые и проч., а им всегда все рады…  Могу теперь себе представить  их ухмылки…  Всё, кончено об этом.
                В друзья беру лишь тех,   душой кто светел и не опошлил мир ни клеветой, ни сплетней – кто сам был бит оружием запретным, но в ответ не опустился до клевЕт, и не утратив светлости, стал мудрым. За всех, душой кто светел, кому   вонзить в другую душу жало – что душу собственную  убивать,  кто не приемлет бить и бичевать – за вас я молвлю своё слово.   У вас готова мудрости учиться: пусть мысль моя за вашей мчится, пусть сердце бьётся в ритме том,  который задаёте вы своим добром!  Ведь каждый из вас - индивидум, а не толпы частица..., "души высокая свобода, что дружбою наречена".