Молодость Кобы. Баку. Балаханы. 4 сцена

Мидлав Веребах
                предыдущая http://www.proza.ru/2009/12/29/895

4  СЦЕНА

1(14) января 1905. 16-35


Баку. Чистая комната с высокими потолками. В окно виден край Колюбакинской площади и армянская шатровая церковь. У окна стоит Коба, придерживая левую сухую руку правой, и играет желваками. Входит бойкий черноглазый парень с чубом на глаза – Варфоломей.

– Ты что, Вошка!? Совсем нюх потерял?

– Да, ты чё, хозяин? О чём базар?

– Ты почему не сказал, что у этой курсистки, Мануш, русский приятель есть?

– А я почём знал? Он, чай, втихую её драл.

– Ты, хоть, понимаэшь, дятэл, что из-за тэбя чуть не сорвалось дело? Пролетарской важности!.. А почему не узнал, что нет у неё никого родных, кроме старика-отца? Никаких дядьёв-братьёв?

– А кто спрашивал? Теперь, вот, в пузырь… Я, што ль, товарищ Коба, её выбирал… в ученицы?

– Молчи, урод! Не справился ты с заданием.

– Да она же в вас втюхалась, как кошка. А как в вас не втюхаться?..

– Идиот! Другую подобрать – не проблема. А теперь, вот, вываживай, товарищ Коба... Русаков нам здесь ещё не доставало… Всё, Вошка, ступай. Минус тебе. Вацека позови.

Вошка выбежал. Через минуту появился интеллигентный рабочий, а по совместительству член Бакинского комитета и его казначей, Вацек.

– Милый наш, Иван Прокофьевич. Надо что-то решать с той заварушкой в Балаханах.

– А что там, Сосо? Я не понял. Русский в татарина стрелял?

– Да. Но это полбеды. Там армянка одна... Мануш Нцгоева. Я её лично к нашему делу готовил. Так её позавчера три огуза* изнасиловали.

– Только этого нам не доставало! Бойни межнациональной. И так этот козёл, Накашидзе*, её во сне видит. Кричит везде, что резня вот-вот начнётся! Я уверен – эта провокация его рук дело!

– Скорей всего. Но нашего брата - русский сознательный пролетариат - совсем ни к чему здесь мешать. Так можно всю революцию просрать и резнёй подтереться. Надо этого Илью Васильева отмазывать… Только я не могу. Скользкое дело…

– Да, что я, не понимаю? Когда надо ехать?

– Сегодня в шесть у них сход. Из барака №113 парень.

– 113? А я помню его – хмурый такой... А время-то уже!

– Бричку возьми. Мне пока не надо.

Время  17-10

* огузы, тюрки - самоназвание кавказских татар
* Накашидзе Михаил Александрович - временный генерал-губернатор Баку и Бакинской губернии. Провоцировал азербайджанцев на погромы армян. Убит 11.05.1905

                продолжение http://www.proza.ru/2009/12/31/72