Читранская Сага. Эпизод 3. Глава 8

Галина Веронская
Пасмурным прохладным утром северного лета, корабль Метарии причалил к берегу в порту Несс-Аила.
- Что-то тут тихо… протянула Метария, спускаясь по трапу. – Похоже суорры потонули где-то по дороге! Не похоже, что они доплыли! Я к начальнику порта!
И северянка быстро пересекла пристань.
- Эй, Тармеанг, - по-простому окликнул ее Фарайд. – А с Андаром что делать?
- Спасибо, что напомнил! – взмахнула руками Метария. – Развяжи его, и выкинь там в стороне, на песочке! Можешь еще врезать ему пару раз, для закрепления урока!
- С радостью! – кивнул Фарайд.
Но тут альреттанца чуть не сбили с ног Нир и Лантарэ, пулей вылетевшие на палубу.
- Мы с вами, с вами!.. – заверещала девчонка и вскочила на полупуму.
- Ох, не предлагаешь же ты бежать! – вздохнула Лантарэ, устало переставляя лапы по трапу.
Нир ткнула ее пятками в бока.
- Вперед! – воскликнула юная иввелинка.
- Ну вот, дожились! Госпожа Тармеанг, вы это выдели?! – фыркнула Лантарэ. – были бы зубы, отгрызла бы ей ее очаровательные ножки!
И она проворно сбежала вниз и подбежала к Метарии.
- Эй, ты чего… - протянула Нир, завязывая ленточку на волосах Лантарэ на бантик. – Ты, животное, неужели ты обиделась?! Ну прости, я же легонько!
- Хорошо у тебя легонько! Все бока ломит!.. – проворчала полупума. – Сейчас же слезь с меня! Я тебя научу пешком ходить!
И Лантарэ резко встала на задние лапы.
Нир скатилась по ее гладкой шерсти и шлепнулась на мостовую.
Обе вреаннки захохотали. Нир при том, валяясь на дороге и дергая ногами.
- Я уж лучше сама схожу, чем с вами! – отмахнулась Метария.
- Нет, подождите!
Нир тут же вскочила на ноги, и они вместе с Лантарэ зашагали следом за Метарией.
Они прошли через склады ящиков и бочек и добрались до небольшого деревянного дома с облезлыми ставнями.
- Чем тише, тем хуже, - сказала Метария, вытаскивая свой загнутый клинок.
- Странно, что мы до сих пор не встретили ни одного жителя этого гостеприимного города, ни живого, ни мертвого.
- Это как раз не так уж и странно, половина жителей в море, рыбачат. И это не только мужчины,  здесь ходят по морю и женщины, и дети, это вообще хормирское народное ремесло – строить корабли и плавать. Несс-Аил иввелинская колония, наши тут есть, но их мало. А основное население это хормиры.
- Да сколько же их на свете! – возмущенно фыркнула Нир.
- Очень много! Даже на островах, где нет их городов, и там полным-полно! – отмахнулась Метария, поднимаясь по ступенькам. – Нир, чего стоишь, готовься! Мало ли, вдруг засада…
И с этими словами Метария ногой распахнула дверь.
 В прихожей было тихо. Только чей-то потертый плащ висел на криво вбитом в стену гвозде.
Метария, Нир и Лантарэ двинулись по небольшому коридорчику вперед к двери, на которой было с намалевано белой краской «Управляющий порта» на языке низших чардов и с четырьмя ошибками!
- Зачем выбирать такие сложные слова! – усмехнулась Метария, давно покончившая со своей «полуграмотностью», - В прежние времена, я бы написала «начальник», там сложнее сделать ошибку!
После того ворессис пару раз ударила кулаком в дверь.
- Ну вы, дикари, какого Бренсара дверь разносить да еще и с утра пораньше! Заходите уже, уроды! – раздался из-за двери ворчливый голос.
Метарию это явно разозлило.
Она опять же ногой распахнула дверь и вдвоем с Нир, державшей наготове арбалет, вошла в кабинет. Лантарэ предпочла держаться позади по принципу «я не с вами».
Пожалуй, даже если бы она была простой пумой, не наделенной разумом, и то уже бы поняла, что за дверью нет никакой засады и врываться туда в таком виде по меньшей мере глупо.
В кабинете за столом сидел толстый иввелин с настолько короткими волосами. Что невозможно было понять темно-фиолетовые они или черные. Выдавали его только маленькие и злобные лиловые глазки.
- С добрым утром, - насмешливо сказала Метария, подойдя и опершись на стол управляющего.
- Вы из казначейства? – засуетился он. – Так я это…я совсем не много должен, я все оплачу! Не арестовывайте этот дом, он не мой! И тот в городе, каменный, тоже не мой, жены моей приданное, и корабль сына нашего…нет у меня ничего, я все оплачу деньгами! Вот, не было печали… Ну чего же вы молчите, госпожа казначейша?..
Управляющий вжался в кресло.
- Нир, не распугивай народ, - махнула Метария арбалетчице, чтобы та опустила оружие.
- А где суорры? – поинтересовалась Нир, оглядев кабинет.
- Нет нынче суорров… - вздохнул управляющий, словно бы речь шла  о каких-нибудь не уродившихся ягодах, вроде как «нет нынче ашины, вся перемерзла».
- А были? – с усмешкой спросила Метария.
- Были, госпожа казначейша, - закивал управляющий. – Ноэлов эдак пятьсот назад, были как не быть, настоящие суорры, синие!
- Начнем с того, что мы не из казначейства и ваши занимательные истории нас не интересуют. Я Тармеанг ДельМэтари из Илветраана.
-Так вы не ко мне? Сейчас я найду ее, сейчас найду!.. – толстяк выскочил в соседнюю комнату кого-то кликнул, что-то приказал и вернулся.
- Присаживайтесь, прекрасные гостьи Илветраана! – он радушно махнул рукой на небольшой диванчик с оборванной местами обивкой. – Ну что, как дела в Высоком городе?
Принялся расспрашивать управляющий, найдя где-то в ящиках обшарпанного стола бутылку дорогого вина и три изящных хрустальных бокала.
- Великолепно. Бренсар вот тут недавно воскрес, Альретту захватил… - как ни в чем не бывало повела Метария.
- Да вы что?! – воскликнул управляющий, вручив Метарии и Нир по бокалу. – А я-то думал чего из Альретты кораблей нету…И эти осталопы еще когда уплыли, а ни один не вернулся…
- Долго до вас доходят новости! – скривилась ворессис. – И не только новости. Дня два назад в вашу милую тихую гавань должен был прийти корабль с парой десятков суорров на борту. С ними один иввелин с Кистьми Стяжателя.
- Сейчас посмотрю! – деловито сказал управитель, подойдя к столу и перелистав толстую учетную книгу, покачал головой. – Такие у меня не отмечались!
- Странно было бы, если бы они у вас отметились! – рявкнула Метария. – Или вы дальше своей писанины ничего не видите!? Где суорры я вас спрашиваю, где корабль, где Последний Стяжатель?!..
Метария вскочила с места, швырнула на пол бокал, так что Лантарэ едва успела увернуться от осколков. Парой шагов ворессис пересекла кабинет и схватила за грудки управляющего.
- Где они, в каком направлении они направились, сколько ваших людей убили?! – продолжала расспрос Метария.
- Не…не было тут суорров! – сдавленно сказал управляющий.
- Что значит не было, - угрожающе понизила голос Метария.
- Госпожа Тармеанг, - опасливо окликнула ее Нир, - не убивайте его, он ни в чем не виноват…
- Надо мне его убивать! – Метария оттолкнула от себя толстяка и он, не удержавшись, упал на пол.
В этот момент на пороге возникла высокая худая иввелинская женщина в длинном шерстяном платье и с велле в правой руке.
- Что тут происходит? – опасливо поинтересовалась ворессис, легонько затрещав камнями велле.
- Беги, Танралла, она сумасшедшая! – крикнул управляющий, поднимаясь с пола.
Ожидая броска веллани от Танраллы, Метария тоже принялась перебирать камни в мешочке.
Но бравая Жрица кинулась наутек прочь из здания, предпочтя не сталкиваться с «сумасшедшей».
- Что за жизнь пошла! – покачала головой Метария и бросилась догонять сестричку по Культу.
На крыльце остановилась и поискала Танраллу глазами. Двор был пуст, но Метария заметила клочок серо-сиреневой тряпки, торчащей из-за какого-то большого ящика и направилась туда.
- Эй, сестра, выходи! – воскликнула Метария.
Танралла, похоже, заметила, что краешек ее платья видел с дороги и затащила его за ящик.
Метария нервно усмехнулась и с выбросом веллани переместилась в укрытие Танраллы.
На всякий случай, выхватила велле из рук зазевавшейся сестры по Культу.
- Ну так что, будем говорить!? – выдохнула Метария.   
- В-вы Тармеанг?..
- Я самая.
- Что вам нужно?.. – втянув голову в плечи спрашивала Танралла.
- Ты мне скажи, что у вас за городишко тут бестолковый?!
- Несс-Аил называется…
- Да знаю я как он называется! – Метария протянула руку сестре по Культу, сидящей на земле.
Она помешкала, но потом все равно встала, настойчиво косясь на свое велле в руке Метарии.
- А что еще вас интересует в нашем городе? Я, кстати, Танралла ТэалиНовэн, местная Верховная ворессис, по городу Несс-Аилу, я имею в виду. Пойдемте в наш храм, там еще семеро наших сестер и всеми опекаемые три ученицы! 
- Спасибо за приглашение, но мы спешим, - усмехнулась Метария. – Так что, ТэалиНовэн, скажи мне приплывали ли в ваш город на днях суорры?
И она возвратила Танралле ее велле.
- Жаль вас разочаровывать… - протянула она. – Но нет. Уже неделю никто не приплывал, кроме наших же рыбаков.
- Как это так… - удивленно протянула Метария. – Это не реально! Трупы тех суорров еще не успели остыть, когда мы отплывали!
- О чем вы?
- Не важно! – отмахнулась Метария, возвращаясь во двор. – Эй, Нир, Лантарэ, идемте!
Танралла тоже вышла и опасливо спросила:
- С чего бы тут взяться суоррам?
- А с чего бы  у вас неделю не быть кораблей?! – огрызнулась Метария.
- Ну мало ли что…
- Не мало, а очень даже много. Суоррами разорены Альретта и Кардаль! И как раз из Кардаля чуть больше недели назад отплыли мы, а незадолго до нас корабль с суоррами Алмирана!
 Глаза Танраллы округлились, и без того не румяная северянка побелела, как полотно и молча прижала ладонь ко рту.
- Как говориться, с возвращением, Бренсар! – засмеялась ДельМэтари.
Тут подоспели Нир и Лантарэ и они втроем направились назад на пристань.
- Да…Да ведут ваш путь Четверо! – дрожащим голосом крикнула им вслед Танралла.
- Спасибо, - вздохнула Метария, хотя Танралла уже этого и не слышала. – Только теперь даже Четверо не выведут нас на них!
- Госпожа Тармеанг, вы расстроены? – весело спросила Нир.
- Закрой рот, - посоветовала ей Лантарэ.
Метария никому из них ничего не ответила. Они снова поднялись на корабль.
- Ну так что нам делать? – поинтересовалась стоявшая на палубе Алира.
- Собери всех. Будем работать ищейками! – раздраженно сказала ворессис.
- А нам-то чего делать? – спросил кто-то из альреттанцев.
- Вы свободны. Дуйте отсюда пока я вас вот этим не поторопила! – рявкнула Метария, замахиваясь своим велле.
Наконец она уселась на перила и невидящим взглядом уставилась куда-то в даль бирюзового моря.
Но тут вернулся Фарайд, улыбнулся Нир, перекинулся с ней парой шуток о том куда он дел Андара, и присел рядом с Метарией.
- Куда он мог деться!? – вдруг сквозь зубы прорычала Метария. – Не могли же они все стать невидимыми и плыть на невидимом корабле?!
- Что-то случилось? – участливо спросил Фарайд.
- Ничего, просто корабль с суоррами и Алмираном, очевидно затонул где-то по дороге сюда!
- Почему вы так считаете?
- нет, я как раз так не считаю! Такое…не тонет, в общем, - усмехнулась ворессис. – Ты видел, как они отплыли?
- Видел.
- Если им нужно на Курган Стяжателей, куда они должны были приплыть?
- Сюда.
- И где они?!
- Не знаю…ушли уже, что они нас ждать будут! – взмахнул рукой Фарайд.
- Ты не понял: их тут вообще не было!
- То есть как?
- То есть они вообще сюда не приплывали! Мы первые, кто приплыл на этой неделе.
- Это какой-то бред… И что теперь делать?
- Знаешь, у меня такой же вопрос! Лично я со своими прочешу берег до самого устья Вэрдаллы. Я найду или их следы или следы кораблекрушения. 
- Мы вам поможем! – заявил Фарайд.
- Я вас отпустила, - отмахнулась Метария, – иди и ты со своими. Если мы не найдем их с нас спустят шкуру в Илветраане, а если найдем, нас убьют они. Я сама уже сейчас дико устала, а что будет после невесть скольких дней поисков…да меня любая синяя тварь убьет!
- Нас, как вы уже поняли, тоже нигде не ждут. Бандитская жизнь, которую скорее всего начнут они, не для меня. Вы хороший командир, и я иду за вами! – Фарайд вдруг хлопнул Метарию по плечу.
- Я хороший командир или же у меня хорошая помощница? – повела глазами Метария, косясь на Нир, которая снова о чем-то хихикала с Лантарэ.
- И она тоже, - улыбнулся альреттанец. – А она ваша помощница?
- Ну вроде как…Они ее слушают, а меня просто боятся. Вот если бы нас с ней соединить, был бы идеальный командир! Хотя и она одна справилась бы, ты же справляешься, потому что ты ими не командуешь, а просто умеешь заинтересовать, подбить, повести за собой…
- Никогда никого не «подбивал», - огрызнулся Фарайд. – Сами пошли!
- Я вот тоже сказала, что все за мной сами идут! – усмехнулась ворессис. – И вот где я теперь!
- Справимся, леди Тармеанг! И найдем кого ищем, и назад вернемся! А вот просто так, назло всем!.. – воскликнул Фарайд.
- Стоит вернуться, - подхватила Метария, - особенно тебе! Был дезертиром, а станешь героем!.. А вот мне можно и не возвращаться…
С этими словами она вернулась к своим уже собравшимся вреаннцам.
- Нир, вы пойдете прямо вдоль берега, мы с Фарайдом за вами.
- Конечно! – обрадованная тем, что им с Лантарэ доверили идти одним, воскликнула девчонка.
Она тут же побежала вниз по трапу, напевая что-то веселое, так, что полупума едва за ней поспевала.
- Нир! – окликнула ее Метария. – Никуда не сворачивать, ни во что не ввязываться! Слышала меня?!
Но девчонка так и не оглянулась.
               
                ****
 Утро в Илветраане выдалось солнечным. К полудню, наверняка, распалиться жара, от которой лучше всего скрываться в доме, распахнув настежь окна. А пока прохлада утра сочетается с лучистым солнечным сиянием, Крадрин РанДайи вышел из дома, где снимал только один третий этаж, чтобы прогуляться по просыпающемуся городу.
Но, к сожалению, молодой Жрец тут же вспомнил, что вчера его просил зайти новый Верховный Алгелнар, и направился на девятый ярус, пешком, не вызывая спираль веллани.
Между тем становилось все жарче. Воздух, прогреваясь, дрожал в легком мареве. Но Крадрин не заметил как добрался до Храма.
На ступеньках каменного крыльца, в подрагивающем воздухе, он с удивлением увидел прекрасный женский силуэт.
Она была в светло-сиреневом платье, аккуратных тканевых туфельках без каблука, с посохом в руке и в  прекрасной расшитой бисером риакки через плечо.
Крадрин увидел ее только сбоку, и профиль ее показался ему похожим на профиль его давней подруги Ассарины.
- Асси? Какая красивая сегодня! – воскликнул он, взбегая на крыльцо и в шутку хватая тонкую ручку, как он думал, Ассарины.
Однако, красавица отдернула руку и, возмущенно взвизгнув, отскочила на шаг назад.
Теперь Крадрин увидел ее лицо и понял, что никогда не видел этой юной Жрицы с сияющими глазами.
- Чего это вы меня хватаете! – проворчала она.
- Оступился! – пошутил  Крадрин. – А вы чудом спасли меня от падения с этой головокружительной высоты в три ступеньки! Ах, я обязан вам жизнью!..
И, посмеиваясь над неприступной красоткой, он вошел в открытую дверь, зная что, что бы она не подумала, она за ним не пойдет, потому что женщинам запрещен вход в храм Хенкеллора.
Однако он все же услышал ее возмущенный оклик:
- Нашел тоже перила!
- Пожалуй, самые очаровательные перила в моей жизни! – вслух подумал Крадрин.
- Ты о чем? – спросил рядом знакомый голос.
- Доброе утро, господин Верховный! – удивленно всплеснул руками Крадрин, увидев Алгелнара посреди коридора. – Я об одной сногсшибательной Жрице Пенвелл! Видели бы вы ее… Такая!.. Ну, в общем, можете сами пойти на нее посмотреть, она там, на крыльце. Была. Теперь скорее всего ушла. Сколько живу в Илветраане, все никак не пойму здешних девчонок! Ладно бы все местные Жрицы были напыщенными, от того что живут в столице, так обычные не лучше! Ни одна со мной даже погулять не хочет!..
- А что так? – усмехнулся Леаран.
- А они как узнают, что я из Санали, сразу же уходят! Между прочим и мы, северяне, тоже высоких должностей добиваемся иногда! Взять хоть вас…
- Так ты тоже с Алнесси?
- Да! Ездил тем летом домой, то ли дело там девчонки!..
- Так и оставался бы там, почему-то же обратно приехал!
- Тетка моя родная, Валенара ИльтариАлара, Верховная ворессис Алнессаи, говорила мне, ты молодой, уезжай ты с островов, ничего ты тут не добьешься.
- Кто бы говорил, - усмехнулся Леаран.
- Ну да, она Верховная, ей хоть в чем-то повезло… сестра ее, моя мать, так и вовсе до сих пор у нас в Санали простая ворессис, каких много! Вот они вдвоем меня и отправили оттуда, езжай, говорят, устраивайся, чтоб все знали Крадрина из Санали, и чтоб все знали, что это есть герои на Алнесси, вот!..
- Хочешь прославить родной остров?
- Да вряд ли кто-то сможет сделать это лучше чем вы! Верховный всего Культа и с Алнесси!
- Дандренда много про тебя говорила, ты отлично показал себя под Альреттой, у тебя впереди хорошее будущее, если у нас у всех есть будущее…
- Да куда ж денемся! – весело воскликнул Крадрин. – Вот бы еще суоррей где побить…
И он задумчиво принялся крутить на пальцах посох.
- Суоррей! – хмыкнул Леаран. – Спрячь этот деревенский выговор! И женские особи этих тварей называются не «суорра», а «суорри»!
- Надо запомнить…Может поможет клеить девчонок! Хотя Валенара сказала, красавицы приходят и уходят, а ты чем выше в жизни пролезешь, тем меньше придется прилагать усилий, чтобы этих красавиц заполучить. Сами, говорит, за тебя драться будут!
- А ты амбициозный молодой человек, может, из тебя и выйдет толк. Но я согласен с Неми, по части того, что Верховным тебе быть рановато…
- Мне?! Верховным!? Да что вы… - чуть смутился Крадрин.
- Ладно, пошли, поможешь мне с бумажной работой.
- Эх, стоило ради нее меня вызывать, - тихо проворчал молодой Жрец, - может я и склеил бы ту красотку!..
- Ты расскажи толком, что за Жрица Пенвелл, да еще и молодая, тут в Илветраане последнее время с молодежью плохо, все, кто есть, все приезжие, ты, да эти две девушки, которые тогда приходили на собрание… Кажется, Ассарина и Рэнама.
- Рэмана, - поправил Крадрин. - Кстати она была похожа на Ассарину, такой же аккуратный носик, длинные сиреневые волосы, ресницы до самых бровей безо всякой туши, и гордая такая, не дать не взять дочка Неаремин!
- Откуда у Неаремин дочка! – засмеялся Леаран, открывая кабинет. – Вот, садись туда и разбери эти записи по годам. У Рандрифира тут такой бардак, оказывается!
- У меня у тетки тоже бардак в документах! Я говорю ей, а вдруг начальство нагрянет с проверкой, она ворчит, говорит, что это на мой взгляд бардак, а она сама всегда знает что и где лежит… и сказав это, полтора часа ищет щетку для волос, пока не поймет, что она в ее сумке! И еще лучше, наденет свою любимую золотую заколку и ищет ее по столам и шкатулкам, точно день вчерашний!..
Так они сели вдвоем разбирать бумаги.
- Ну и почерк, я скажу, у Рандрифира! Это не чарды, это какие-то каракули! – Возмущался Крадрин.
- Думаешь, это все он сам писал? Делать ему нечего! Я довольно знал Рандрифира, чтобы понять, что дела интересовали его на порядок меньше, чем подолы юбок наших красавиц! – впервые Леаран столь резко отозвался о Рандрифире с момента его смерти. – А ты там каракули меньше разглядывай, на цифры смотри!
- Ах, ведь оказываются года обозначают цифрами! – засмеялся Крадрин. – Я и не разглядываю вовсе, сказал только, что каракули смешные, смотрите, тут кажется еще и на полях завитушки нарисованы! У него случайно не было секретаря-женщины!
- Откуда у него здесь секретарь-женщина! Хотя, спираль веллани великая вещь, можно переместиться и никто не заметит, как ты вошел и вышел из здания…- задумчиво протянул Верховный. – На, возьми это к себе… они старые, я тут разбираю за последние сто ноэлов, а этим уже больше пятисот.
И он передвинул на стол Крадрина еще целую кипу бумаг.
- Проклятая ветошь! – вдруг воскликнул Крадрин. -  Господин Алгелнар, она порвалась!
И он продемонстрировал разорванный напополам листок.
- Аглари-Деали-Каллена-Ниаль-Дайи-Ниир-Ильтари, - быстро раздраженно сказал Леаран.
- Поможет? – сомнительно протянул Крадрин.
- Третья формула Вэльнира, - усмехнулся Леаран. – Пусть только попробует не помочь!
- Вэльнира…Это который Стяжатель что ли?!
- К сожалению, да. Но он еще и один из лучших авторов чардовых формул за последние времена, наравне с Сэалан и Лиринаэ. Кстати, Вэльнир и Сэалан создали «восьмичардовый цикл», эта его третья формула. Кто-то считает, что все их написала только Сэалан, кто-то что только Вэльнир…
- А вы?
- Что же они вдвоем не могли их написать! – отмахнулся Леаран.
-Ну да! Слушайте, господин Верховный, а что если мне тоже что-нибудь написать?
- Сначала документ восстанови!
Крадрин вздохнул и взялся за посох.
Вскоре разорванный листок снова стал целым, и выглядел даже лучше, чем раньше.
До вечера Леаран с Крадрином просидели за бумагами. Погода за окном начала портиться, поднимался ветер, стягивая над городом тяжелые грозовые тучи.
У Крадрина от этого корявого почерка уже рябило в глазах.
- Куда кладешь! – напустился на него Леаран. – Я отсюда вижу, что эта расписка из новых! Давай сюда!
- Сами дали мне вот эту гору! – огрызнулся Крадрин. – Да и вообще, уже темнеет, может завтра с этим закончим. Надо пойти хотя бы поужинать, раз пообедать не случилось!
- Ничего не темнеет, просто пасмурно, - не отрываясь от бумаг, сказал Верховный. – Ну, если хочешь, возьми там у меня в шкафу, там тарелка с печеньем, Роалирна вчера принесла, и графин любимого вина Неаремин. Только не много!
- Роалирна что же сюда приходила? – удивился Крадрин.
- С чего бы?! Вчера заходил к Неаремин, там она сидела, вот и дала мне этого печенья. Похожи на крендельки Метарии, но у нее получались лучше! Роалирна сделала их какими-то уж очень сахарными, там сахара больше, чем муки!
- А мне нравится! – отправив в рот разом два кренделька, сказал Крадрин. – Такие мама моя делает! А вы хотите непременно сегодня закончить с этим?
Саналиец кивнул на горы бумаг.
- Торопишься домой? – поинтересовался Леаран. – Или же тебя где-то ждут? Прежде тебя было не выгнать! Небось свидание с той красавицей? 
- Что вы! – отмахнулся Крадрин. – Просто я давно хотел вас спросить… А теперь решил, что не стоит и спрашивать. А слова все рвутся с языка…. Так что я лучше пойду.
И Крадрин направился к выходу.
- Я тебя не отпускал! – в шутку окликнул его Леаран.
Но молодой Жрец вернулся и устало опустился назад за стол.
- Тогда позвольте я все же спрошу, - опасливо начал Крадрин, - скажите только правду, да или нет, можете не разъяснять…
- Спрашивай, - Леаран отложил все бумаги и посмотрел прямо на него.
- Скажите только одно… Вы же из Алнессаи? Так вот, не встречали ли вы никого в своем родном городе с точно такой же приставкой как у меня?
-А у тебя по матери приставка?
- Нет, хотя она и живет одна, но у нее ИльтариАлара...
- А у тебя РанДайи? – нахмурившись, спросил Леаран.
- Да, - кивнул Крадрин. – Скажите только да или нет?..
- К сожалению, да, - вновь опустив глаза в бумаги, сказал Леаран. – Ты ступай, завтра можешь не приходить, я до утра сам с этим закончу.
Крадрин сначала вскочил   и хотел было уйти, но на пороге развернулся и метнулся назад к Леарановому столу.
- А кто это? У кого такая же приставка?
- Релайд РанДайи, Верховный Алнессаи и всего островного края, - стараясь выглядеть как можно более невозмутимо, ответил Леаран.
- Господин Верховный, я не верю… Я теперь не могу вот так уйти! Расскажите, вы знали его?
- О, да… - протянул Леаран. – Как-то погожим весенним деньком мы познакомились с Релайдом на ступеньках Храма Хенкеллора в Алнессаи. Ни я ни он не были Жрецами, но оба пришли учиться. Он был родом из богатого района города, а я всегда жил на окраине, но моя приставка чем-то ему понравилась. И до того мы с ним разговорились, что когда мы наконец пришли к нашим учителям нам сказали: «О, да вы братья!». И как бы мы не утверждали обратное, за нами и повелось такое… Нас путали все время, я ШанДеали, он РанДайи, хотя нет ни одного одинакового чарда, мне частенько говорили: «Эй ты, ШанДайи, найди мне своего братца, который РанДеали!». Учились и доучились вместе, потом долго еще были лучшими друзьями. В общем-то в нашу дружбу вмешалась женщина… ну да это не важно. Я уехал в Илветраан, а он остался.
- Эта женщина – ворессис? 
- Предположим, да.
- Инленара ИльтариАлара, моя мать, - почему-то утвердительно сказал Крадрин.
Леаран посмотрел на него, в глазах молодого северянина стояла необъяснимая ярость.
- Боюсь, что нет. Метария ДельМэтари.
Крадрина явно смутил этот факт.
- Простите, - сказал он, рухнув на кресло и уронив голову на стол. – Это может все еще не так, как я думаю… Простите, что вплетаю вас и…
- Я знал, что у Релайда есть сын, - вдруг тихо сказал Леаран. – Но я никогда не представлял, что встречу его!
- Значит это правда? – вскинул голову Крадрин.
- Увы, правда. Помню он меня спрашивал, не сменить ли ему приставку, но я отговорил. Слишком тесен мир, Релайд, сказал я. И я был прав…
- Спасибо вам, господин Алгелнар, если бы не вы, я бы долго еще не знал…как бы тесен ни был мир, к сожалению, я никогда не видел его…
Крадрин встал, прислонившись плечом к стене у двери.
- Вы внешне очень похожи, - зажигая свечу, сказал Леаран, - но ты еще превзойдешь своего отца, почему-то я в этом уверен. Ну иди же, тебе нужно пройтись и все обдумать. Если хочешь, езжай на Алнесси, но я бы тебе не советовал, слишком хорошо знаю Релайда. Если тогда не признал и теперь не признает…
- Спасибо…Простите…До свидания!.. – И Крадрин пулей вылетел из кабинета, захлопнув за собой дверь.
Леаран посмотрел в окно. Там накрапывал дождь.
«Как хорошо начинался день… - подумал он. – И как кончился… как всегда».
И  вслед этой мысли с неба стеною хлынул ливень.
Леаран забросил все бумаги, и  вызвал спираль веллани домой.
Крадрин выбежал на крыльцо, под легкий дождик и сел на ступеньках, склонив голову и погрузившись в свои мысли.
Неожиданно дождь пошел сильнее, на мостовой появились лужи… Но Крадрин почему-то не чувствовал себя мокрым.
- Идемте уже, вон там можно спрятаться, - сказал ласковый женский голос.
Крадрин поднял глаза и увидел ту самую прекрасную Жрицу. Один край своей риакки она накинула на голову, а второй на вытянутой руке держала над головой Крадрина.
Она устала улыбалась, кивая в сторону небольшого уступа за крыльцом, над которым был небольшой навес.
И вот они уже стоят вдвоем на квадрате сухого камня размером два на два шага, куда все равно захлестывает дождь.
- Решили все же спасти меня, - с горькой усмешкой поинтересовался Крадрин. – Кстати, извините за этот случай сегодня утром. Похоже, он вам был не приятен, леди, простите не знаю вашего имени…
- Джаннария НальТаллиэ, Джари, - ответила она, кутаясь в риакки от внезапной прохлады, что принес с собой дождь.
- В самом деле Джари? – усмехнулся Крадрин. – Я могу звать вас Джари?
- Конечно, - улыбнулась красавица.
- Звенящая В Тени, - вдруг сказал северянин. – НальТаллиэ… А может, Звон Тени.
- Я не умею толковать чарды! – засмеялась Джари. - Хорошо вам, наверное, так легко придумать кому-нибудь смешное прозвище!
- Для того я и искал их значения! Я так и вообще Стремящийся К Богатству! Наградил папаша приставкой… - Крадрин вдруг опустил глаза и стал глядеть на капли дождя, бьющиеся о каменные плиты крыльца.
- А как вас зовут?
- Крадрин РанДайи, - не поднимая глаз, ответил молодой Жрец.
- Не может быть! – воскликнула Джари. – Тот самый РанДайи, о котором столько говорила тетя!
- Так вы племянница Неаремин?
- Нет, - с улыбкой покачала головой Джари.
- Племянница леди Дандренды? Леди Тармеанг?
- Нет, нет!..
- Я знаю вашу тетю?
- Разумеется, ее весь Илветраан знает! Лалаанг ТэориМэтари, - ответила Джари.
- Ваша тетя замечательная женщина! Ей словно до сих пор сто пятнадцать ноэлов, у нее еще глаза сияют, как у вас!
- А мне сто двадцать семь, - хихикнула Джари.
- Мы почти ровесники, - подхватил Крадрин. – Нас разделяет какая-то сотня ноэлов! Вы еще очень молоды для Жрицы.
- Да я еще учусь, - смутилась девчонка.
- Позволите? – северянин взял мокрую от дождя руку юной иввелинки. – У вас холодные руки.
- Какие есть, - пожала плечами Джари.
- Может пойдем посидим где-нибудь…А, хотя, из любого трактира нас через полчаса выгонят, потому что у меня нет денег. Зато дома у меня есть горячий чай и вчерашние булочки. Но уверяю вас, они еще ничего, подумаешь, я купил их три дня назад, и торговка на рынке уверяла, будто они уже черствые…
- Я думаю, вы не обидитесь, если я откажусь!
- Что вы, конечно нет! Но я еще утром хотел спросить, кого вы ждали здесь и теперь хочу спросить зачем пришли снова, да еще и в такую погоду?
- Я и не уходила. А погода… она такая переменчивая вещь.
- Не уходили весь день?! Но почему?
- Я ждала вашего Верховного, господина Алгелнара. Мы с ним…
- Вы с ним?! – не поверил услышанному Крадрин.
- Мы с ним давно не виделись! – отрезала Джари.
- Я тоже слишком давно не виделся кое с кем… - протянул Крадрин. – Даже можно сказать не виделся вовсе… подскажите, что мне делать, Джари Звон Тени! 
Джаннария вновь заулыбалась.
- Расскажите, что у вас случилось! – посерьезнев, попросила она.
- Подробности не важны…Но если бы вы узнали, что у вас есть очень близкий родственник, которого вы никогда не видели, вы очень хотите его увидеть, но не знаете, как он к вам относится… Вы бы поехали к нему?
- Я бы поехала! – честно сказала Джари. – И сделала бы все, чтобы понравиться.
- Такой очаровательной девушке ничего не стоит понравиться кому угодно! Пожалуй, у вас взгляд Стяжательницы мужских сердец!
- Не стоит мне льстить, Крадрин! – отмахнулась Джари. – Я сама хотела бы спросить у вас совета… Если бы вы жили в доме девушки, которая вам больше чем нравится, вы пошли бы к ней, рассказали бы обо всем?
- Я бы пошел, - кивнул Крадрин. – В конце концов, мало ли… а вдруг!
- Спасибо вам, я знала, что вы поймете меня.
Тут дождь пошел все реже и вскоре вовсе совсем закончился.
- Прощайте, Крадрин, - улыбнулась Джари, собираясь уходить.
- Постойте, вам далеко?
- На четвертый ярус.
- Так далеко идти пешком, в ночь, да и в вашей обуви! Она для сухой погоды, вы промочите ноги и простудитесь!
- Но есть ведь спираль веллани! – обернулась Джари.
- Позвольте все же вас подбросить!
- Я не против, у меня спираль еще не очень точная получается… - протянула юная красавица, которая еще ни разу даже в мыслях не пробовала вызывать спираль веллани, но признаться в этом Крадрину было как-то неудобно.
А спустя минуту, он провожал взглядом ее, перепрыгивающую через лужи, направляясь к дому Леарана. Слишком долго Крадрин мешкал, и потому пришлось кричать на всю улицу:
- Джаннария! Джари! Может, мы с вами встретимся завтра в восемь вечера в сквере на седьмом ярусе?
- Мне очень жаль, - обернувшись крикнула она, - но я, скорее всего не смогу…Да, точно не смогу, и не ждите меня, умоляю.
- Я все же подожду, вдруг вы освободитесь! Хоть на минутку переместитесь ко мне, я буду рад! Приходите, там такая сладкая ашина…
- Не хорошо есть ашину в городском парке! Не красиво! – засмеялась Джари.
- Да? А я всегда ем! Для кого же она там растет, не для горожан разве?
- Не знаю, Крадрин, я была в этом сквере мельком, только у фонтана.
- Вот там я и буду ждать вас!
- Не стоит!
И она пошла дальше, вертя на пальцах посох, время от времени опираясь на него, чтобы перепрыгнуть большую лужу.
«Хорош наш новый правильный Верховный! – сокрушенно подумал Крадрин. – И еще Рандрифира попрекает! Сам-то навряд ли пропустит такую юбку и ее очаровательную обладательницу! И она будет с ним. Сегодня и потом… А со мной не будет никогда…»
И он вызвал спираль веллани домой.

                ****
День не задался, погода испортилась, да и спираль сегодня чего-то вздумала веллани брызгать! Чуть занавеска не загорелась от летящих в стороны искр. Словно бы формула обрела характер…или как-то слилась с самим Леараном, который устал, и мысли которого были полны разными брызгами бытия – мыслями о неоконченной работе, о бывшем друге и его сыне, о том, что теперь этот сын станет делать и о том, почему Метария так далеко…
С этими мыслями Леаран лег на неразобранную постель, ведь был уверен, что ничего лучше, чем легкая дремота – грань между сном и явью, ему не светит.
Он не знал, сколько прошло времени, слишком медленно оно тянулось. Лежа с закрытыми глазами в полном отсутствии сна, он услышал как дверь в его комнату тихонько приоткрылась и чьи-то легкие шаги босых ног послышались на пороге.
Леаран открыл глаза и, приподнявшись, увидел ее.
Он не сразу узнал Джаннарию с распущенными и гладко расчесанными волосами.
- Я вас разбудила? – смущенно спросила она.
- Нет, - резко сев, ответил Леаран. – Джари, тебя что ограбили?!
Он только заметил одежду девчонки, вернее практически полное ее отсутствие.
Она стояла, обернув бедра той самой бисерной риакки и закинув другой ее край через плечо.
- Н-нет, - дрожащим голосом ответила она.
Леаран и сам уже понял, что «н-нет», и девчонка, скорее всего, начиталась глупых романов и решила впечатлить его появлением в таком виде. Но смелости, наглости и развязности явно не хватило, и выглядела она скорее как бедная нищенка, чем как соблазнительная распутница.
- Джаннария НальТаллиэ! – строго сказал Леаран. – Если хочешь поговорить, набрось на себя, хотя бы это!
С этими словами он встал,  сдернул с кресла шерстяной плед и бросил его к ногам Джари.
Девчонка рухнула на колени и расплакалась, обернувшись мягкой тканью.
«Правильно, а теперь реветь! – раздраженно подумал Леаран. – Почему я должен воспитывать глупых девчонок!?»
- А вот права была Метария! – прохаживаясь по комнате вслух размышлял он. – Права была, что мне от тебя одни проблемы! И убытки, кстати говоря!.. Не знаю, что ты там себе выдумала, а хотя нет, отчего не знать, прекрасно знаю!.. И как тебе это в голову взбрело?!
Джари подняла свое заплаканное личико.
- Не говори только, что в книжке прочитала! –заранее остановил ее Леаран.
 Но девчонка только кивнула и с новым приступом рыданий и вовсе разлеглась на полу, уткнувшись лицом в согнутую руку.
- Вот и замечательно! Спокойной ночи, НальТаллиэ! Домой завтра поедешь… Учись где хочешь и чему хочешь, но чтоб я тебя больше не видел! И тетушке не забудь рассказать, как я тебя, якобы, обидел! Ну и денек сегодня…
Леаран сел на кровать, стараясь думать о чем-то отвлеченном и не смотреть на рыдающую Джари на полу. Но терпения его хватило не надолго, меньше чем на минуту.
- Джари, - подойдя к ней, тихо сказал Леаран.
Но она не отзывалась, хотя вроде бы перестала плакать.
Присев рядом с ней на пол, Леаран провел рукой по ее случайно обнажившемуся плечу.
Девчонка резко села, отпустив край пледа, который тут же соскользнул на пол.
- Я люблю вас! – вдруг выпалила она и тут же отвернулась, щеки ее и без того пылали лиловым румянцем.
Леаран вздохнул, набросив на нее плед.
- Тебе нужно успокоиться. И не сиди на полу, иди сядь туда! – он махнул рукой на кресло.
Едва держась на ногах, Джари  поднялась и в пару неуверенных шагов пересекла комнату.
Она села, Леаран присел на подлокотник и, взяв ее тонкую ручку, сказал:
- Не представляешь, Джари, как я тебя понимаю. Сложно любить тех, с кем мы никогда не будем, но, к сожалению, возможно….
- Но вы ведь с ней были, и только сейчас расстались… - протянула девчонка.
- Много раз…В своих мечтах, в мыслях народной молвы, во сне, но не наяву… - ответил Леаран, отпустив руку Джаннарии.
- Значит это все…не правда? – удивилась она. – И даже то, что вы поругались?
- Мы поругались, это правда. Но мы были друзьями, а не любовниками.
- Какая же я дура! – сокрушенно сказала Джари, закрыв лицо руками.
-Скажи мне сто пятьдесят третью формулу, - с усмешкой сказал Леаран.
- Какую формулу?! – слегка возмущенно фыркнула Джари.
- Твою любимую!
- Так я сейчас ни одной не помню…У меня все из головы вылетело… - захлопала глазами девчонка.
- Вспомнишь и пойдешь спать, - ровно сказал Леаран.
- Лернад…Алара…
- Ну откуда Алара?!
- Аглари? Лернад-Аглари-Дайи…
- Ну давай еще Дайи туда поставим! – усмехнулся Леаран.
- Виэн?
- Конечно, Виэн! В классическом цикле, в одной формуле с Лернад какой Дайи может быть?! Еще скажи Селмэн у тебя там! Или Наранни…
- Я в этом не понимаю, - виновато протянула Джари.
-  Тридцать два чарда мы не можем запомнить что и с чем нельзя ставить! – чуть раздраженно бросил Леаран. - Хорошо, давай заново.
- Лернад-Аглари-Виэн-Деали-Наль…
- Ну вот, уже на что-то похоже! – устало улыбнулся он. – Теперь ступай к себе, спокойной ночи.
Джари встала и направилась к двери.
- Прощайте, - обернувшись у порога сказала она.
- Я теперь не в праве удерживать тебя, но и прогонять… не посмею, милая Джари. Если хочешь, поезжай домой. Ты и сама выучишь все основные формулы по той книге, а потом придешь туда к себе в храм, скажешь, что хочешь пройти итоговые испытания, тебе не имеют права отказать.
- Значит вам все же лучше, чтобы я уехала?
- Тебе лучше. А мне… знаешь, Джари, ты последний просвет в этом темном городе!.. Просвет…
У Леарана словно бы все перед глазами поплыло и приглушились все звуки. Одно слово «просвет» уже странно действовало на него. Разодрать бы пространство Читраны, да хоть на секунду попасть туда!.. Туда, где можно все, туда где все просто и понятно!.. Как же он поймет эти видения, когда Амарилан сотни ноэлов провела в Просвете, а он чуть больше минуты! За сотню-другую, может, и он бы все понял!
Джари между тем ушла, а Леаран, постояв еще какое-то время перед открытой дверью, отправился спать, решив, что все недомогание от  усталости.
Спать спокойно ему так и не случилось. Среди ночи его разбудил тихий женский смех.
Она сидела у изголовья его кровати, но Леаран был рад этой ночной гостье.
- Амарилан!
- Хорош, юный брат, нечего сказать! – резко сказала она. – Я была о тебе лучшего мнения!
- Что я по-твоему должен был сделать с бедной девочкой?! – огрызнулся Леаран.
- Да плевать я хотела на нее! – отрезала Амарилан. – Тебя вообще не должно здесь быть! Сидит он, чушью занимается! Бумажки перекладывает, полуголым девицам формулы объясняет!
- А что я по-твоему должен делать?!
- А догадайся-ка без моей подсказки! Или тебе изменяет память? Я еще когда тебе сказала: бросай все, езжай за ней! Ты продолжаешь новое кресло просиживать!
- А я разве не говорил, что это не твое дело!
- Ну-ну, сиди, юный брат, а между тем моя дочка догонит твою Метарию и убьет ее, но пока они решают жечь ее или закапывать в снегу.
- Кто они?!
- Денерра, Тадлин и еще целая банда. Сегодня они отплыли из Кардаля.
- Постой, постой, этого не может быть! Тадлин мертв, я в этом уверен! Не выжил никто… или же эта крыса как-то успел сбежать!?
- Нет, ему досталось тоже… Но он, как все личности особого сорта, иначе именуемые негодяями, выкарабкался при помощи Сэалан. И вот теперь она отправила их портить очередную задумку Неаремин – уничтожение Последнего Стяжателя. Они хотят убить Метарию, а Алмирана выставить жертвой ее роскозней.
- С чего бы тебе направлять меня против своей дочери?! -  воскликнул Леаран.
- Как бы жаль мне не было Денерру, но не ей, а тебе, Алмирану, Метарии и Нир дано спасти Читрану… Я возьму только с тебя обещание, что ты не станешь убивать Денерру.
- Разумеется, - кивнул Леаран. – Но я должен ехать немедленно!
- Погоди, юный брат, - улыбнулась Амарилан. – Ты хоть и не слушаешь меня, хоть и не делаешь многого, что я велю, но все же я тебе по-сестрински помогу. Завтра наденешь капюшон, выедешь из города на дорогу в Кардаль, остановишься и вызовешь спираль в Несс-Аил.
- Далеко, - покачал головой Леаран -  В лучшем случае свалюсь в море, в худшем – перегорю.
- Я тебе помогу, - пояснила Амарилан. – Только глаза закрывай! Я переплету веллани с Межпространственным Светом. Сама я так сотни раз делала… Брызжет во все стороны, искры шипят, если на что-то попадут… Но зато действенно. Например, чтобы войти в твой сон приходится пользоваться магией и Просвета, и Читраны одновременно. Твой сон принадлежит Читране, а право такого перехода – Просвету…
- Что ж, спасибо, сестра, впредь буду делать все, как ты скажешь, - пообещал Леаран.
- Не зарекайся, - усмехнулась Амарилан и исчезла.
И тут же наступило утро, словно бы они проговорили несколько часов, а казалось, что пару минут.
                ****
Утром, отправляясь из дома, Леаран увидел в гостиной Джаннарию и почему-то не смог соврать ей, что уходит по делам.
- Этот дом теперь твой, - сказал он, - живи, учись… а меня не жди, я уезжаю или на Алнесси, или в Просвет!
- Я буду ждать вас до конца Читраны! – всхлипнула Джари.
- Не нужно. Ты понимаешь меня, не все хотят, чтобы их ждали. Когда я ухожу откуда-нибудь, я обычно отчеркиваю все, что было и даже чего не было. Если тебя спросят где я, а тебя уже к обеду начнут расспрашивать, скажи что хочешь. Можешь сказать, что я сбежал, не выдержав ответственности, что на меня свалилась, можешь сказать, что испугался вторжения суорров… Что хочешь, я все одно уже не вернусь.
- Я скажу, что вы уехали сегодня утром в неизвестном направлении и ничего мне не сказали, - невесело улыбнулась Джари. – Прощайте.
- Прощай, Джаннария НальТаллиэ, моя первая и последняя ученица! Не прощу тебе, если не будешь без меня учить формулы, поняла?
- Поняла… - И Джари снова расплакалась, закрыв лицо руками.