СОН

Владимир Народнев
           Печально  сознавать,   что  мы  смертны   и   солнце,  которые   мы  так  любим  и  радуемся  его  восходу, его  теплу, от  которого  мы  пребываем   в  неге,  однажды  не  станет  для  нас  Солнцем. Нет  оно  не  исчезнет  в   ближайшие   годы.  Оно  исчезнет  для  тебя , но  тебе будет  уже  все  равно :  какое  оно …   мир  физических  ощущений  будет уже  в прошлом. А   рассказать   о  будущих   еще  никому   достоверно,  увы,   не  удавалось. Да  и  вряд  ли   кому   удастся.

        В  детстве  неосознанном,  когда  идет  ознакомление  с  жизнью  на  бытовом  уровне - созерцании, слуховом  восприятии  и  тактильных    ощущениях,  оценка   явлений   и  событий   скорее  всего  не происходит.  Не  всегда   делаются   выводы  и  умозаключения.  Да  и  молодой,  не  накопивший   ещё  опыта,  пусть и  пытливый,   ум   не  ставит   перед  собой   такую   задачу.   Только  с  годами  -  у  кого  раньше, у   кого  позже -  наступает  прозрение  и  всё,  или  почти  всё,  тобой  накопленное, получит  свою  оценку  и   займет  свое  место  в  нейронном  клубочке  памяти,   где и будет      пребывать,   извлекаясь  оттуда  по  мере необходимости.Все  что  написал  -  банальные   истины – они   всем   известны.  Зачем  же   я  повторяюсь ?


                В   детстве,   когда   я   жил   в   деревне,   матушка    всегда    старалась  брать    меня   с  собой   на   похороны,   объясняя   мне   при  этом,   что  нужно    попрощаться   с   умершим,     так   как    покойному     будет   легче   покидать  это  мир,   когда   он   увидит   -    сколько   народа   пришло   на  его    похороны.  В   душе  я  побаивался   покойников…  Как  так  - еще  недавно   я  общался  с ним  или,  по   крайней  мере,   видел   его   передвигающимся,   а  тут  он  лежит…  мурашки  по  коже…   Надо,  сынок, -  говорила   мне  матушка   и  мы  шли...

                В   начале   шестидесятых   годов,  на   троицу,   в  деревне  произошла   жуткая   авария,   унесшая   жизни   четырех   молодых    парней.   Грузовик,   на  котором  ехала   молодежь  на  танцы,  перевернулся.   Такого   стона,   который   мне   пришлось  услышать   на   похоронах,   я  не   слышал   никогда  и,  не  дай  Бог,  кому   услышать  и  увидеть   такое.   Прощаясь   с   одним из погибших,  я  обратил  внимание  на   то,    что   он,  в  отличие  от  других,   выглядит  так,   словно  спит.    Цвет   лица,    полуулыбка -  все   говорило   мне  мне   об  этом.  Когда   мы   уходили    с   кладбища  -  я  поделился  увиденным  с   мамой.

- Мама,  а   вдруг  он   спит  и  не  может  проснуться ?  Его  закопают,    а  он  там  проснется…
- Нет, сынок,   уже  не  проснется…

          Всю   дорогу   до  дома   я   рисовал в  своем   воображении   картины,   которые   возникали  от   жалости   к  умершему   и   в   самой   смелой    из   них   дошел  до   того,  что,  когда  все пришли   с  похорон  домой,  несчастный, похороненный  заживо,  весь  в  запачканной  и   порванной   одежде,    уже   сидит   за   поминальным  столом  и,   с  укором   смотря   на  родственников,  произносит : « Зачем   Вы  меня   живого-то  похоронили  ? Ведь  я   спал..».

            Я   высказал  такое  предположение   матушке, на  что  она  ответила : «Когда   придем   домой  я  расскажу  тебе  одну  историю,  а  сейчас  не  надо   думать   об  этом…».  После   поминок    мы   вернулись  домой  и   я  напомнил   маме   про  её  обещание.   Она  сняла  платок,  которым   всегда   прикрывала   свои  густые, черные   волосы ,  расчесала  их   гребнем  и  начала   свой  рассказ…

          « Мне  было  тогда  лет  6-7.   По   соседству   с  нами   жила  семья   переселенцев  с  Волги, которых   в   шутку   звали   волгарями.   Фамилия   их   была  Жидковы.    Детей  в   наших   семьях  было  много.     У  каждого  из   детей   в  нашей    семье   были    свои   друзья  и   подружки   в   семье  Жидковых.  Старшая    соседская   дочка,  которую   звали    Настёна,   уже   была   замужем   и   со   своим  мужем  Николаем  они  жили  у  её  родителей.

               К   осени   они   собирались  отделиться    и  жить   отдельно.   Лето   в  том  году  выдалось  жаркое,  но   не  засушливое. Хлеб созрел  рано  и   начал осыпаться  и  все  взрослые и старшие  дети  уехали   на   уборочную.  Малые   дети  остались   дома,  но   и  нам   работы  по  хозяйству   хватало.  Нам, конечно, как  и всем  детям,  хотелось  играть, бегать на речку,  в  лес,   но   это  можно  было  сделать  только после того,  как  всё   по  хозяйству  будет   управлено  и  моя  мама,  так   и  не   научившаяся  хорошо  говорить   по-русски,   вперемежку  говорила  нам  : « Ну  вот диты,  дилы   зроблены,  можно  и  граты..».
 
          День  шел  к  вечеру  и  мы  торопились     наиграться.   Мы   играли  в   свои  игры  и  в  этот  момент услышали  как  в  соседнем  дворе  кто-то   громко   заплакал.  Через  минуту   мы  уже  были  там. Плакала  и   причитала   мать  Настёны - тетка   Любава.  От  детей  мы  узнали,  что  Настёна умерла. Как  так...  мы видели  сегодня  её  здоровой…  она   работала по  хозяйству, хотя  и  была  на  сносях... Послали  в  поле  за  отцом  и  мужем. Они  приехали...  посмотрели  на  Настёну…  погоревали-погоревали  и  решили, что  надо  хоронить  быстрее,  не  затягивать… Позвали   священника.  Он   осмотрел   покойную   и   предложил  поместить  на ночь  в  церковь,  но  заартачился  отец : " Все  бы   мертвые   оживали..."   Решили  хоронить   завтра.
 
         Все  дети  перешли  жить  к  нам.  А   старшие  занялись  подготовкой   к  похоронам. На  следующий  день нам  разрешили попрощаться с Настёной. Мы  подошли  к  гробу.  Я   помню  это  до  сих пор. Настёна, казалось  мне,    просто  уснула.  Щеки  были  как  будто румянами  подкрашены,  губы  яркие. Во  дворе  я  рассказала  об этом  своей  маме.  Она  ответила, что  Бог  прибрал  Настёну -  значит   так  ему  угодно.  Пришел священник,  провел  отпевание  и  Настю  с  выносом ( на  руках  до  самого  кладбища) проводили   и  похоронили.

           На  следующий день  после  похорон  Любава  пришла к  моей  маме  и   рассказала, что   видела  Настёну  во  сне  и  та  упрекала  её, что не  положили в гроб  ни  пеленок, ни одежды.  И  одеть ребеночка  не  во  что.
 «  Душа   моя    неспокойна  -говорила   Любава… - буду   просить  мужа,   чтобы  откопал   могилку   -   иначе  не   успокоюсь… "

              Вечером  приехали  с  поля  муж  и  братья. Она  рассказала  им   свой  сон  и   уговорила   мужа, чтобы  вскрыли  могилку  и  посмотрели.

              Так  и  сделали.  На  следующий  день  откопали  гроб  и, в  присутствии  священника, вскрыли. Любава  лишилась  чувств  на  месте. В  ногах  Насти  лежал   родившийся   ребенок.   Пальцы  Настиных   рук   были  изодраны  в  кровь  о  крышку  гроба»

         Жуткая   история  из   жизни  всегда  действует  на  меня    сильнее,  нежели   прочитанное.  Рассказав  это   мама    заплакала. Заплакал  и  я…

P.S.   Читателям.  То  что  написано   моей  рукой  -  всегда   имеет  в   основе  или  мой  личный  опыт,  или   случаи   из   жизни    людей,  которых  я   знаю  и  доверяю  им.  Я  не  выдумываю -  я  описываю  как   могу.    От  себя  -  только  стиль   изложения…