Часть 1 Вокруг света за 743 дня

Владимир Врубель
Судьба свела двух, совершенно ни в чём не похожих друг на друга людей на одном корабле, и  плавание, которое они на нём совершили, осталось очень важным событием в их жизни. У одного оно оставило самые приятные воспоминания о море и о людях, другому – искалечило жизнь.
 
Если кто-нибудь полагает, что в девятнадцатом веке художники отправлялись в плавание на паруснике для вдохновения или чтобы запечатлеть что-либо  выдающееся, то это заблуждение.

Для составления лоций необходимо изображение побережий. Их зарисовывал художник, а если художника на судне не было, то зарисовку делал штурман или кто-нибудь из офицеров. Моряков специально этому обучали.
На транспорте «Гиляк» художник был.

Звали его Фридрих Генрих Баганц. Отец его занимал вполне достойную должность придворного часовщика. Фридрих сначала учился в немецком училище при Евангелической лютеранской церкви, а затем, когда у него раскрылись явные способности к живописи, отец определил подростка в Императорскую академию художеств.

По его же совету имя Фридрих он изменил на Фёдора. В этом нет ничего удивительного: на Руси лучше быть Фёдором, чем Фридрихом – это многие знали по горькому опыту.

По окончании класса исторической живописи Фёдор-Фридрих получил звание свободного художника. И с этим званием, коробившим слух любого начальника, он оказался на военном корабле.

Сначала Баганц учил рисовать воспитанников Морского корпуса на учебном фрегате «Кастор», затем на корвете «Баян». В 1862 году его направили на клипер «Жемчуг», который собирались послать в кругосветное плавание.

Конечно, направили не просто так, а потому что очень об этом просил его отец, и не кого-нибудь, а великую княгиню Марию Николаевну, а  уж та замолвила словечко за Фридриха. Желающих отправиться в кругосветку было хоть отбавляй.

Плавание начиналось прекрасно – пошли в Англию, да неожиданно помешали события в Польше: пришлось в Немецком и Балтийском морях ловить польских инсургентов и патрулировать побережье Балтики на случай возможного десанта.

Для человека, незанятого в корабельном расписании, неделями болтаться в море где-нибудь около Палангена – скука жуткая. К тому же и на погоду не повезло, а когда на Балтике бывала устойчивая погода?

В октябре 1863 года он с удовольствием списался с «Жемчуга».

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/20/74

Рисунок Елены Владимировны Панкратовой из книги В. Врубеля "Рыцари в морских мундирах"